Героиня данной статьи была вскользь упомянута мною в материале про самый значимый из всех автомобилей Дэррила Старбёрда – Predicta. В процессе написания той статьи я узнал, что никакой информации о Le Perle в интернете нет – и я был весьма огорчён этим: в то время, как Predicta была разобрана до винтика, её предшественница незаслуженно осталась в тени, да так и пропала в реке времени. История синей красавицы казалась неполной без какой-либо информации о её старшей сестре, но мир тесен: настукивая на клавиатуре статью про совершенно другую машину, я наткнулся на упоминание о журнале Speed Mechanics, на обложке одного из выпусков которого красовалась Le Perle. В тот же день был куплен очередной винтажный журнал, который пересёк половину планеты и весьма скоро попал в мои руки.
Это было чуть больше года назад – к сожалению, как и многие другие мои проекты, мне пришлось отложить статью про Le Perle в долгий ящик. Но время пришло, так что позвольте мне поделится тем немногим, что было написано о Le Perle в журнале Speed Mechanics за август 1961-ого года. Как оказалось, статью написал сам Дэррил Старбёрд (Darryl Starbird), а это значит, что информации хоть и немного, но зато она самая достоверная.
История создания Le Perle
Итак, в Канзасе начала шестидесятых появилась Le Perle – Ford Thunderbird 1957-ого года, который Дэррил построил для Боба Турджеона, и один взгляд на заводской Thunderbird даёт понять весь объём работы, проведённой Старбёрдом. Взяв вместо стандартных фар оптику от Pontiac’а ранней модели, Дэррил вытянул вперёд передние крылья машины, придав им форму пуль. Точно так же товарищ Старбёрд поступил и с задними крыльями автомобиля, установив попутно задние фары от Dodge’а 59-ого года вместо заводских. Дизайн крыльев повторяют множество хромированных пуль, которые спереди играют роль новой решётки радиатора овальной формы, а сзади установлены в три ряда вместо заднего бампера – точно таким же образом Дэррил исполнил радиатор и задний бампер на Predicta после первой переделки.
Помимо переработки передних и задних крыльев, Старбёрд удлинил задние плавники и аккуратно соединил их под багажником автомобиля. Задние колёсные арки были переделаны и слегка расширены, а ручки дверей и небольшие вентиляционные отверстия – убраны. Колпаки дисков выполнены всё так же в форме пуль. Пули можно найти ещё и в воздухозаборнике на капоте, форма которого тоже заметно поменялась. Под капотом нас ждёт двигатель, каждая часть которого была хромирована. На фотографии прекрасно видно, что стандартный карбюратор был заменён на нечто более красивое – в статье об этом не слова, но я рискну предположить, что перед нами три двухкамерных карбюратора. Tri-Power вряд ли можно было получить с завода на Thundrbird’е 57-ого года, так что, скорее всего, это тоже дело рук товарища Старбёрда.
В багажнике с белоснежным ковром ждёт своего часа набор всевозможных инструментов и запасное колесо. Интерьер выполнен из чёрной искусственной кожи Naugahyde, стёганой серебром. И смотрите – что это там, перед пассажирским сидением? Да это же Highway Hi-Fi – один из немногих автомобильных виниловых проигрывателей! Да, коты, была и такая штука, как виниловый проигрыватель для автомобиля. Вы ведь наверняка догадывались об этом, глядя на телевизоры и телефоны в кастомах и концепт-карах того времени.
Автомобильные виниловые проигрыватели
Честно говоря, Highway Hi-Fi заслуживает несколько строк в отдельном порядке – я давно хотел рассказать об этой штуке, но одновременно не хотелось писать отдельную статью именно про прибамбас без автомобиля. Так вот, специально для Highway Hi-Fi были разработаны специальные диски: с виду похожие на обычные синглы в 45 оборотов, но гораздо толще и рассчитанные на скорость 16 2/3 оборота в минуту. Скорость обуславливалась тем, что необходимо было впихнуть на одну сторону пластинки чуть больше, чем одну песню – 16 и две трети оборота позволяли записать 60 минут звука. Толщина пластинки объяснялась гораздо более тяжёлым тонармом – никто ведь не хотел, чтобы игла прыгала на каждой кочке. Загружать пластинки было весьма удобно: разработчики сего устройства устранили необходимость поднимать и аккуратно устанавливать иглу на край диска – вместо этого достаточно было лишь нажать на кнопку.
Помимо Highway Hi-Fi на страницах истории было ещё несколько моделей автомобильных виниловых проигрывателей – например, от RCA и очень стильный девайс от Philips/Norelco. Но все они были рассчитаны на самые обычные пластинки в 45 оборотов, а потому несколько менее интересны, чем Highway Hi-Fi, счастливые владельцы которого в наше время с переменным успехом пытаются всё-таки переделать агрегат под скорость 45.
Почему же так редко встречаются автомобильные виниловые проигрыватели? Что ж, у каждого из них была своя проблема. Например, в случае с Highway Hi-Fi как минимум стоит упомянуть то, что количество пластинок было весьма ограничено: лишь 42 диска было рассчитано на скорость 16 2/3. Плюс злые языки говорят, что несмотря на все ухищрения игла всё равно прыгала – и это при цене в 200 баксов, когда за полторы тысячи можно было взять целый автомобиль. Уже в 57-ом Highway Hi-Fi перестал быть опцией, одобренной заводом, а после 59-ого года исчез вовсе.
Ему на смену пришёл уже упомянутый RCA Victrola – этот агрегат стоил всего пятьдесят долларов и в него можно было загрузить до 14-ти пластинок, которые он мог играть одну за другой. Если загрузить EP-пластинки, то можно было слушать музыку два с половиной часа без перерыва! Его конкурентом был так же упомянутый Auto Mignon от Philips/Norelco – играть можно было лишь одну пластинку, а остальные приходилось по прежнему держать в коробке на заднем сидении, но выглядел этот проигрыватель просто бомбезно.
И что бы кто ни говорил, но у этих двух моделей игла не прыгала. Как минимум один тест сообщает, что машина прошлась по брусчатке, крупным дырам и разбитой мостовой – проигрыватель был “невосприимчив к плохой дороге, автомобильной тряске и резкому торможению”. Есть ещё неплохое видео с разобранным Auto Mignon’ом, доказывающее то же самое.
Но тут возникает другая проблема: обычный тонкий диск на 45 не рассчитан на сильное давление иглы, а потому пластинки изнашивались гораздо быстрее. И это не считая других мелких багофич: например, Victrola имела привычку превращать медленные баллады в Полёт Шмеля. В общем, RCA прекратила производство уже в 61-ом, а Auto Mignon продержался вроде как до 63-его. Наверное, можно было бы со временем отработать идею на практике и придумать какое-нибудь технологичное решение – например, где-то вроде как в конце 80-ых точно были придуманы лазерные проигрыватели виниловых дисков – но Безумец Мюнц уже в 62-ом году начал втюхивать народу свои CARтриджи с магнитной лентой… Короче говоре, война форматов на автомобильном фронте была проиграна даже толком не начавшись.
Возвращаясь к Le Perle, хочется отметить, что последний абзац рассказывает о многочисленных наградах, которые выиграл этот автомобиль. Дэррил утверждает, что на момент написания статьи его красавица брала звание лучшей на любом автошоу, ни разу не уступив это место другой машине. Le Perle также взяла награду 1959 Champion Sweepstakes на национальном шоу кастомных автомобилей в Детройте. И, конечно же, уже много раз упоминалось, что Predicta появилась только благодаря героине данной статьи. Так что, пусть Le Perle и не дошла до наших дней, но она однозначно оставила свой след в мире кастомных автомобилей.
https://www.consumerreports.org/cro/news/2014/04/record-players-were-the-infotainment-systems-of-the-1950s-and-60s/index.htm
http://customrodder.forumactif.org/t3420-1957-ford-thunderbird-bob-turgeon-le-perle-star-kustom-shop/
https://www.youtube.com/watch?v=rWOtaEQwi9k
https://www.youtube.com/watch?v=y337Yfls1gU
https://www.youtube.com/watch?v=aKfaEb1n2F4
https://www.youtube.com/watch?v=S0hRzEihsR4