Elvis UK movie poster

Элвис: о том, как мастер ужасов снял фильм про Короля

Я предпочитаю не смотреть биографические фильмы про Элвиса. По многим причинам, но самая главная из них состоит в том, что жизнь такой знаменитой личности, как Пресли, волей-неволей становится окутана всякими сплетнями и легендами. И чёрт его знает, что там решит наснимать про Короля очередной режиссёр. Тема-то до сих пор весьма плодотворная. Так что я биографиям предпочитаю откровенный трэш по типу Бубба Хо-Тепа. Да, там Элвис и негр-Кеннеди вступают в неравный бой против древнеегипетской мумии, но, по крайней мере, никто не пытается тебе впарить это как официальную биографию. И Короля, кстати, там играет сам Брюс Кэмпбелл – бывалый боец с нечистью всех сортов.

Elvis in a hat... can't remember any more pics of this thing...
Элвис в шляпе… Знаете, не могу вспомнить ни одного подобного кадра или фотографии, где ещё Элвис бы был в такой шляпе…

Но вот фильм Элвис 79-ого года я всё-же решил посмотреть. Во-первых, его снимал Джон мать его Карпентер! Да-да, тот самый, который подарил нам Нечто, Кристину, Чужих Среди Нас и ещё с десяток офигенных ужастиков, триллеров и боевиков. А Элвиса Пресли играет сам Курт Рассел! Ну не круто ли? Оказалось, что именно на съёмочной площадке Элвиса Рассел и Карпентер впервые работали вместе – и, как показала история, сработались эти коты на все сто процентов, и впоследствии этот дуэт ещё не раз выдаст нам первоклассное кино. К тому же, Курт знал Короля лично: дебют Рассела состоялся в фильме Это Случилось На Всемирной Ярмарке, главную роль в котором играл Пресли. Да, роль Курта была весьма эпизодической, и ему на тот момент было всего около одиннадцати лет, но как минимум в одном интервью Рассел вспоминал Элвиса как “замечательного парня, не витающего в облаках”. А это значит, что какие-то личные воспоминания и представления о Короле с того момента у Курта остались – а что может быть дороже для главной роли в биографическом фильме, чем личный опыт? Ну и, по мнению Карпентера, Рассел “понимает Элвиса” – и всё вышесказанное лишь добавило мне уверенности в том, что эту киноленту посмотреть стоит.

Kurt Russel got the moves!
Одно можно сказать точно: у Курта есть нужные движения!

С другой стороны, я так и не смог узнать, как именно Курт попал в этот проект. Про Карпентера в этом плане известно немного больше: по словам самого режиссёра, тогда как раз вышел в прокат его фильм Хэллоуин, и продюссеры узнали, что мастер ужасов сам написал музыку к фильму. Почему-то это убедило их в том, что Карпентер справится с фильмом про Элвиса Пресли. Говорят, что это была та работа, от которой “каждый режиссёр в городе отказался”, но Джон согласился. Причины согласия Карпентер, который, к слову, обычно весьма скуп на сантименты, озвучил так:

“С моей точки зрения это личный фильм, потому что я действительно люблю Элвиса, очень. Я всегда был его фанатом и… любил его музыку. У меня к нему сильные чувства, и это многое значит для меня. Я очень волнуюсь за персонажа, я очень волнуюсь за эту историю, и в каких-то смыслах я чувствую, что мне повезло снять фильм про Элвиса. Фильм такого рода, глядя на который я не буду чувствовать, что он использует Элвиса, но буду чувствовать, что он пытается рассказать его историю”.

И даже спустя 35 лет, в другом интервью, отвечая на вопрос, почему Карпентер согласился снимать это кино, Джон снова ответит: “Я всегда любил Элвиса Пресли”.

И не последним фактом является дата выхода фильма: 1979-ый год. Меньше, чем два года прошло после смерти Элвиса на момент выхода фильма. Так что данное кино если не первая биографическая лента о Короле, то уж точно одна из первых. Почему это важно? Да потому, что жизнь товарища Пресли ещё не успела превратиться в отрывок из сборника городских легенд двадцатого века. Было немало людей, которые лично общались с Элвисом Пресли, а потому о человеке не просто помнили – его знали, и знали не понаслышке. Что автоматически ставит фильм Джона Карпентера на ступень выше в моих глазах.

Смотрите еще  Шестиструнный Самурай (1998) - гениальность или случайность?

Old Shep still knocks up a tear out of you
Даже спустя 85 лет Old Shep надёжно выбивает слезу из каждого, кто знает английский и у кого есть сердце. О, кстати, а я вспомнил, почему решил смотреть фильм в оригинальной озвучке! Потому что какому-то гению пришло в голову переводить песни…

Я очень надеюсь, что уже пробудил ваш интерес и вы уже хотите посмотреть этот фильм. Тем не менее, всё же изложу ниже и свои личные впечатления от этого кино. В этот раз будут спойлеры, если это понятие вообще применимо к биографическому кинематографу. Итак, начнём с актёров. Курт Рассел – блин, как же он похож на Элвиса. Просто обалдеть. Не знаю, сколько грима было использовано – в сети упоминается лишь то, что Карпентер приклеивал Расселу уши, чтобы не сильно торчали – но в результате Курт получился крайне похожим на Короля. Актёрского таланта у товарища Рассела уже тогда было хоть куда. Химия между ним и Сизон Хабли, играющей Присциллу Пресли, была, да такая, что после фильма они поженились. Правда, видать, выйдя из образов очухались и через четыре года развелись.

Kurt Russell as Elvis Presley in leather
Хорошо известно, что Элвису не была чужда любовь к машинам. И хоть в фильме на этом не акцентируется внимание, в какой-то момент Пресли предстаёт перед нами за рулём байка, похожего на тот самый Harley-Davidson KH 56-ого, который был у него при жизни, только не красного цвета. Да ещё и в одежде, старательно копирующей знаменитые фотографии – только звезды на фуражке не хватает.

Роль Вернона Пресли – отца Элвиса – исполнил отец Курта – Бинг Рассел – так что тут и говорить нечего. Но вот роль Глэдис Пресли – матери Элвиса – досталась Шелли Уинтерс. Это легендарная актриса, которая начала сниматься в кино ещё в сороковых годах, и её карьера прошла сквозь шесть десятилетий. Несмотря на все её награды и известность, я как-то умудрился увернуться от всех кинолент с участием Шелли, и Элвис стал первым фильмом, в котором я наконец увидел Уинтерс на экране. И как же она хороша, чёрт возьми! Карпентер явно построил свой фильм в основном вокруг личности Глэдис Пресли – и к этому мы ещё вернёмся – но не в последнюю очередь благодаря актёрской игре Шелли после смерти её персонажа на экране почти физически ощущается появившаяся пустота. Уинтерс настолько хороша, что между ней и Расселом чувствуется больше связи, чем у Курта с собственным отцом.

Elvis and his family
Курт Рассел, Бинг Рассел и Шелли Уинтерс – Элвис и его семья.

Остальные роли хоть в основном и небольшие, но всё же очень даже запоминающиеся – опять же, не в последнюю очередь из-за актёрской игры. Что персонал Sun Records, что музыканты в группе Элвиса, что его одноклассники – блин, да даже негры, поющие в магазине. Их, вроде как, трое было. И если я не ошибся, то это отличный пример того, насколько хорошо фильм отпечатывается в памяти, потому что смотрел я его уже как два месяца назад… Так, я не выдержал и посмотрел тот момент в фильме – самому интересно стало. Так вот, там и впрямь было три негра и один белый дед. Так что я не ошибся, но, честно говоря, белого деда совсем не запомнил. Какие можно сделать выводы? Понятия не имею.

Kurt Russell trashing the guitar
Рок-н-ролл, детка!

Но, в целом, я вовремя переключился на поющий в магазине квартет. Самое время поговорить о музыке! Какой фильм об Элвисе без песен Короля, ведь так? Что ж, тут у меня есть две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что Курта Рассела мы не услышим. Судя по всему, хоть он и похож на Пресли внешне, его голос всё же не обладает теми же качествами, что голос Короля. Очень, очень жаль. Хорошая состоит в том, что Ронни МакДоуэлл, который в результате и спел все песни Элвиса, поёт просто замечательно, и после просмотра фильма вы наверняка захотите забрать его каверы в свою коллекцию. Тут, правда, тоже не без ложки дёгтя: известно, что для Элвиса Ронни записал аж 36 песен, а в самой киноленте использовано только 25 треков. Оставшиеся 11 композиций никогда не были выпущены, с официального саундтрека срезали пять из них, плюс ещё из четырёх кто-то из ответственных за пластинку с OST’ом решил зачем-то слепить этакое попурри. Зачем – тайна великая есть. Но оставшиеся двадцать действительно хороши. Плюс из самого фильма можно без труда выцепить Good Rockin’ Tonight, а помимо Ронни МакДоуэлла мелькает песня Tiger Man Руфуса Томаса младшего и ещё пара приятных композиций, за исполнителей которых я не готов ручаться. В общем, саундтрек достойный, но послушать его отдельно от фильма целиком и полностью у вас вряд ли получится. Но, мне кажется, никто не обидится, если я поделюсь тем, что есть у меня с вами:

Смотрите еще  Rockabilly Nationals: четыре часа шведского рокабилли

https://disk.yandex.ru/d/JkWpfK602SVU2Q

К сюжету фильма претензий нет, просто… возможно, он будет не совсем таким, как вы ожидаете. “Работая над Элвисом я привношу очень много своих чувств, и того, что я чувствую о нём” – так говорил Карпентер. Не знаю, сколько Карпентер имел влияния на сценарий или продюсеров, но фильм буквально сквозит любовью к Королю – она чувствуется в каждом кадре. Быть может, не только Джон был фанатом Элвиса. Кто его знает, может вся съёмочная площадка представляла из себя фан-клуб Пресли. Так или иначе, вы увидите в этом кино минимум негатива. Вы не увидите толстого Короля, вы не увидите его проблем со здоровьем, вы не увидите его конфликтов с Полковником Томом и смерти Элвиса вы тоже не увидите. Фильм заканчивается в 1970-ом году – как раз тогда, когда карьера Пресли вновь пошла на взлёт после долгого перерыва. И даже показанные нервные срывы не производят большого впечатления во время просмотра.

Elvis and the famous pink Cadillac
Тот момент, когда Элвис навещает одиноко стоящий в гараже розовый Cadillac, лично мне кажется одним из самых трагичных во всём фильме.

Самой крупной трагедией в этом фильме является смерть матери Элвиса – и вот она действительно ощущается. Как я уже говорил, не в последнюю очередь из-за превосходной игры Шелли Уинтерс. Тем не менее, после ухода Глэдис всё остальное кажется сущей мелочью. С другой стороны – это единственная проблема в фильме. Во всём остальном он захватывает и не отпускает с самых первых кадров, в которых Элвис Пресли лично стреляет в телевизор из шестизарядного. Спасибо тебе, Джон Карпентер! Где ещё я могу увидеть такое?

Elvis cocking the six-shooter: the epitome of cool
Пресли взводит курок револьвера – сложно найти кадр круче этого.

Подводя итоги: Элвис 1979-ого – это один из лучших на моей памяти фильмов, которые снимались для телевидения. На одном уровне с Парнем Из Калифорнии и однозначно на ступень выше всех этих современных сериалов и кинолент, которые снимают для себя всякие Netflix’ы. Посмотреть этот фильм я рекомендую в любом случае – и желательно в оригинальной озвучке. Ну а если вы приписываете себя к фанатам и почитателям Элвиса Пресли и до сих пор не видели это кино – то это неправильно. Просто неправильно. Срочно исправляйте.

Young Elvis and his family singing in the black of night

(Visited 1 243 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.