Странники 1979-ого года… Откровенно говоря, я очень сильно пытался увернуться от написания этой статьи. В первую очередь из-за того, что у второго администратора этого сайта уже есть вполне себе неплохая короткая статья, посвящённая этому фильму. Если уж честно, то я посчитал, что можно просто скопировать её сюда – и дело с концом. “Нет!”, сказал он. “У нас должен быть только оригинальный контент!”, сказал он… эх…
Постараюсь быть как можно более кратким (что у меня, как правило, не получается). Итак, Странники (The Wanderers) были сняты Филипом Кауфманом – режиссёром, о котором я совсем ничего не знаю, да и не так много фильмов на его счету. Единственное, что я смотрел в его исполнении – версию Вторжения Похитителей Тел, которые вышли на экраны буквально за год до Странников. И, видит Бог, не скажи мне титры в начале, что эти два фильма снимал один человек, то я бы ни за что не догадался, что это дело рук одного режиссёра.
Казалось бы, зачем вообще вспоминать такое кино, как Вторжение Похитителей Тел, когда речь идёт об истории про молодёжные банды, драки и девчонок? Более того, Странники без пяти минут исторический фильм: Ducky Boys, Fordham Baldies, Wanderers и прочие – все они действительно существовали. Чёрт возьми, гитарист Kiss Эйс Фрейли был одним из Ducky Boys. Плюс на заднем плане у нас: убийство Кеннеди, вьетнамская война, Боб Дилан – в общем, чисто начало шестидесятых, причём тут фантастика про инопланетян?
Да при том, что тут и там в Странники сняты крайне… необычно, и в определённые моменты начинается и впрямь граничащий с хоррором сюрреализм. Повествование обрывисто, и фильм как будто рассказывает не одну большую историю, а примерно с полдюжины рассказов покороче, которые весьма неловко связаны воедино. Тут и там есть допущения: все показанные в Странниках молодёжные банды хоть и впрямь существовали, но не в одно и то же время, а фанаты вьетнамской войны, разбирающиеся в происходящем, могут придраться к одной из сюжетных арок…
А уж когда на экране появляются ребята из Ducky Boys – вот тогда действительно появляется повод сравнивать Странников с Вторжением Похитителей Тел. По какой-то одному лишь режиссёру ведомой причине, все Ducky Boys как один ни говорят ни слова, обладают взглядом маньяка со стажем, и их не интересует ничего, кроме желания нанести тяжкие телесные каждому, кто зайдёт на их территорию. Их территория, между делом, является местным филиалом Сайлент Хилла: на ней царит вечная ночь, постоянно покрытая непроглядным то ли дымом, то ли туманом, в котором даже фонари видно с трудом. И вместо монстров туда-сюда бродят парни из Ducky Boys, действительно чем-то смахивающие на людей из стручков. Прибавьте к этому соответствующий саундтрек – честное слово, во время просмотра тех сцен остаётся только удивляться, почему магнитола в машине не шипит. Более того, Ducky Boys, судя по всему, генерируют всю эту атмосферу вокруг себя: вот идёт футбольный матч и вокруг ясный безоблачный день – а вот появляются Ducky Boys, и вокруг уже какая-то дурацкая дымка пополам с облачностью и соответствующим странным саундтреком.
Но несмотря на всё вышесказанное, Странники обладают определённым количеством преимуществ. Первое: немалое количество хорошо запоминающихся сцен, диалогов и персонажей – возможно, не в последнюю очередь благодаря вышеописанному сюрреализму. Второе: отлично переданная атмосфера того времени, немалой частью которой являются хоть и не без косяков, но всё же вписанные в киноленту реальные исторические события и личности. Третье: понятный как дважды два общий посыл фильма, ибо несмотря на неровность повествования, концовка прямолинейна как удар Мохаммеда Али.
По этим трём параметрам Странники, на мой взгляд, с лёгкостью обгонят любого конкурента в своём жанре. Бойцовая Рыбка (Rumble Fish, 1983), Лорды Флэтбуша (The Lords Of Flatbush, 1974), Изгои (The Outsiders, 1983) – все как один проигрывают Странникам в моём личном хит-параде. Мне очень хочется сравнить Странников с фильмом Без Любви 81-ого, но тут проблема в том, что Loveless – уже несколько иное кино, да и рассказывает несколько о другом, так что не особо выходит такое сравнение.
Так что я думаю, что Странники – лучшие в своём роде. Я, конечно, встречал иные мнения – и очень просто понять почему, так как фильм весьма даже спорный. Но по моей оценке – да, лучшие всё-таки Странники Кауфмана. Тут ничего нельзя больше добавить, кроме как посоветовать интересующимся кинолентами такого рода самим посмотреть этот фильм, да составить собственное мнение.
Dion & The Belmonts – The Wanderer
А в качестве последней строки напишу несколько слов об исполнителе главной песни – Дионе ДиМуччи (Dion DiMucci). Так вот, вы в курсе, что Дион никогда не прекращал играть и играет до сих пор? Критики называли его молодёжным идолом и сулили скорое забвение, но позже изменили своё мнение, и уже к 70-ым начали восхвалять работы Диона и отмечать то влияние, которое ДиМуччи оказал на других музыкантов. В 89-ом году Диона включили в Зал Славы Рок-н-Ролла, ну и… выше, наверное, подниматься уже некуда. Лично я из поздних работ слушал, например, альбом Déjà Nu двухтысячного года – и это всё тот же рок-н-ролл, который ДиМуччи творил полвека назад. А ещё мне попались под руку несколько песен с пластинки New York Is My Home, вышедшей в 2016-ом году – на ней уже играет блюз, но это всё та же музыка прошедшего столетия, которую Дион упорно продолжает играть и по сей день. Так что если вам нравится песня Wanderer, то у меня для вас хорошие новости: вас ждёт ещё три десятка альбомов от товарища ДиМуччи. Может, мы даже однажды напишем о каком-нибудь из них.