Thumbnail for the article about Plymouth/Chrysler Prowler.

Plymouth Prowler: первый заводской хот-род

Представьте себе такую картину: вы заходите в автосалон, и прямо посередине огромного зала стоит хот-род. Новенький и – как бы поразительно это ни звучало – брендовый, с шильдиками известного производителя. Потому что этот хот-род не кастомный автомобиль, собранный в единственном экземпляре – это заводская сборка. Дилер предлагает вам на выбор цвета, опции – и вот уже совсем скоро вы станете обладателем абсолютно нового вплоть до последней гайки хот-рода, без пробега, да ещё и с заводской гарантией! Фантастика? Не совсем. Был небольшой период истории, когда всё вышеописанное было реальностью. Не без своих нюансов, само собой, но обо всём по порядку.

Plymouth Prowler и история его появления

Как и за многие другие интересные эксперименты в области автомобилестроения, за данную историю всецело ответственна компания Chrysler. В 1990-ом году они предложили студентам последнего курса престижного заведения под названием Art Center College of Design в качестве дипломного проекта разработать автомобиль для “узкого сегмента рынка”. Среди тех самых студентов числился шестнадцатилетний на тот момент Чип Фуз, и, само собой, он с радостью принялся за проект нового автомобиля. Вот только Чип не желал создавать машину для одного из уже существующих сегментов – вместо этого товарищ Фуз создал хот-род нового поколения под названием Hemisfear. Это был автомобиль для той категории людей, чьи вкусы отсылали скорее к 1940-ым годам, нежели к 90-ым.

Прототип в единственном экземпляре был создан в 93-ем году, и, вроде бы, на этом история и должна была закончиться. При взгляде на концепт-кар, кажется, сразу становится ясно, что это – очередной автомобиль для шоу, просто демонстрация возможностей компании и ничего более. Ведь ни один концерн не возьмётся воплощать в жизнь настолько радикальное и заведомо некоммерческое решение, идущее наперекор чуть ли не всем вкусам современного потребителя и столь сильно отличающееся от стандартного городского автомобиля. Ведь Chrysler – это вам не Caterham какой-нибудь, верно?

Plymouth Prowler Concept Vehicle in the Autoweek January 1993 issue.
В журнале Autoweek за январь 93-его упоминается, что Chrysler уже тогда думали о серийном производстве Праулера. Помимо этого, в небольшом абзаце упоминается Mitsubishi Aluma Coupe – со словами, что только американская компания может понять американские традиции и выразить им должное уважение.

Оказалось, что неверно. Chrysler в очередной раз пошла… интересным путём. В 1996-ом году, решая, что бы такого выпустить и закрепить успех модели Dodge Viper, кто-то в компании обратил внимание на концепт-кар 93-его года, построенный с оглядкой на зарисовки Чипа Фуза. Почему именно внешний вид новой машины был вдохновлён столь необычными идеями сказать наверняка нельзя. Возможно, просто ни у кого в компании не нашлось идеи получше: в конце концов, Viper был весьма радикальным и самобытным автомобилем, а значит и следующая за ним машина должна была быть такой же по духу. А может, решающим оказался один лишь факт того, что дизайн-директором Крайслера на тот момент являлся любитель хот-родов. Так или иначе, все карты сложились именно таким образом, чтобы мир увидел, по сути, первый и единственный заводской хот-род – Plymouth Prowler.

Что ещё нельзя сказать наверняка – так это какими именно зарисовками товарища Фуза вдохновлялся Chrysler, сколько этих зарисовок было всего и как сильно они друг от друга отличались. Дело в том, что Чип всё же смог довести свой проект до финала: в 2006-ом году был построен автомобиль, названный Hemisfear. Он представлял собой классическое с виду (особенно спереди) купе, в котором V-образная восьмёрка находилась, однако, сзади. Но Prowler был родстером, с двигателем на два цилиндра меньше, да и располагался V6 по старинке – под капотом машины. К тому же, дизайн был отнюдь не классический: не считая формы кузова, новый Plymouth выглядел крайне по девяностому, явно выделяясь на фоне машин сороковых годов, с какой стороны не посмотри.

Plymouth Prowler и реакция покупателей

Chrysler приняло решение не сталкивать машину лоб в лоб с собственным монстром по имени Viper, а потому Prowler позиционировался скорее не как полностью спортивный автомобиль, а как… быстрая, но ежедневная машина. Поэтому новый Plymouth обладал полным набором электроники, включая плеер и соответствующую аудиосистему, сидениями в коже, кондиционером и так далее – в то время как на Вайпере в жертву скорости были принесены даже подушки безопасности. Закрепляя успех, двигатель V6 под капотом Праулера был подключён к автоматической коробке передач – механической не было даже в опциях.

Я думаю, вы уже понимаете, что пошло не так. Надо сказать, что ребята в Chrysler действительно старались сделать автомобиль в духе хот-родов: да, ради сохранения привлекательных линий кузова было принято решение отказаться от попыток впихнуть V8. Однако установленный V6 был весьма мощным: 214 лошадиных сил даже с автоматической коробкой передач пролетали четверть мили всего за 14 с половиной секунд. Тот же Viper первого поколения был всего лишь на две с небольшим секунды быстрее – иными словами, заводской Prowler показывал вполне себе неплохие результаты.

Смотрите еще  1955 Ford Mystere

Скорость достигалась за счёт, как ни странно, облегчения автомобиля: тот вес, что был отдан электронике, компенсировался четырьмя сотнями кило алюминия, влитыми в кузов. Не говоря уже о том, что компания с заводом – это не автолюбитель в гараже. Chrysler не просто “построили хот-род” – они построили серийный хот-род. А это значит, что машина отвечала всем придиркам государства, всевозможным законам по безопасности, нормам загрязнения окружающей среды и так далее и тому подобное – всё ради того, чтобы спустя пятьдесят лет после появления культуры хот-роддинга вывести её наконец на уровень рядового автомобилиста.

Несколько журналистов и, так сказать, профессиональных автомобильных критиков, оценили труды компании по достоинству. Но большая часть покупателей осталась недовольна. Хот-роддерам не хватало рыка V-образной восьмёрки – в их глазах из-за двух недостающих цилиндров Prowler автоматически попадал в лучшем случае в ряд под названием “любопытные идеи”, и этот ряд находился довольно далеко от того, который назывался “легенды хот-роддинга”. Рядовые же американцы, привыкшие к своим семиметровым баржам (которые после 80-ых вновь выплыли на асфальтовые моря в 90-ых), абсолютно не поняли всего того, что делало автомобиль хот-родом – и в особенности много жалоб поступило в адрес маленького багажника и маленького бензобака. Критиковались и прочие нюансы, вроде того, что почти весь интерьер Праулера был собран из уже существующих деталей интерьера других автомобилей марки Chrysler.

Смотрите еще  Thunderflite: кастом, называемый концептом

Plymouth Howler: Prowler второго поколения

В 99-ом году на мгновение показалось, что Chrysler прислушалась ко всем жалобам потребителей: публике представили модель Howler. V6 на 3,5 литра всё же заменили на V8 объёмом в 4.7, коробка передач стала механической, мерзотный серый пластиковый бампер убрали, а проблема маленького багажника была более-менее решена переделкой кузова под пикап. Казалось бы, вот оно: решение почти всех проблем в одном пакете; машина, достойная марки Plymouth!

Но, как водится, что-то пошло не так. Howler не получил даже мелкой серии – вместо этого Chrysler решила предпринять попытку завоевать европейский рынок, и зелёный свет получил концепт Pronto Cruiser, к моменту выпуска превратившийся в гораздо более известный PT Cruiser. В качестве утешительного приза Праулеру раскачали V6 до 253-ёх лошадиных сил – это было уже абсолютно честно на одном уровне с маленьким восьмицилиндровым блоком, но продажи не спасло. А для компании, как ни крути, на первом месте всё же стоит прибыль, а потому первый и единственный заводской хот-род выпускался ещё два года, после чего производство свернули.

Plymouth Prowler и вклад в автомобилестроение

Что можно сказать в завершение этой истории? Несмотря на то, что Prowler и PT Cruiser де-факто провалились, свои клиенты и поклонники у них всё же имелись. И их количества хватило, чтобы другие корпорации, тихо наблюдающие за “успехами” компании Chrysler, поняли один факт: на это дело есть спрос. Крайслеровские машины дали старт моде на нео ретро: в 2002-ом Ford возродил модель Thunderbird, а год спустя Chevy ответил своим пикапом SSR. Да, эти две машины были, по сути, пробой пера, но – сюрприз! – обе имели V8 под капотом и продавались достаточно успешно, чтобы следующими возрождёнными именами стали Mustang и Camaro. А к тому времени и сама Chrysler, наконец осознав что и как, выпустила на рынок сначала Charger, а потом и Challenger. И если учесть всё это разнообразие, старт которому дал именно Prowler – то это, вне всякого сомнения, успех.

Stock Prowler in museum.
Prowler и его предки. Несмотря на разницу в полвека, автомобили всё же смотрятся… ну, сказать ‘схоже’ у меня язык не повернётся, но уж точно и не чужеродно. Как ни крути, а всё же в нео ретро дизайнах присутствовала частичка того самого, правильного ретро.

А что касается самого Праулера, то на данный момент этот автомобиль, можно сказать, уже является классикой: как видно по фотографии выше, порой его можно увидеть в музеях, где он стоит бок о бок со своими братьями по духу из сороковых и пятидесятых годов. И каким бы спорным он не получился, Prowler до сих пор остаётся единственным в мире заводским хот-родом.

Источники

(Visited 998 times, 3 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.