мотоциклы круизеры с японскими двигателями V4, масл-байки, мускул байки

История двигателя V4 в круизерах, часть 2: масл-байки и японское вторжение

Итак, 1981-ый год. Yamaha Virago завоёвывает для японцев территорию на рынке круизеров, а Harley-Davidson нервно курит в сторонке, и даже на это дело кажется вот-вот придётся искать инвесторов, готовых вложиться в чрезвычайно перспективное дело покупки пачки сигарет. Именно в этот момент истории начинается производство, пожалуй, самых широко распространенных на данный момент времени двигателей V4. Несмотря на весьма большое количество двигателей V2 и V6 – и вполне логичный вывод, что между ними должна быть V-образная четвёрка – к 1982-ому году мотор типа V4 был, по сути, диковинкой. Как-то так получилось, что четырёхцилиндровых V никогда не было в опциях действительно популярных автомобилей или мотоциклов. Но в 1982-ом году, глядя на успех Ямахи Вираго, Honda приняла решение урвать свой кусок американской мечты. И так уж получилось, что как раз к тому моменту корпорация имени товарища Соитиро разработала двигатель V4 для мотоциклов – для того, чтобы вернуться в гонки Мото Гран-При. Имея базу для производства четырёхцилиндрового мотора, Honda решила помимо модели Shadow со стандартным двухцилиндровым V выкатить на рынок круизеров Honda Magna с тем самым V4.

Следующим нюансом этой истории стал факт того, что дело происходило в Америке, а потому разные журналисты и мотолюбители тут же стали проверять новые машины в заездах на четверть мили. И японцы услышали желание покупателей, что вылилось в гонку вооружений. Кому-то в компании Honda приходит в голову очевидная идея: а почему бы, собственно, не продавать байк, который выглядит, как круизер, но при этом может не только по дорогам ползать, но и в гонке себя показать? Просто поразительно, что за все 70-ые абсолютно никто в AMF до этого так и не додумался. Впрочем, чего ожидать от компании, которая до покупки Харлеев больше всего была известна как производитель шаров для боулинга. В общем, что есть – то есть. В 1983-ем году Honda выпускает модель Magna V65, с двигателем объёмом в 1.1 литр и мощностью в 116 лошадиных сил – пожалуй, первый пауэр-круизер или, как их ещё называют, масл-байк (мускул байк).

И, совпадение это или нет, но Yamaha шла за Хондой по пятам. С задержкой в три года, компания имени Торакусу тоже сделала V4 для гоночного мотоцикла – и тоже решила поставить двигатель нового типа в свой новый круизер. И таким образом в 1985-ом году на рынке появляется Yamaha V-Max – для мира мотоциклов, эта машина как Dodge Charger. То есть, если говорят маслкар – скорее всего представляют себе Charger 69-ого года. А если говорят маслбайк – V-Max 85-ого. Или, говоря по-английски, если Honda Magna V65 – это “power cruiser”, то Yamaha V-Max – “the power cruiser”. Да, невероятно, но факт: маслбайки придумали и закрепили японцы. С двигателем в 1.2 литра и мощностью 120 л.с., V-Max буквально сносит крышу всем, кто на него садится. Новый мотоцикл Yamaha становится популярным моментально: журналы отзываются о нём один лучше другого, Cycle Guide отдаёт ему награду “Байк Года 1985”, и V-Max успешно продаётся в Америке, хорошо продаётся в Японии – в общем, продаётся везде и в больших количествах.

Смотрите еще  Джон Бронко (2020): культурный феномен Америки

Стоит, конечно, упомянуть, что помимо Ямахи и Хонды, другие японские корпорации тоже предпринимали попытки создать американский байк. Например, у Suzuki имелась модель Madura, выпущенная в 1985-ом году как ответ модели Magna V65 и прямой конкурент V-Max. Тоже V4, тоже объём почти в 1.2 литра. Однако Madura, как и многие другие, с треском проиграла Ямахе и Хонде: Suzuki прекратила выпуск своего маслбайка всего спустя два года. Для сравнения: V-Max с минимальными изменениями выпускался 22 года, до 2007-ого, а потом ещё и обновился до второго поколения, которое производилось с 2009-ого по 2020-ый. А Honda Magna в разном виде и с разными двигателями выпускалась с 1982-ого по 1988-ой и с 1994-ого по 2003-ий. В общем, Хонда и Ямаха однозначно и вне всяких сомнений стали доминирующей силой в области круизеров, а модели Magna и V-Max – иконами. Именно ввиду всего вышесказанного, включая долгие годы производства, японские V4 от Ямахи и Хонды являются вполне себе популярными альтернативами Харлеевскому V-Twin в кастомных мотоциклах, и найти примеры таких проектов не составляет никакого труда.

Перечитывая весь этот текст, я и сам невольно задаюсь вопросом, как вообще фирма Harley-Davidson умудрилась пережить этот период. Учитывая то, что Харлеи и так были на волоске, такое масштабное вторжение должно было, казалось бы, прикончить их. И, в общем-то, именно это бы и произошло, если бы не двигатель Evolution, производство которого американцы всё же смогли наладить к 1984-ому году. Тем не менее, весь этот опыт не прошёл бесследно ни для японских производителей мотоциклов, ни уж тем более для американских. По большому счёту можно сказать, что Harley-Davidson уже никогда не станет прежним.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.