The Outsiders (1983) poster converted into a thumb.

Изгои (1983) – бриолинщики глазами девочки-подростка

Интересный факт: Бойцовая Рыбка (Rumble Fish) и Изгои (Outsiders) снимались “спиной к спине” – то есть, несколько грубо говоря, Фрэнсис Форд Коппола в 1982-ом снял эти два фильма одновременно. Как и Бойцовая Рыбка, Изгои – это экранизация новеллы С. Э. Хинтон. Вообще у Изгоев и Бойцовой Рыбки крайне много общего, и если вы не смотрели ни один из этих фильмов, то на вашем месте я бы сначала прочёл статью о Rumble Fish и решил для себя, стоит ли вообще смотреть такое кино. И лишь потом, после его просмотра, я вернулся бы к этой статье и ещё раз подумал, стоит ли смотреть Изгоев. Так что я предположу, что все читающие смотрели Рыбку и, решив для себя, что вполне можно скоротать ещё один вечерок за чем-то подобным, посмотрели в сторону данной статьи.

The Outsiders 1983, C. Thomas Howell, Ralph Macchio, плачут и обнимаются
Наши главные герои примерно на тридцатой минуте фильма: один плачет, второй мило прилёг к нему на плечо – не иначе как самое реалистичное изображение подростков из трудных семей за всю историю кино. Мне кажется, именно на этом моменте зритель начинает что-то подозревать.

Итак, с виду у Изгоев всё очень даже хорошо: фильм получил целую россыпь наград, в том числе был номинирован на золото на 13-ом Международном Московском Кинофестивале. За рубежом фильм, по сути, стал классикой и остаётся популярным до сих пор. Книгу, по которой снималось это кино, половина библиотек и школ забанили за подробное изображение курящих, пьющих и матерящихся подростков, а во второй половине студенты и школьники добровольно-принудительно читают сиё произведение в обязательном порядке. Целой плеяде молодых актёров именно Изгои открыли дорогу в большое кино: Том Круз, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи… Том Уэйтс, бывший в Бойцовой Рыбке, появляется и в Outsiders, и до кучи некоторые критики отдельно хвалят фильм за реалистичное изображение детей из неблагополучных семей.

Outsiders Изгои, C. Thomas Howell, Кристофер Томас Хауэлл, плачет
Один из главных героев. Плачет.

Вот только всё перечисленное – какая-то полная хрень. Я искренне не пойму, за что этому фильму давать какие-то награды: я не увидел никакого реалистичного изображения чего бы то и было, и я тем более не могу понять, как такое кино могло не то, что не загубить карьеры начинающих актёров, но ещё и кого-то продвинуть куда-то. Изгои – хуже Бойцовой Рыбки по всем параметрам, но при этом включают всё те же недостатки. Бойцовая Рыбка показывала хоть что-то: в самом крайнем случае, та кинолента была снята весьма стильно и умело, и наблюдать за картиной на экране было интересно. В Изгоях нет… вообще ничего нет в Изгоях.

The Outsiders, Изгои, Tom Waits
Том Уэйтс в красном свете. Не плачет, однако в отличии от Бойцовой Рыбки, где у него была какая-никакая, но всё же роль, в Изгоях у товарища Уэйтса лишь камео на пару кадров. Поэтому если хотели смотреть этот фильм ради Тома – подумайте ещё раз.

Как и в фильме-близнеце, одна из главных проблем Изгоев в том, что со страниц новеллы до экранов добралась явно не вся история, и многое было урезано. Но тут в дело вступает важный нюанс: Бойцовую Рыбку мисс Сьюзен Э. Хинтон издала в 1975-ом, а Изгои были изданы в 67-ом. На момент издания книги Хинтон было 18 лет, а писала она её и того ранее – большая часть книги была написана, когда Сьюзен было всего 16. Важный момент: люди обычно смотрят свысока на тех, кто пытается начать серьёзную творческую деятельность в раннем возрасте, но я ничего не имею против этого. Чёрт возьми, вот единственное, к чему я не выкатываю никаких претензий – так это к оригинальной новелле. Вполне возможно, что книга действительно стоит всего того, что о ней говорят – я её не читал и ничего о ней толком не знаю.

Изгои 1983, герои плачут, кадр из фильма
Главные герои. Плачут и обнимаются.

Но я знаю то, что после превращения в сценарий фильма, от истории из книги нам остался концентрированный подростковый ангст молодой американской девчонки, которую буквально распирает от гормонов – именно так ощущается всё, что происходит на экране. И в какой-то момент герои вообще перестают что-либо делать: они просто плачут, обнимаются, снова плачут, снова обнимаются, снова плачут… вашу ж мать, да сколько можно уже рыдать, а? Хорошо ещё, если между этими сценами будет хотя бы пара строчек каких-нибудь диалогов – даже не ради сюжета, а просто чтобы герои хоть на пару минут перестали лить слёзки и обниматься.

Изгои Ф.Ф.Копполы, The Outsiders 1983
И снова плачут и обнимаются.

И что делает все эти сцены абсолютно невыносимыми – так это то, что большая часть актёров играет весьма посредственно. Не знаю, может дело в фирменной фишке Копполы – доведённых до перфекционизма кадрах с идеальным освещением и прочей стилистикой. Ведь как известно, чем прилизанее кадр, тем сложнее актёрам играть и двигаться, ибо одно лишнее движение может разрушить всю композицию. Так или иначе – но актёрской игры нет, химии нет, и все эти рыдания-обнимания не вызывают никакого сострадания, а лишь искренне бесят. И если в Бойцовой Рыбке кадры действительно были красивыми и стильными, то здесь товарищ Фрэнсис Форд провалился по всем параметрам: за весь фильм в лучшем случае можно выдернуть пару-тройку красивых планов, не больше.

Изгои Фрэнсиса Форда Копполы, плачущий Мэтт Диллон
Мэтт Диллон. Плачет.

У Изгоев мало позитивных сторон. Во-первых, это однозначно Мэтт Диллон – да, он как обычно прилизан и превосходен, и крайне странно видеть, как он играет плохого парня, но он по крайней мере, чёрт возьми, играет этого плохого парня. Во-вторых – Ральф Маччио и его персонаж Джонни Кейд, так как это единственный персонаж за весь фильм, который развивается и меняется, чем предлагает зрителю хоть какую-то историю. Но, честное слово, лучше ещё раз посмотреть вышедший всего годом позже Karate Kid.

Изгои, The Outsiders, кадр из фильма
Видит Бог, не тот фильм назвали Плаксой. Отгадайте, что будет потом.

И да, я смотрел обновлённую версию фильма, так как в 2005-ом году Коппола переиздал фильм и вставил некоторые удалённые сцены, добавив 22 минуты материала, а также удалил несколько сцен с целью быть более близким к книге и слегка ускорить темп происходящего на экране. К тому же, Фрэнсис переделал звуковую дорожку, которая многим пришлась не по вкусу. С учётом этого можно сказать следующее: о, боги, каким же кошмаром должно быть была оригинальная версия фильма, если даже обновлённый и исправленный вариант вызывает лишь уныние.

фильм Изгои, все обнимаются и плачут
Да, они обнимаются. Пара треков Джерри Ли Льюиса явно не способна вытянуть всё это кино на себе – уж лучше послушать Киллера отдельно.

Эх… Что сказать в качестве заключения? Обычно я в таких случаях виню свои собственные завышенные ожидания: большинством The Outsiders любимы и почитаемы, и у фильма множество крайне лестных отзывов. Вот и я настроился на нечто великолепное, а получил… то, что получил. Но всё же этот случай несколько особенный. Поймите меня правильно: да, я высоко установил планку. Но Изгои даже не попытались перепрыгнуть её – они начали рыть подкоп.

The Outsiders, Изгои, финальный кадр фильма

Изгои (1983) – бриолинщики глазами девочки-подростка

3, голосов: 1

(Visited 36 times, 1 visits today)


Люблю ретро-автомобили, хот-роды, байки и вообще кастом-культуру и всё, что с ней связано: тематические фильмы, музыку и т.д. При наличии времени перевожу с английского, играю в видеоигры или разбираюсь в их коде. На выходных изобретаю коктейли, экспериментирую с алкоголем. Можете связаться со мной здесь: vk.com/thegoldenhorn