Я предпочитаю не смотреть биографические фильмы про Элвиса. По многим причинам, но самая главная из них состоит в том, что жизнь такой знаменитой личности, как Пресли, волей-неволей становится окутана всякими сплетнями и легендами. И чёрт его знает, что там решит наснимать про Короля очередной режиссёр. Тема-то до сих пор весьма плодотворная. Так что я биографиям предпочитаю откровенный трэш по типу Бубба Хо-Тепа. Да, там Элвис и негр-Кеннеди вступают в неравный бой против древнеегипетской мумии, но, по крайней мере, никто не пытается тебе впарить это как официальную биографию. И Короля, кстати, там играет сам Брюс Кэмпбелл – бывалый боец с нечистью всех сортов.
Но вот фильм Элвис 79-ого года я всё-же решил посмотреть. Во-первых, его снимал Джон мать его Карпентер! Да-да, тот самый, который подарил нам Нечто, Кристину, Чужих Среди Нас и ещё с десяток офигенных ужастиков, триллеров и боевиков. А Элвиса Пресли играет сам Курт Рассел! Ну не круто ли? Оказалось, что именно на съёмочной площадке Элвиса Рассел и Карпентер впервые работали вместе – и, как показала история, сработались эти коты на все сто процентов, и впоследствии этот дуэт ещё не раз выдаст нам первоклассное кино. К тому же, Курт знал Короля лично: дебют Рассела состоялся в фильме Это Случилось На Всемирной Ярмарке, главную роль в котором играл Пресли. Да, роль Курта была весьма эпизодической, и ему на тот момент было всего около одиннадцати лет, но как минимум в одном интервью Рассел вспоминал Элвиса как “замечательного парня, не витающего в облаках”. А это значит, что какие-то личные воспоминания и представления о Короле с того момента у Курта остались – а что может быть дороже для главной роли в биографическом фильме, чем личный опыт? Ну и, по мнению Карпентера, Рассел “понимает Элвиса” – и всё вышесказанное лишь добавило мне уверенности в том, что эту киноленту посмотреть стоит.
С другой стороны, я так и не смог узнать, как именно Курт попал в этот проект. Про Карпентера в этом плане известно немного больше: по словам самого режиссёра, тогда как раз вышел в прокат его фильм Хэллоуин, и продюссеры узнали, что мастер ужасов сам написал музыку к фильму. Почему-то это убедило их в том, что Карпентер справится с фильмом про Элвиса Пресли. Говорят, что это была та работа, от которой “каждый режиссёр в городе отказался”, но Джон согласился. Причины согласия Карпентер, который, к слову, обычно весьма скуп на сантименты, озвучил так:
“С моей точки зрения это личный фильм, потому что я действительно люблю Элвиса, очень. Я всегда был его фанатом и… любил его музыку. У меня к нему сильные чувства, и это многое значит для меня. Я очень волнуюсь за персонажа, я очень волнуюсь за эту историю, и в каких-то смыслах я чувствую, что мне повезло снять фильм про Элвиса. Фильм такого рода, глядя на который я не буду чувствовать, что он использует Элвиса, но буду чувствовать, что он пытается рассказать его историю”.
И даже спустя 35 лет, в другом интервью, отвечая на вопрос, почему Карпентер согласился снимать это кино, Джон снова ответит: “Я всегда любил Элвиса Пресли”.
И не последним фактом является дата выхода фильма: 1979-ый год. Меньше, чем два года прошло после смерти Элвиса на момент выхода фильма. Так что данное кино если не первая биографическая лента о Короле, то уж точно одна из первых. Почему это важно? Да потому, что жизнь товарища Пресли ещё не успела превратиться в отрывок из сборника городских легенд двадцатого века. Было немало людей, которые лично общались с Элвисом Пресли, а потому о человеке не просто помнили – его знали, и знали не понаслышке. Что автоматически ставит фильм Джона Карпентера на ступень выше в моих глазах.
Я очень надеюсь, что уже пробудил ваш интерес и вы уже хотите посмотреть этот фильм. Тем не менее, всё же изложу ниже и свои личные впечатления от этого кино. В этот раз будут спойлеры, если это понятие вообще применимо к биографическому кинематографу. Итак, начнём с актёров. Курт Рассел – блин, как же он похож на Элвиса. Просто обалдеть. Не знаю, сколько грима было использовано – в сети упоминается лишь то, что Карпентер приклеивал Расселу уши, чтобы не сильно торчали – но в результате Курт получился крайне похожим на Короля. Актёрского таланта у товарища Рассела уже тогда было хоть куда. Химия между ним и Сизон Хабли, играющей Присциллу Пресли, была, да такая, что после фильма они поженились. Правда, видать, выйдя из образов очухались и через четыре года развелись.
Роль Вернона Пресли – отца Элвиса – исполнил отец Курта – Бинг Рассел – так что тут и говорить нечего. Но вот роль Глэдис Пресли – матери Элвиса – досталась Шелли Уинтерс. Это легендарная актриса, которая начала сниматься в кино ещё в сороковых годах, и её карьера прошла сквозь шесть десятилетий. Несмотря на все её награды и известность, я как-то умудрился увернуться от всех кинолент с участием Шелли, и Элвис стал первым фильмом, в котором я наконец увидел Уинтерс на экране. И как же она хороша, чёрт возьми! Карпентер явно построил свой фильм в основном вокруг личности Глэдис Пресли – и к этому мы ещё вернёмся – но не в последнюю очередь благодаря актёрской игре Шелли после смерти её персонажа на экране почти физически ощущается появившаяся пустота. Уинтерс настолько хороша, что между ней и Расселом чувствуется больше связи, чем у Курта с собственным отцом.
Остальные роли хоть в основном и небольшие, но всё же очень даже запоминающиеся – опять же, не в последнюю очередь из-за актёрской игры. Что персонал Sun Records, что музыканты в группе Элвиса, что его одноклассники – блин, да даже негры, поющие в магазине. Их, вроде как, трое было. И если я не ошибся, то это отличный пример того, насколько хорошо фильм отпечатывается в памяти, потому что смотрел я его уже как два месяца назад… Так, я не выдержал и посмотрел тот момент в фильме – самому интересно стало. Так вот, там и впрямь было три негра и один белый дед. Так что я не ошибся, но, честно говоря, белого деда совсем не запомнил. Какие можно сделать выводы? Понятия не имею.
Но, в целом, я вовремя переключился на поющий в магазине квартет. Самое время поговорить о музыке! Какой фильм об Элвисе без песен Короля, ведь так? Что ж, тут у меня есть две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что Курта Рассела мы не услышим. Судя по всему, хоть он и похож на Пресли внешне, его голос всё же не обладает теми же качествами, что голос Короля. Очень, очень жаль. Хорошая состоит в том, что Ронни МакДоуэлл, который в результате и спел все песни Элвиса, поёт просто замечательно, и после просмотра фильма вы наверняка захотите забрать его каверы в свою коллекцию. Тут, правда, тоже не без ложки дёгтя: известно, что для Элвиса Ронни записал аж 36 песен, а в самой киноленте использовано только 25 треков. Оставшиеся 11 композиций никогда не были выпущены, с официального саундтрека срезали пять из них, плюс ещё из четырёх кто-то из ответственных за пластинку с OST’ом решил зачем-то слепить этакое попурри. Зачем – тайна великая есть. Но оставшиеся двадцать действительно хороши. Плюс из самого фильма можно без труда выцепить Good Rockin’ Tonight, а помимо Ронни МакДоуэлла мелькает песня Tiger Man Руфуса Томаса младшего и ещё пара приятных композиций, за исполнителей которых я не готов ручаться. В общем, саундтрек достойный, но послушать его отдельно от фильма целиком и полностью у вас вряд ли получится. Но, мне кажется, никто не обидится, если я поделюсь тем, что есть у меня с вами:
https://disk.yandex.ru/d/JkWpfK602SVU2Q
К сюжету фильма претензий нет, просто… возможно, он будет не совсем таким, как вы ожидаете. “Работая над Элвисом я привношу очень много своих чувств, и того, что я чувствую о нём” – так говорил Карпентер. Не знаю, сколько Карпентер имел влияния на сценарий или продюсеров, но фильм буквально сквозит любовью к Королю – она чувствуется в каждом кадре. Быть может, не только Джон был фанатом Элвиса. Кто его знает, может вся съёмочная площадка представляла из себя фан-клуб Пресли. Так или иначе, вы увидите в этом кино минимум негатива. Вы не увидите толстого Короля, вы не увидите его проблем со здоровьем, вы не увидите его конфликтов с Полковником Томом и смерти Элвиса вы тоже не увидите. Фильм заканчивается в 1970-ом году – как раз тогда, когда карьера Пресли вновь пошла на взлёт после долгого перерыва. И даже показанные нервные срывы не производят большого впечатления во время просмотра.
Самой крупной трагедией в этом фильме является смерть матери Элвиса – и вот она действительно ощущается. Как я уже говорил, не в последнюю очередь из-за превосходной игры Шелли Уинтерс. Тем не менее, после ухода Глэдис всё остальное кажется сущей мелочью. С другой стороны – это единственная проблема в фильме. Во всём остальном он захватывает и не отпускает с самых первых кадров, в которых Элвис Пресли лично стреляет в телевизор из шестизарядного. Спасибо тебе, Джон Карпентер! Где ещё я могу увидеть такое?
Подводя итоги: Элвис 1979-ого – это один из лучших на моей памяти фильмов, которые снимались для телевидения. На одном уровне с Парнем Из Калифорнии и однозначно на ступень выше всех этих современных сериалов и кинолент, которые снимают для себя всякие Netflix’ы. Посмотреть этот фильм я рекомендую в любом случае – и желательно в оригинальной озвучке. Ну а если вы приписываете себя к фанатам и почитателям Элвиса Пресли и до сих пор не видели это кино – то это неправильно. Просто неправильно. Срочно исправляйте.