Общепринято считать, что хот-роды правили улицами США вплоть до появления мускул-каров, и как-то никто не задумывается о том, что мускулистые автомобили тоже довольно часто ездили по дорогам совсем не в том виде, в котором они сошли с конвейера. В конце концов, хот-роды – это культура кастомных автомобилей, которая за десятилетия развилась, окрепла и разрослась до внушительных размеров. И когда появились мускул-кары, умельцы доводить машину до ума и тысячи магазинов запчастей для тюнинга никуда не делись. Так что несмотря на то, что в роад-мувиках и прочей массовой культуре 70-ых мускул-кары чаще всего фигурировали в стандартной конфигурации, на самом деле попавший в руки любителя автомобилей Chevy Camaro или Dodge Charger зачастую становился стрит-машиной – или же, как их стали называть чуть позже, стрит-фриком.
Как появились стрит-фрики
В двух словах стрит-фрики – это прямые потомки хот-родов, а поэтому начинать рассказ об этом направлении кастомизации стоит с упоминания того, что хот-роддинг изначально культура спортивная. А основной вид гонок в США – это гонки по прямой на четверть мили. Таким образом получается, что мечта среднестатического парня – это драгстер, коими и являлась большая часть хот-родов. Так вот, дело в том, что на заре автомобилестроения порой и права иметь было не обязательно, и никто толком не задумывался о таких дурацких вещах, как ограничение скорости или ремни безопасности. Да и сама скорость зачастую достигалась простым снятием лишних деталей, которые, между прочим, было довольно просто поставить назад. Но время шло, машины становились всё быстрее, конструкции – всё сложнее, законы – всё строже, а правила – вcё свободнее. Когда NHRA наконец разрешила смещать переднюю ось и использовать в качестве топлива не только обычный бензин, стало просто невозможно иметь настоящий драгстер, который в то же время был бы удобен и легален для ежедневных поездок в соседний дайнер.
По счастливому стечению обстоятельств, этот момент пришёлся как раз на семидесятые. Уже в 60-ых не осталось ни одного профессионального драгстера, из которого не было бы окончательно и бесповоротно выкинуто всё, что мешало скорости: пассажирские сидения, радио, шумоизоляция… К началу семидесятых такой подход закрепился окончательно и бесповоротно. Это провело жирную черту между хот-родами и стрит-родами: понятное дело, что без заднего дивана девчонок клеить просто непрактично, а ездить даже всего лишь без фар к тому моменту было уже и вовсе нелегально. Но при этом драгстер всё равно был нужен – иначе просто было невозможно стать первым парнем в своём районе. Как раз при возникновении подобной дилеммы строились они – стрит-роды.
Машины, фрики и роды
Наверное, никто не скажет наверняка, когда именно появился термин “street machine“, но вместе с этим неоспоримо то, что именно в 70-ых он прочно вошёл в обиход, стал появляться на обложках тематических журналов и мелькать в виде стикеров на самих автомобилях. Стрит-машина – по сути, ровно то же самое, что и стрит-род – и оба этих термина обозначают не профессиональный, но всё же драгстер, пригодный и легальный для удобного ежедневного передвижения по улицам. Разница лишь в том, что понятие стрит-род применяется как правило по отношению к хот-родам – то есть, ко всему, что построено до 50-ых/60-ых (дата сильно разнится и никто толком не может назвать точный год), а стрит-машина – это, соответственно, всё, что построено после точки X.
Что же, в таком случае, стрит-фрик? Что ж, подобно стрит-роду и стрит-машине, понятие стрит-машина и стрит-фрик очень сильно пересекаются друг с другом. По сути, каждый стрит-фрик – автоматически стрит-машина, но не каждая уличная машина – фрик. Иными словами, уличные фрики – это подраздел стрит-машин для определённого десятилетия: понятие уличной машины может вылезать за рамки 70-ых, но если вы скажете “street freak” – то все однозначно поймут, о каком временном периоде идёт речь. Есть ли какая-то определённая разница? Было ли возможно в 70-ых построить уличную машину, не являющуюся стрит фриком? Может быть да, а может быть и нет. Сейчас уже сложно разобраться, и с высоты пройденных десятилетий народ совершенно спокойно называет фриками почти всё, что было построено в 70-ых. Исключения составляют лишь крайне аккуратные кастомы, избегающие как радикальных, так и популярных на то время решений. Само собой, таких совсем немного.
Фрик-специфика
Как кажется лично мне исключительно из-за названия, то изначальная идея словосочетания “street freak” исключительно проста: это обозначение наверняка придумали специально для тех машин, которые выглядели неудобно и непрактично. Фриково. Иными словами, я считаю, что стрит-фрик – это в первую очередь вызывающий внешний вид, направленный на вау-эффект, порой даже в ущерб производительности и комфорту, в то время как уличная машина есть грамотное сочетание элементов повседневного автомобиля и гоночной машины.
Своё мнение я подкрепляю тем доводом, что именно начиная с 70-ых стрит-машины всё чаще оказывались имитациями драгстеров, нежели настоящими гоночными автомобилями. Под словами ‘имитация драгстера’ я подразумеваю вовсе не наличие аудиосистемы в без пяти минут профессиональном агрегате, а именно подражание гоночным машинам путём добавления нерабочих деталей, имитирующих, например, парашюты или супернаддувы. Да-да, именно семидесятые привнесли в кастом-культуру настолько спорное явление, как нерабочая аэродинамика и фальшивые выхлопные трубы. Ну а если не привнесли, то как минимум массово распространили его. А всё из-за того, что после Войны Судного Дня и последовавшего за ней топливного кризиса далеко не каждый в США мог позволить себе монстра, жрущего пару литров бензина за километр. Приходилось имитировать производительность.
Дух семидесятых
Как можно понять, образ и солидная часть начинки уличных машин всецело зависит от проживающих с ними в одно время драгстеров, а потому в начале седьмого десятилетия основной целью для имитации были гассеры: несмотря на то, что на начало семидесятых они уже надёжно проигрывали в скорости и популярности другим классам, именно гассеры по прежнему первыми приходили на ум, когда надо было совместить такие вещи, как драгстер и полноразмерный автомобиль. Вторыми по популярности были машины класса Super Stock и его прямого наследника – только-только появившегося класса Pro Stock – и к концу десятилетия гассеры окончательно исчезнут из сознания народа. Все станут имитировать стокеры, и стрит-фрики плавно перетекут в новое направление кастомной школы, характерное для нового десятилетия.
Если в двух словах, то именно так и прошли семидесятые: топливный кризис и многочисленные ограничения привели к тому, что с улиц практически окончательно исчезли настоящие драгстеры – на них стало просто невозможно получить документы, да и далеко не каждый был в состоянии прокормить огромный прожорливый движок. С тех пор крайне редкий легальный для улиц автомобиль мог посоревноваться с настоящим гоночным агрегатом – в конце концов, раз нельзя было выгнать одну и ту же машину и на улицу, и на полосу длинной в четверть мили, то не было совсем никакого смысла выкидывать из своего автомобиля радио и кожаные сидения. А раз за скоростью уже особо не гонимся, то может и ставить настоящий супернаддув нет никакого смысла?.. Как-то так и вышло, что улицы заполонили подражатели: некоторые весьма достойные, аккуратно настроенные и способные показать неплохое время на дистанции в 402 метра – пусть не короли драг-стрипа, но уж точно самые быстрые на своей улице. А другие были пустыми, ни на что не способными и откровенно фальшивыми.
Взгляд из современности
В наши дни большую часть стрит-фриков и стрит-машин автоматически относят к категории пустых, ни на что не способных фальшивок – порой совершенно незаслуженно. А причина в том, что основное направление школы кастома в наше время – это, как ни странно, классическое направление. Мускул-кары в частности считаются раритетом, с которого нужно пылинки сдувать, и особенно почитаются в стандартной конфигурации, а потому фрики автоматически считаются образцами бубба-тюнинга и живым воплощением пособия “Как Уничтожить Хороший Автомобиль”. Плюс 70-ые нынешней аудитории представляются по большей части абсолютно безвкусным десятилетием, когда все были под кислотой и по умолчанию не могли придумать ничего хорошего.
И, если говорить откровенно, нахрен таких критиков. Моды меняются. В 70-ых заводской мускул-кар стоял в США на каждом углу – это сейчас владельцу какого-нибудь Roadrunner’а особо не надо париться: всем сразу понятны его вкусы и предпочтения. Но в то время любому автолюбителю само собой хотелось как-то персонализировать свой Plymouth, чтобы показать себя среди десятка таких же. Конечно, были и откровенно плохие фрики, но откровенно плохие автомобили есть абсолютно в любом направлении, ровно как и у мастеров порой получаются откровенно неудачные или как минимум спорные проекты.
К тому же, стрит-фрики – это стиль, целиком и полностью порождённый скоростью и гонками на четверть мили. Люди хотели драгстер или как минимум что-то похожее на него – и они строили именно то, что хотели. По сути, это всё то же самое, что происходило десятилетиями до семидесятых; логичная следующая ступень, которую почему-то вдруг игнорируют и всеми силами пытаются забыть. Стрит-роды всего лишь адаптировались под реальность того времени: хот-роды остались в прошлом и народ принялся вместо них строить гассеры, применяя соответствующие времени артистические приёмы и технологии. А по мере того, как и гассеры оставались в прошлом, любители кастомизации постепенно переходили на стиль, характерный стокерам. Всё это ничто иное, как уникальный культурный пласт семидесятых годов, неповторимый в своём роде. Как-то странно, что на зарубежных форумах его так сильно не любят – да и в целом засилье пуристов в культуре, которая изначально называется кастомной, весьма удивляет. Это уже не говоря о том, что в каком-нибудь году X вполне может наступить фрик-ревайвал – и, держу пари, добрая часть критикующих в мгновение ока переобуется да пойдёт вновь перестраивать автомобили под гассеры и покрывать их цветами кислотных семидесятых.
https://bangshift.com/general-news/car-features/mopar-car-features/high-rider-1969-plymouth-road-runner-1970s-street-freak-time-capsule/
https://dyler.com/cars/plymouth/road-runner-for-sale/1969/31565/plymouth-road-runner-street-freak-coupe-1969-blue-for-sale
https://www.carscoops.com/2009/10/custom-made-1966-corvette-speedster/
http://justacarguy.blogspot.com/2017/11/a-70s-street-freak-version-of-vette.html
https://www.autoevolution.com/news/dodge-charger-street-freak-shows-heavy-1970s-look-150094.html
https://www.whichcar.com.au/features/dodge-charger-daytona
http://www.worldkustom.com/en/blogflash/hemi-corvette/
http://www.vettewagon.org/main.htm
https://www.hemmings.com/stories/2018/09/27/stance-nation-get-schooled-sorta
https://moparblog.com/magic-powder-challenger/