Predicta, fresh thumbnail in color

Predicta: самый знаменитый Ford Thunderbird

Predicta Дэррила Старбёрда… Вы знаете, эта машина серьёзно способна свести с ума. Без шуток. Тот сайт, с которого я перевожу большую часть этой статьи принадлежит коту, который фанатеет от этой и только этой тачки. Он собрал дюжины моделек (в числе прочего он хвастается тем, что у него аж восемь очень редких коробок модельки в цвете красный металлик), нашёл сотни фоток, собирается написать целую книгу, посвящённую именно этому автомобилю! Он заявляет, что “эту машину нельзя понять и оценить, не изучая ситуацию, в которой она появилась, а также исторические и экономические влияния, результатом которой стали все те модификации с 1961-ого по 2007-ой год”. Блин! Вот это я называю хардкором.

Сразу заявлю, что книгу переводить я не стану. Но всё же постараюсь сделать так, чтобы вы наиболее полно ознакомились с героиней нашей статьи и оценили её по достоинству. Итак…

Predicta in the very start of the long road
Predicta в самом начале долгого пути

То, что появилась в мастерской Дэррила одним днём в конце 50-ых мало напоминало автомобиль, тем более роскошный Ford Thunderbird. Однако это всё же были останки именно этого родстера, а Старбёрд принял твёрдое решение, что в основу его проекта ляжет именно Thunderbird. Причина этого была в том, что недавно он построил один по заказу спонсора – тот проект получил название Le Perle и получил признание публики, а потому Дэррил решил собрать второй Thunderbird, который будет отражать всё то, что он узнал об этой машине, работая над ней. Добавьте к этому то, что в те времена Ford Thunderbird был весьма дорогой моделью – именно поэтому работать пришлось с тем, что можно было найти на свалке.

Проект начался в 1959-ом, когда Старбёрд начал заменять старые повреждённые панели кузова на свежие заводские, чтобы у него было более-менее целый автомобиль, с которым можно было работать. Первым изменением стал тот момент, когда Дэррил решил использовать задние панели от Buick’а 59-ого года вместо стандартных. Они были аккуратно подогнаны так, чтобы форма дверей машины осталась без изменений. Край плавника с задней панели был удлинён и стал проходить по верхней части двери и по передним панелям, аккурат над колёсами, а затем плавно переходил в верхнюю губу решётки радиатора. Таким образом Predicta получила первый намёк на тот самый “космический” внешний вид, сопутствующий всем кастом-карам той эры. Именно такой внешний вид все ждали от заводских машин в ближайшие несколько десятилетий.

Predicta, first version photo in unbelievably good quality
Первая версия машины, самая качественная фотография в интернете

Когда автомобиль приобрёл более-менее внятные формы, Старбёрд вручную, из стальных трубок, сформировал передние крылья и панель для фар. После в дело пустили два капота от Thunderbird’а первого поколения: один туда, куда надо, а второй – на место багажника. Вместо того, чтобы замолдить багажник, Дэррил принял необычное решение: с переднего края капот был разрезан буквой V, а боковые края заходили под основание плавников. Это создало горизонтальный зазор между багажником и бампером, который лучше всего виден, пожалуй, на обложке старого журнала. Кстати, именно на той самой обложке баббл-топ автомобиля был нарисован вручную: на нём отсутствует сплиттер, да и форма явно отличается. Почему – расскажу чуть дальше.

Predicta, first version on that magazine cover with airbrushed top
Знаменитая обложка с нарисованным баббл-топом

В своей первой инкарнации Predicta имела решётку радиатора с краями, сформированными из полированных медных трубок, согнутых полукругом. Колпаки передних фар были полностью матированными – на тот момент инновация, а позже это станет стандартной кастомной техникой. После первых трёх версий Дэррил стал оставлять чистым небольшой участок, который был прямо перед лампами.

Predicta, first version chillin' in the sun
Predicta на стоянке

Между фарами изначально были расположены 16 колпаков от задних фар Cadillac’а 59-ого, покрашенные в белый. Сзади расположились ещё 28 таких же колпаков, 6 из которых скрывали под собой лампочки и были настоящими фарами, а остальные 22 как и спереди были покрашены в белый цвет. Всё это было установлено на кусок фанеры.

Ну и, конечно, великолепный баббл-топ со сплиттером из прозрачного акрилового стекла, отсылающий к целой плеяде шоу-каров 50-ых за авторством Ford и General Motors. Этот топ был “свободной выдувки”, и у него не было части типа ‘мама’, который задавал бы определённую форму. Между кольцом-основанием и самим топом Дэррил аккуратно впихнул белую верёвку, чтобы придать ощущение целостности конструкции.

Predicta, first version chillin' on the sun with its top closed

Не забыл Старбёрд и о такой вещи, как комфорт. Роскошный белый интерьер из кожзама с хрустальными ‘кнопками’ контрастировал как с телом автомобиля в цвете синий металлик, так и с ярко-красными ковриками. Кондиционирование было на высоте, за сидениями расположился дефростер, не дающий влаге скапливаться под пузырём. Само собой, для пассажира был установлен телевизор – в то время это был настоящий тренд и телевизор был почти в каждом концепте и кастоме. Панель управления была расположена на хромированной консоли между передними сидениями, а приборная панель дублировалась как для водителя, так и для пассажира, так как Predicta не имела руля, и управлять ею можно было с любой стороны. Товарищ Старбёрд разработал систему, благодаря которой машина управлялась при помощи рукояти, которая была установлена на панели управления. Эта рукоять подсоединялась к рулевой колонке Thunderbird’а 56-ого года, которую перевернули на бок, которая в свою очередь приводила в действие рулевой механизм от Chrysler’а 57-ого. Педали были как у правого, так и у левого сидения – быть может, Дэррила на такой подход вдохновил концепт-кар Ford Mystere 55-ого года? Несмотря на то, что Predicta не имела усилителей, кхм, руля, Старбёрд говорит, что машиной управлять довольно просто, даже на низких скоростях.

В движение машину приводил никто иной, как Chrysler’овский Hemi, в котором было хромировано всё, что можно было хромировать (даже фаервол был хромированным). Были разработаны новые колёсные арки, и в левой из них Дэррил спрятал три прибора, единственной информацией о которых является то, что они помогали Старбёрду в тонкой настройке двигателя. От Chrysler’а также взяли автоматическую трансмиссию, а задняя ось, амортизаторы и большая часть всего остального было заводским, T-bird’овым.

Predicta, first version, probably the only colored photo ever made
Скорее всего, единственное цветное фото первой версии автомобиля

Чуть меньше, чем за два месяца интенсивного и непрерывного строительства Дэррил закончил автомобиль и отправился с ним в Калифорнию. Единственной вещью, которая на тот момент ещё не была установлена на автомобиль, был баббл-топ. Но даже в таком варианте Predicta мгновенно стала хитом и попала на обложки журналов. И да, именно поэтому баббл-топ на обложке Car Craft за август 60-ого был нарисован от руки.

Predicta, first version without top
Predicta без топа

Как и большая часть кастомов того поколения, Predicta подверглась некоторым изменениям. Буквально через пару месяцев после дебюта Дэррил сделал рестайлинг передней решётки, заменив медные трубки на хромированный металлический овал. Та же участь постигла кусок фанеры сзади.

Белые фары Cadillac’а уступили место хромированным пулям, однако пока лишь только спереди. Фары сзади будут заменены на пули лишь год спустя.

Predicta, second version rear
К сожалению, единственная фотография заднего бампера второй версии автомобиля

Надо сказать, что Predicta не была королевой прицепов. Несмотря на некоторую критику, Старбёрд приехал на ней на национальную драг-встречу 60-ого года в Канзасе и пронёсся по полосе, выжав из Hemi всё. На той трассе он смог разогнаться до 162 км/ч! Для сравнения: стандартный Thunderbird 55-ого года на четверти мили разгоняется примерно до 136 км/ч. После такого выступления Дэррил твёрдо решил использовать автомобиль в качестве повседневного.

После нескольких лет, само собой, Predicta обросла вмятинами, сколами и всеми сопутствующими деталями обычной рабочей лошадки. Это действительно действовало на нервы товарищу Старбёрду, а потому, когда компания Monogram Models позвонила и попросила Дэррила перекрасить машину в вишнёво-красный и продать им для создания моделек в формате 1/24, создатель кастома долго не сомневался. Однако просто перекрасить машину в красный он не смог, а потому Predicta подверглась своей первой серьёзной переделке.

Самым главным изменением стал, пожалуй, новый баббл-топ. Он был меньше по длине и высоте и более круглый в своей форме. Металлическое кольцо-основание топа, которое раньше просто лежало сверху, теперь стало входить в тело автомобиля, в аккуратный канал, который Дэррил вырезал для него. Новый сплиттер также был гораздо более аккуратным, подчеркивая гораздо более стримлайновый стиль новой версии кастом-кара. Колёсные арки были расширены до ровной, круглой формы, в результате чего край плавника, идущий по бокам автомобиля был прерван у передних колёс. Хромированные пули уступили место настоящей решётке из полированного алюминия как спереди, так и сзади. Багажник был наконец-то замолден намертво в тело автомобиля, но лишь после того, как Дэррил сделал небольшой изгиб по центру как багажника, так и капота, придав новую нотку линиям машины. За решёткой сзади вместо фар была установлена одна большая панель. Новые диски со спиннерами обрели своё место на новой резине с более тонкой белой боковиной. Интерьер тоже слегка поменялся: приборная панель была убрана как с обеих сторон, контрастный красный коврик был заменён на белый, а также Старбёрд поменял сидения.

Predicta, third version interior
Интерьер третьей версии машины

После чего Predicta была окрашена в красный и в таком виде она была отправлена в Monogram. Автор оригинальной статьи считает данную версию Predicta лучшей из всех. Как переводчик, позволю себе выразить несогласие. Оригинальная, самая первая версия, хоть и может позаимствовать несколько деталей от своих последующих инкарнаций, тем не менее в целом является наиболее законченной и осмысленной из всех. Быть может, фары от Caddy и трубки в качестве решётки радиатора выглядят несколько кустарно, всё же именно всё это наиболее точно и полно передаёт дух той эпохи, когда Predicta была создана.

Но время идёт, и в 59-ом Monogram решает ликвидировать автомобиль, и Predicta покупается неким Дарреллом Зиппом, который некоторое время возил её на автошоу, а после обменял на мотоцикл.

Predicta, third version for sale
Predicta, выставленная на продажу Зиппом

После чего кастом-кар вновь появляется на публике уже принадлежа компании American Chopper в Лос-Анжелесе. Они покрасили автомобиль в серебряный цвет и нанесли набиравшие в то время полосы и звёзды под цвет американского флага. А затем, немного подумав, прорезали дырку в капоте и установили огромный супернаддув от GMC! Да-да, на какое-то время Predicta внезапно стала настоящим мускул-каром.

Predicta... with a huge GMC blower, yay!
Predicta со здоровым супернаддувом

Несколькими годами позже Дэррил наткнулся на свой автомобиль в весьма плачевном состоянии. Очевидно, в какой-то момент Predicta была брошена на произвол судьбы. Старбёрд принял решение выкупить свою машину. Он отреставрировал её без особых изменений, самым заметным из которых стало исчезновение сплиттера на баббл-топе, перекрасил обратно в синий, выставил на несколько шоу, а затем почти на десятилетие спрятал от публики. Вновь Predicta появилась лишь в 89-ом году, но, опять же, без особых изменений. Массивная переделка ожидала автомобиль лишь семью годами позже, в 96-ом.

В то время у Дэррила не было времени самому заниматься машиной, а потому он отдал её на руки Карлу Грину. Это единственный момент в истории кастом-кара, когда над ней работал кто-то кроме самого Старбёрда, но, к сожалению, автор статьи не делится подробностями, а потому и я не могу ничего рассказать.

Следующая серьёзная реставрация произошла в 2007-ом, хотя произошедшее уместнее назвать перестройкой. Дэррил полностью разобрал машину, все механические детали были отсоединены, вся краска содрана, интерьер удалён. Единственное, что осталось на раме – тело автомобиля. Кузов был укреплён, днище по сути заменено на новое, хром нанесён заново. Каждая деталь была либо приведена в порядок, либо заменена на новую. Синюю краску Старбёрд замешивал лично, а покраску Дэррил доверил своему сыну Рику. Впервые за долгое время на баббл-топе вновь появился сплиттер.

С тех пор Predicta стоит в персональном музее Дэррила Старбёрда. На его сайте написано, что вход стоит всего 15 баксов, так что, если будете в Оклахоме – заходите. Что ещё можно сказать? Predicta – очень везучий автомобиль. Ей повезло не только быть заново не быть выброшенной на свалку времени, но и быть найденной вновь своим создателем, у которого были средства и желание выкупить её, привести в порядок и приютить. И Дэррил хранит свою машину до сих пор, так что можно смело сказать, что пока товарищ Старбёрд находится в добром здравии, Predicta в безопасности. Что же будет дальше – покажет только время, ну а пока Predicta – один из немногих доживших до нашего времени ярких примеров того, что показывает оно зачастую совсем не то, что мы ожидаем.

Predicta nowadays, lookin' at you

Источник: http://thepredictaproject.org/?page_id=534

Predicta: самый знаменитый Ford Thunderbird
Оценить материал
(Visited 58 times, 1 visits today)

Люблю ретро-автомобили, хот-роды, байки и вообще кастом-культуру и всё, что с ней связано: тематические фильмы, музыку и т.д. При наличии времени перевожу с английского, играю в видеоигры или разбираюсь в их коде. На выходных изобретаю коктейли, экспериментирую с алкоголем. Можете связаться со мной здесь: vk.com/thegoldenhorn