Пол МакКартни мёртв. Так утверждал Тим Харпер в 1969-м году. И даже Полу сложно было отвертеться: на обложке “Сержанта Пеппера” десяток тому доказательств. И сотня лиц разной степени узнаваемости: ни одного Элвиса, зато какой-то Дион ДиМуччи, к востоку от Олдоса Хаксли, в кильватере у Оскара Уайлда. Любимый певец Спрингстина, Планта, Скорцезе, король ду-уопа, Дион стоял у истоков рок-н-ролла севернее линии Мейсона-Диксона с 1957-го, когда, после небольшого успеха первого сингла “The Chosen Few”, он сколотил из своих приятелей банду The Belmonts, вскоре заголосившую из всех подростковых спален Америки.
Новенького ДиМуччи произвели на свет итальянским способом 18-го июля 1939-го года в Бронксе, районе еврейском наполовину, и это соседство, возможно, спасло ему жизнь: владея основами бухучёта, в феврале 1959-го в Клир Лэйк, Айова, Дион решил сэкономить 36$ на полёте – Бадди, Ричи и Биг Боппер сели на самолёт втроём. Обладатель остроумного тенора и неаполитанского чувства гармонии, в 1960-м Дион принялся за сольную карьеру, ловко попадая в чарты вплоть до “Британского вторжения”. Свою самую известную песню – The Wanderer, которую перепели все, кому не лень, и которая стала заглавным треком в одноимённом фильме, ДиМуччи записал в 61-ом. Тем не менее ввиду немузыкальной конъюнктуры – взаправдашней любви к корневым жанрам – Дион сменил жанр и начал экспериментировать с блюзом и фолком уже с 1965-го, а разрыв отношений с наркотой привёл к протестантскому Богу и череде госпел-альбомов в 1980-х. Разрыв отношений с протестантским Богом вернул синьора ДиМуччи в лоно католицизма, и вот уже десяток лет Дион производит высококлассный блюз, хотя и без признаков папизма.
Для нового альбома были созваны как старые кореша масштаба Пола Саймона и Вэна Моррисона, так и молодая поросль вроде Джо Бонамассы и Саманты Фиш; ручки крутил и играл за всю ритм-секцию Уэйн Худ; издающий лейбл: свежее детище Бонамассы Keeping The Blues Alive Records. Название альбома вполне очевидно – “Blues With Friends”, хотя более аутентично было бы назвать его “Blues Without Friends” и записать в одиночку в “одиночке” в ожидании казни. Все песни написаны Дионом, все, кроме двух, в соавторстве с Майком Аквилиной.
“Дион умеет петь” – пишет в буклете диска Боб Дилан, и это так же очевидно, как и то, что вокал самого Дилана зачастую чудовищен (смягчаю, возможно, это прочтут дети).
Однако Циммерману доверяй, но проверяй. Итак, проверим!
Blues Comin’ On (feat. Joe Bonamassa) – пульсирующий буги-блюз, в котором Дион не изменяет своему фирменному мелодизму и фразировке, известной ещё по “The Wanderer” (кто играл в “Fallout 4”, поймёт). Бонамасса также мелодичен, лаконичен и напорист, используя слайд по назначению, а не как Хендрикс в дурном трипе. Нога слушателя непроизвольно притопывает, grande inizio, bene!
Первый вариант Kickin’ Child (feat. Joe Menza) появился уже в 1965-м, когда боссы “Коламбии” ещё не потеряли надежду сделать из Диона очередного крунера. Нью-йоркец (как и многие здесь) Джо Менца, опытный сессионник и гитарист Menza Madison Band, добавляет нужный характер и стремительность.
Uptown Number 7 (feat. Brian Setzer) сочинялась как госпел, но переложенная в минор, с рокабилли-пассажами и цыганским подвывертом, за что ответственен, разумеется, Брайан Сетцер, обернулась свингующим боевиком для тёмных будней шантрапы Бронкса. Великолепна.
Can’t Start Over Again (feat. Jeff Beck) – хиллбилли-баллада, приправленная струнными. Дион никогда не скрывал своей любви к музыке Хэнка Уильямса. Гитара ртутью перетекает из кантри в блюз и обратно. Джефф Бек – подлинный кудесник.
My Baby Loves To Boogie (feat. John Hammond) обладает тем характерным биением, что появилось у негров от поездок на товарняках с хлопковых полей до Чикаго. На гармошке – старинный закадыка Джон Хэммонд, который борозды не испортит.
В I Got Nothin’ (feat. Van Morrison, Joe Louis Walker) не нуждающиеся в представлении мастодонты делают блюз чистой воды и тончайшей огранки. Поезд до Чикаго замедляет ход. Забавный факт: в далёком 1965-м и Дион, и Моррисон с группой Them записали свои версии Дилановской “It’s All Over Now, Baby Blue”, но хитом стал только Them’овский вариант. Других бы это, может, поссорило…
Stumbling Blues (feat. Jimmy Vivino, Jerry Vivino) – вальяжный и сытый вечерний джаз. Джерри, лидер собственного квинтета, дует в сакс, Джимми, предводитель оркестра шоу Конана О’Брайена, расслабленно щиплет струны. Как видно из фамилии, Вивино – родные братья, уроженцы Нью-Джерси, это рядом с Нью-Йорком.
Bam Bang Boom (feat. Billy Gibbons) рассказывает о знакомстве Диона с рыжей Сьюзан, будущей женой. Замедленный шаффл с мясистой и чуть насмешливой гитарой Сами-знаете-кого. Борода из всех щелей.
I Got The Cure (feat. Sonny Landreth), по словам автора, “светлая сторона блюза”. Неторопливый, но заводящий ритм, характерная духовая секция. Луизианец Ландрет, дока в зайдеко и кантри-блюзе, в прошлом соратник Марка Нопфлера, елозит “бутылочным горлышком” по грифу, извлекая дьявольски правильные ноты.
Song For Sam Cooke (Here In America) (feat. Paul Simon) была написана десятилетия назад, отложена в архив, вынута обратно после просмотра “Зелёной книги”, записана на два голоса с Полом Саймоном. Под нежное сопровождение скрипичных и прочих акустических рассказывается история о том, как в 1962-м чёрт дёрнул Диона пройтись в компании с чернокожим Сэмом Куком по улочкам южного городка. Ведущая скрипка кинематографично рисует сельские пейзажи. Актуальная вещица.
What If I Told You (feat. Samantha Fish) печальна и пронзительна. Белокурую Саманту занесло на студию ураганом из Канзаса. Её Gibson SG по мощи, красоте и точности фраз даёт фору многим “бизонам” стиля. Bellissimo, if you capisci.
Told You Once In August (feat. John Hammond, Rory Block) воссоздаёт звук Дельты. Изгибаясь подобно Миссисипи, угрожает, завораживает, затягивает в свои мутные воды. Рори Блок, истинная Леди блюза, великолепно дополняет своим голосом лидирующий вокал, одновременно устраивая неспешную гитарную перекличку с Джоном Хэммондом. Ил, бурбон, нож в голенище – хорошее послевкусие.
Way Down (I Won’t Cry No More) (feat. Stevie Van Zandt), словно канарейка в шахте, звенит предчувствием беды. Приглашённый гость – Стиви (здесь именно Стиви, потому что дружище задушевный) Ван Зандт, звезда сериалов “Клан Сопрано” и “Лиллехаммер”, гитарист Спрингстиновской E-Street Band и просто миляга-парень. Главное – не представлять его физиономию во время песни, испортите впечатление.
Hymn To Him (feat. Bruce Springsteen, Patti Scialfa) тоже была задумана гимном Господу, и полюбуйтесь, во что они всё превратили: покуда Брюс извлекает из гитары эпические мелодии спагетти-вестерна, его законная супруга Патти шепчет, воет и стонет сотней голосов неприкаянных душ. Герой скачет в закат.
Без лишних слов подведу черту: Великий Артист, великолепный материал, потрясающий альбом. Ну и друзья не подкачали! Светает…
Охренеть сколько легендарных имён на одной обложке… Однозначно надо будет отслушать.
Отслушав могу сказать, что оно того стоило. К сожалению, слушал ещё летом и забыл оставить комментарий, а потому уже не помню, что конкретно мне понравилось, а что нет, но в целом пластинка чрезвычайно душевная. Больше всего в памяти засела I Got Nothin’ – классический блюз, рассказывающий о том, что ну вот ничего у меня нет (кроме любви).
Если задуматься, то просто поразительно, какой длинный путь прошла музыка: в какой-то момент все стали стремиться рассказать о том, сколько всего у них есть, а не о том, что у них ничего нет, кроме гитары. Но это, как говорится, уже совсем другая история.