Тамбнейл для первой части статьи про японские двигатели V4 в мотоциклах.

История двигателя V4 в круизерах, часть 1: падение американского байка

Я решил добавить ещё один тип двигателя на наш сайт. V4 – относительно редкий на кастомной сцене агрегат, что, пожалуй, можно отнести к тому факту, что американская автомобильная культура не особо любит перемены. Дерево было в кузовах автомобилей до середины 50-ых годов, революционный стримлайнер не прижился, хот-роддеры на кастомной сцене предпочитают строго V8, а мотолюбители – строго V-Twin. В крайнем случае и те, и другие предпочитают уходить в большую сторону, нежели в меньшую. Даже кастомные мотоциклы строят вокруг V-образных восьмёрок – движки с количеством цилиндров между V2 и V8 не просто редки, а чрезвычайно редки. И если уже берётся что-то между двойкой и восьмёркой – то уж скорее всего V6, а не V4.

Тем не менее, V-образную четвёрку в машинах тех стилей, которые мы так любим, всё же можно встретить – чаще всего в байках. И самый популярный V4 в области мотостроения пришёл к нам из обители восходящего токусацу – из Японии. Однако весьма любопытным является тот малоизвестный факт, что на момент выпуска первых японских четырёхцилиндровых двигателей Harley-Davidson – несмотря на нежелание американского любителя железных коней принимать всякие новинки – тоже был готов начать производство мотора такого типа. Но, как всем известно, мир так и не увидел харлеевского V4. Как же так получилось? Именно об этой интересной истории я и хочу рассказать. Она весьма большая, и лучше всего её начать с прочтения моей предыдущей статьи. Однако по программе минимум, нас интересует в первую очередь тот момент, что в Японии с 1950-ых годов действует крупный налог на автомобили по объёму двигателя. Вот ещё раз цифры, которые приводит Википедия: 7500 йен на все автомобили с мотором меньше 2 литров, 19000 йен от 2 литров до 4,5 л – и так по нарастающей. И есть ещё одна цифра, в предыдущей статье не упомянутая: налог на мотоциклы с двигателями от 125 см3 и выше… всего 1000 йен. Как минимум в 7 раз (!) меньше даже самого щадящего налога на автомобиль.

Именно поэтому с мотоциклами у японцев дела обстоят куда интереснее с точки зрения американской школы мотостроения. Зенит однозначно случился в 80-ых годах, когда японская экономика уверенно шагала вверх. Всё больше товаров производилось на экспорт, многие компании заработали себе мировую репутацию, инновации шли одна за другой – кто не слышал о японской электронике 80-ых, славящейся своим качеством и надёжностью? В области автомобилестроения подъём в экономике шёл параллельно с увеличением объёмов двигателей большинства моделей: самые крупные моторы уверенно росли от двух литров до трёх. Помимо этого появлялись всё новые модели, ставшие впоследствии иконичными – именно в 83-ем году, например, появится эта ваша AE86. Nissan в 83-ем году наконец запустит в производство первый по-настоящему массовый V-образный двигатель – шестицилиндровый VG. А во второй половине 80-ых, когда раздуется финансовый пузырь, продажи наиболее люксовых автомобилей – тех самых Nissan President и Toyota Century с четырёхлитровыми V8 – подскочат аж в два раза. И вообще, конкретно производство машин получит такой рывок, что даже когда экономика бабуру со свистом схлопнется в 91-ом, Япония продолжит ещё около десяти лет выпускать одну автоикону за другой. Чуть ли не все японские модели 90-ых – святая святых любителей тюнеров. И даже компания Mooneyes возродится вовсе не в США, а в Японии.

Смотрите еще  Кастомный дрэг-чоппер с надутым V8

А в Америке тем временем всё было далеко не так солнечно. Про проблемы автомобильной индустрии в 70-ых на фоне топливного кризиса знают, наверное, все. У мотоиндустрии тоже всё было не то, чтобы очень: дело в том, что в 1969-ом Harley-Davidson был куплен команией American Machine And Foundry. Почему именно так получилось – до конца не ясно. Одни источники говорят, что у H-D были какие-то проблемы – то ли финансовые сложности, то ли кто-то со стороны собирался попытаться устроить враждебное поглощение Харлеев – и AMF спасли последнего американского производителя мотоциклов. Однако фанаты Дэвидсонов утверждают, что всё это – брехня. Какие могли быть проблемы у Harley-Davidson, если они к концу шестидесятых остались буквально единственными? Да ещё и на фоне повальной мотомании, которая после выхода фильма Беспечный Ездок стала, по сути, харлиманией. Так что народ на тематических форумах уверен, что AMF не спасал H-D, а как раз-таки враждебно поглотил, желая урвать большой куш.

Как бы то ни было, а сторонники обоих теорий сходятся в одном: после того, как Харлеи стали частью American Machine And Foundry, всё стало совсем плохо. Сама по себе смена владельцев уже выглядела так себе в глазах народа: какая бы на то ни была причина, а многие любители Дэвидсонов посчитали, что H-D предали символ свободы и продались корпоративным крысам. AMF ситуацию не улучшила, настояв на том, чтобы их логотип отныне был на бензобаке рядом со словами Harley-Davidson. И чуть ли не в первую очередь American Machine And Foundry пожелали повысить количество собираемых мотоциклов с пятнадцати тысяч… до семидесяти! И при этом без каких-либо модернизаций производственного процесса или обновления фабрики! Само собой, всё это вылилось в то, что люди работали до изнеможения, случались забастовки, а процесс контроля качества быстро превратился в ночной кошмар. И это было только началом плохих решений.

Репутация мотоциклов H-D довольно быстро упала настолько, что народ начал делать чопперы из модели Honda CB750. Даже несмотря на то, что у неё была рядная четвёрка, а не V-Twin. Тот японский агрегат до сих пор так и остался единственным линейным двигателем, который сумел хоть как-то потеснить устоявшийся на американской кастомной сцене культ V-образного мотора. Просто потому, что единственный доступный V-Twin в те года был во много раз хуже, ненадёжнее, и при этом дороже японской альтернативы – вот настолько всё было хреново.

Тем не менее, несмотря на все проблемы, тяжёлые американские байки уверенно оставались областью компании Харлея и Дэвидсона. Однако японская экономика всё ползёт вверх – и вот производители банзай-машин уже понимают, что могут позволить себе производство реально больших мотоциклов. Вследствие чего японцы решают потеснить Harley-Davidson и отобрать у него монополию на класс байков-круизеров. Азиатские захватчики сначала делают несколько пробных прото-круизеров, которые, по сути, являются уже существующими моделями, лишь слегка переделанными под круизеры. AMF настолько явную угрозу своему последнему оплоту не замечает и продолжает заниматься ерундой. Так что, прощупав почву, Япония в 1981-ом году собирает свой первый американский байк: Yamaha Virago. И Virago рвёт буквально все шаблоны.

Смотрите еще  Исчезающая Точка (1971): белый Додж Челленджер эпохи 70-ых

И всё же нельзя сказать, что H-D был совсем беззащитным перед японским американским байком. Во-первых, для многих Harley-Davidson всё ещё оставался не просто брендом, но образом жизни. Многие всё ещё помнили Питера Фонду на иконичном чоппере, раскрашенном в цвета американского флага. Не говоря уже о закостенелости американской автокультуры – ну и мотокультуры, соответственно – о которой я не устаю повторять снова и снова. Многие люди в США 80-ых всё ещё весьма серьёзно относились к девизам типа “Mopar or no car!” и им подобным. Так что народ не бросился прям уж повально покупать японца, несмотря на все проблемы AMF и H-D. К тому же, за Харлеями стояла мощная американская кастомная сцена, которую японцы даже к 80-ым годам всё никак не могли осознать. Гордые инженеры-самураи смотрели на параметры Харлеев и задавались целью сделать байк лучше, чем заводской Harley-Davidson, совершенно не догоняя того, что 9 из 10 купленных Харлеев оставались заводскими ровно до момента обретения владельца. У японцев на тот момент не было огромного количества доступных запчастей для персонализации байков, как и не было в Америке сотен гаражей, которые умели бы работать с японскими машинами.

В общем, ситуацию можно было спасти – или хотя бы сильно смягчить – всего лишь одной действительно хорошей ответной моделью. И прототипы таких имелись в закромах компании H-D. Однако, по стечению обстоятельств, как раз в 1981-ом году American Machine And Foundry решают продать Harley-Davidson. Так что Yamaha выпускает свой мотоцикл аккурат в самый подходящий момент. Virago мало того, что оказывается куда надёжнее и технологичнее имеющихся на тот момент в продаже Харлеев, так ещё и на 1,5-2 тысячи долларов дешевле – а Harley-Davidson в этот критический момент заняты своими внутренними делами и не могут быстро выкатить что-либо в ответ. Это было не просто критическое попадание – это был натурально нокаут в самом прямом смысле слова: несмотря на имевшиеся преимущества и буквально титанический имидж, Harley-Davidson в те года чуть не обанкротились. А успех Yamaha Virago откроет дорогу новым моделям, среди которых и окажутся круизеры с двигателями V4.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.