Стрит-машины и стрит-фрики: кастом-культура США 70-ых

Общепринято считать, что хот-роды правили улицами США вплоть до появления мускул-каров, и как-то никто не задумывается о том, что мускулистые автомобили тоже довольно часто ездили по дорогам совсем не в том виде, в котором они сошли с конвейера. В конце концов, хот-роды – это культура кастомных автомобилей, которая за десятилетия развилась, окрепла и разрослась до внушительных размеров. И когда появились мускул-кары, умельцы доводить машину до ума и тысячи магазинов запчастей для тюнинга никуда не делись. Так что несмотря на то, что в роад-мувиках и прочей массовой культуре 70-ых мускул-кары чаще всего фигурировали в стандартной конфигурации, на самом деле попавший в руки любителя автомобилей Chevy Camaro или Dodge Charger зачастую становился стрит-машиной – или же, как их стали называть чуть позже, стрит-фриком.

Как появились стрит-фрики

В двух словах стрит-фрики – это прямые потомки хот-родов, а поэтому начинать рассказ об этом направлении кастомизации стоит с упоминания того, что хот-роддинг изначально культура спортивная. А основной вид гонок в США – это гонки по прямой на четверть мили. Таким образом получается, что мечта среднестатического парня – это драгстер, коими и являлась большая часть хот-родов. Так вот, дело в том, что на заре автомобилестроения порой и права иметь было не обязательно, и никто толком не задумывался о таких дурацких вещах, как ограничение скорости или ремни безопасности. Да и сама скорость зачастую достигалась простым снятием лишних деталей, которые, между прочим, было довольно просто поставить назад. Но время шло, машины становились всё быстрее, конструкции – всё сложнее, законы – всё строже, а правила – вcё свободнее. Когда NHRA наконец разрешила смещать переднюю ось и использовать в качестве топлива не только обычный бензин, стало просто невозможно иметь настоящий драгстер, который в то же время был бы удобен и легален для ежедневных поездок в соседний дайнер.

По счастливому стечению обстоятельств, этот момент пришёлся как раз на семидесятые. Уже в 60-ых не осталось ни одного профессионального драгстера, из которого не было бы окончательно и бесповоротно выкинуто всё, что мешало скорости: пассажирские сидения, радио, шумоизоляция… К началу семидесятых такой подход закрепился окончательно и бесповоротно. Это провело жирную черту между хот-родами и стрит-родами: понятное дело, что без заднего дивана девчонок клеить просто непрактично, а ездить даже всего лишь без фар к тому моменту было уже и вовсе нелегально. Но при этом драгстер всё равно был нужен – иначе просто было невозможно стать первым парнем в своём районе. Как раз при возникновении подобной дилеммы строились они – стрит-роды.

Машины, фрики и роды

Наверное, никто не скажет наверняка, когда именно появился термин “street machine“, но вместе с этим неоспоримо то, что именно в 70-ых он прочно вошёл в обиход, стал появляться на обложках тематических журналов и мелькать в виде стикеров на самих автомобилях. Стрит-машина – по сути, ровно то же самое, что и стрит-род – и оба этих термина обозначают не профессиональный, но всё же драгстер, пригодный и легальный для удобного ежедневного передвижения по улицам. Разница лишь в том, что понятие стрит-род применяется как правило по отношению к хот-родам – то есть, ко всему, что построено до 50-ых/60-ых (дата сильно разнится и никто толком не может назвать точный год), а стрит-машина – это, соответственно, всё, что построено после точки X.

Смотрите еще  Странники (1979) - фильм о парнях, которые никогда не остепенятся

Что же, в таком случае, стрит-фрик? Что ж, подобно стрит-роду и стрит-машине, понятие стрит-машина и стрит-фрик очень сильно пересекаются друг с другом. По сути, каждый стрит-фрик – автоматически стрит-машина, но не каждая уличная машина – фрик. Иными словами, уличные фрики – это подраздел стрит-машин для определённого десятилетия: понятие уличной машины может вылезать за рамки 70-ых, но если вы скажете “street freak” – то все однозначно поймут, о каком временном периоде идёт речь. Есть ли какая-то определённая разница? Было ли возможно в 70-ых построить уличную машину, не являющуюся стрит фриком? Может быть да, а может быть и нет. Сейчас уже сложно разобраться, и с высоты пройденных десятилетий народ совершенно спокойно называет фриками почти всё, что было построено в 70-ых. Исключения составляют лишь крайне аккуратные кастомы, избегающие как радикальных, так и популярных на то время решений. Само собой, таких совсем немного.

Фрик-специфика

Как кажется лично мне исключительно из-за названия, то изначальная идея словосочетания “street freak” исключительно проста: это обозначение наверняка придумали специально для тех машин, которые выглядели неудобно и непрактично. Фриково. Иными словами, я считаю, что стрит-фрик – это в первую очередь вызывающий внешний вид, направленный на вау-эффект, порой даже в ущерб производительности и комфорту, в то время как уличная машина есть грамотное сочетание элементов повседневного автомобиля и гоночной машины.

Своё мнение я подкрепляю тем доводом, что именно начиная с 70-ых стрит-машины всё чаще оказывались имитациями драгстеров, нежели настоящими гоночными автомобилями. Под словами ‘имитация драгстера’ я подразумеваю вовсе не наличие аудиосистемы в без пяти минут профессиональном агрегате, а именно подражание гоночным машинам путём добавления нерабочих деталей, имитирующих, например, парашюты или супернаддувы. Да-да, именно семидесятые привнесли в кастом-культуру настолько спорное явление, как нерабочая аэродинамика и фальшивые выхлопные трубы. Ну а если не привнесли, то как минимум массово распространили его. А всё из-за того, что после Войны Судного Дня и последовавшего за ней топливного кризиса далеко не каждый в США мог позволить себе монстра, жрущего пару литров бензина за километр. Приходилось имитировать производительность.

Дух семидесятых

Как можно понять, образ и солидная часть начинки уличных машин всецело зависит от проживающих с ними в одно время драгстеров, а потому в начале седьмого десятилетия основной целью для имитации были гассеры: несмотря на то, что на начало семидесятых они уже надёжно проигрывали в скорости и популярности другим классам, именно гассеры по прежнему первыми приходили на ум, когда надо было совместить такие вещи, как драгстер и полноразмерный автомобиль. Вторыми по популярности были машины класса Super Stock и его прямого наследника – только-только появившегося класса Pro Stock – и к концу десятилетия гассеры окончательно исчезнут из сознания народа. Все станут имитировать стокеры, и стрит-фрики плавно перетекут в новое направление кастомной школы, характерное для нового десятилетия.

Если в двух словах, то именно так и прошли семидесятые: топливный кризис и многочисленные ограничения привели к тому, что с улиц практически окончательно исчезли настоящие драгстеры – на них стало просто невозможно получить документы, да и далеко не каждый был в состоянии прокормить огромный прожорливый движок. С тех пор крайне редкий легальный для улиц автомобиль мог посоревноваться с настоящим гоночным агрегатом – в конце концов, раз нельзя было выгнать одну и ту же машину и на улицу, и на полосу длинной в четверть мили, то не было совсем никакого смысла выкидывать из своего автомобиля радио и кожаные сидения. А раз за скоростью уже особо не гонимся, то может и ставить настоящий супернаддув нет никакого смысла?.. Как-то так и вышло, что улицы заполонили подражатели: некоторые весьма достойные, аккуратно настроенные и способные показать неплохое время на дистанции в 402 метра – пусть не короли драг-стрипа, но уж точно самые быстрые на своей улице. А другие были пустыми, ни на что не способными и откровенно фальшивыми.

Взгляд из современности

В наши дни большую часть стрит-фриков и стрит-машин автоматически относят к категории пустых, ни на что не способных фальшивок – порой совершенно незаслуженно. А причина в том, что основное направление школы кастома в наше время – это, как ни странно, классическое направление. Мускул-кары в частности считаются раритетом, с которого нужно пылинки сдувать, и особенно почитаются в стандартной конфигурации, а потому фрики автоматически считаются образцами бубба-тюнинга и живым воплощением пособия “Как Уничтожить Хороший Автомобиль”. Плюс 70-ые нынешней аудитории представляются по большей части абсолютно безвкусным десятилетием, когда все были под кислотой и по умолчанию не могли придумать ничего хорошего.

Смотрите еще  The Dragon Lord, часть 2: интервью с Эдом Бирдом-младшим

И, если говорить откровенно, нахрен таких критиков. Моды меняются. В 70-ых заводской мускул-кар стоял в США на каждом углу – это сейчас владельцу какого-нибудь Roadrunner’а особо не надо париться: всем сразу понятны его вкусы и предпочтения. Но в то время любому автолюбителю само собой хотелось как-то персонализировать свой Plymouth, чтобы показать себя среди десятка таких же. Конечно, были и откровенно плохие фрики, но откровенно плохие автомобили есть абсолютно в любом направлении, ровно как и у мастеров порой получаются откровенно неудачные или как минимум спорные проекты.

К тому же, стрит-фрики – это стиль, целиком и полностью порождённый скоростью и гонками на четверть мили. Люди хотели драгстер или как минимум что-то похожее на него – и они строили именно то, что хотели. По сути, это всё то же самое, что происходило десятилетиями до семидесятых; логичная следующая ступень, которую почему-то вдруг игнорируют и всеми силами пытаются забыть. Стрит-роды всего лишь адаптировались под реальность того времени: хот-роды остались в прошлом и народ принялся вместо них строить гассеры, применяя соответствующие времени артистические приёмы и технологии. А по мере того, как и гассеры оставались в прошлом, любители кастомизации постепенно переходили на стиль, характерный стокерам. Всё это ничто иное, как уникальный культурный пласт семидесятых годов, неповторимый в своём роде. Как-то странно, что на зарубежных форумах его так сильно не любят – да и в целом засилье пуристов в культуре, которая изначально называется кастомной, весьма удивляет. Это уже не говоря о том, что в каком-нибудь году X вполне может наступить фрик-ревайвал – и, держу пари, добрая часть критикующих в мгновение ока переобуется да пойдёт вновь перестраивать автомобили под гассеры и покрывать их цветами кислотных семидесятых.

Источники

(Visited 1 534 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.