Thumb for an article about US exotic V12 rods.

Двигатели V12 на кастом-сцене: экзотика из США

Надо сказать несмотря на то, что сейчас Европа от Британии до Баварии однозначно лидирует по проценту использования двенадцатицилиндровых двигателей, в своё время в США было создано немало V-двенашек. Не считая упомянутых моторов Lincoln-Zephyr и GMC, все они сейчас являются чуть ли не музейными экспонатами, но в своё время их вполне можно было встретить в хот-родах. Например Дик Саундерс при жизни прославился тем, что занимался именно экзотическими американскими двигателями: Auburn, Stutz и шестнадцатицилиндровые Marmon были для него обычным делом. Знакомые с его работой люди всегда отмечали необычную креативность Саундерса при работе с непопулярными моторами. А для себя Дик построил поистине поразительную машину: Auburn Speedster 29-ого года с двигателем V12 от Packard и двумя супернаддувами McCullough.

 

Хот-род с кормой лодки

Саундерс собрал эту машину ещё в 47-ом году и до самой своей смерти в конце 70-ых постоянно ездил на ней, в том числе и на дрэг-гонках, что-то менял, дорабатывал и поправлял. К сожалению, без своего хозяина автомобиль потерял многое, включая два супернаддува, а после последней реставрации выглядит уже совершенно иначе. Фотография сверху – чуть ли не единственное качественное фото, сделанное при жизни Дика Саундерса. А о судьбе многих других его кастом-каров порой неизвестно вообще ничего – нормальная практика для тех, кто не особо гонится за обложками журналов или шоу и строит рабочий автомобиль для треков и дорог. Как, например, Джо Панек – гонщик, построивший боевой Ford с Cadillac’овским V12 под капотом. Машина была создана ещё в 64-ом году, но жива до сих пор, и её двигатель с супернаддувом 6-71 от GMC находится не в идеальном, но вполне приемлемом состоянии.

 

Маленький красный драгстер

Об этом автомобиле написал статью журнал Popular Hot Rodding в декабре 1964-ого. По информации оттуда можно узнать, что двигатель 1936-ого года был расточен с 368 до 402 – это с 6 литров до 6.6. Также, в другой своей статье, я задавался вопросом: как поставить супернаддув на двигатель с таким необычным расположением свеч? Оказалось, что привычное расположение супа сверху не годится, и устанавливать компрессор надо спереди. Более того, из-за своеобразности мотора, Джо пришлось перевернуть наддув вверх ногами, и в результате вся система двигается как бы задом наперёд. Впускная система когда-то была установлена на бомбардировщик времён Второй Мировой, но Панек полностью перебрал её и оригинальной осталась лишь дроссельная заслонка. Топливный насос тоже пришёл из области авиации. Джо также решил позаботиться о том, чтобы супернаддув подавал больше воздуха, чем давления, а потому от супа к мотору воздух поступает по четырёхдюймовым каналам, что на дюйм больше стандартных систем такого вида. Чтобы присоединить автоматическую трансмиссию C&O Hydro к старому двигателю пришлось придумывать новую ступицу коленвала – как и многое другое, Джо сделал эту запчасть своими руками. Зажигание работает от лодочного двенадцативольтового аккумулятора с помощью двух трамблёров Studebaker на шесть цилиндров каждый. Большая часть системы управления раньше стояла в фургоне Willys 47-ого года, и именно эта модель была выбрана из-за того, что она устанавливалась в хот-род с минимальными изменениями в корпусе машины. В результате всё это может работать на семи тысячах оборотов – возможно, даже больше, но Джо не решался превышать отметку в 7000, чтобы не повредить двигатель. Отдельным интересным моментом служит фотография облегчённой передней оси, на которой видно отсутствие тормозов на передних колёсах. Одним словом, это был очень необычный проект, и хоть Панек строил полностью функциональный автомобиль для дрэга, свою первую награду хот-род получил на автошоу в Южной Калифорнии ещё до того, как Джо впервые выкатил его на трек. Ниже прикрепляю англоязычные сканы статьи, которыми поделился один из пользователей форума H.A.M.B. – я опустил довольно много технических подробностей, взяв только самое интересное и значимое, но интересующиеся могут взглянуть на всё своими глазами, и, возможно, задать вопрос или поправить меня, если я в чём-то ошибся.

Смотрите еще  Plymouth Prowler: первый заводской хот-род

 

Ржавый алмаз скорости

Ещё один экзотический мотор поставил в свой рэт-род некто Боб Бэндтсэн, владелец гаража Bendtsen’s Speed Gems в Миннесоте. Боб и его компания специализируются на адаптации старых и экзотических двигателей к современным трансмиссиям, и лучший способ прорекламировать себя в этом деле – это появиться на сходках любителей хот-родов и кастомов на машине собственного производства. А для того, чтобы наглядно продемонстрировать тот факт, что в Speed Gems могут присоединить любой двигатель к любой трансмиссии, товарищ Бэндтсэн принял решение установить в свой рэт-род мотор Seagrave V12 и трансмиссию GM 700R4. Двенадцатицилиндровый Seagrave – это, по сути, двигатель от Pierce-Arrow, производство которых началось ещё в 1932-ом году, если не раньше. Когда в Pierce-Arrow приняли решение прекратить выпуск этих агрегатов, компания Seagrave выкупила всё необходимое для самостоятельного производства двигателей и продолжила строить и продавать эти двигатели аж до 70-ых годов. Конкретно тот Seagrave, который Боб использовал в своей машине, датируется 41-ым годом, а трансмиссия 700R4, для сравнения, была разработана лишь в 82-ом. К сожалению, я так и не смог найти упоминание о том, какого объёма двигатель использовал Бэндтсэн: Seagrave производила моторы в 462 и 906 кубиков, которые внешне мало чем отличались, но… всё же чисто визуально, это вроде как агрегат поменьше, объёмом в 7.5 литров.

Само собой, кроме мотора с коробкой передач нужен ещё и сам автомобиль, и выбор пал на Model A 31-ого года. Не сообщается, в каком состоянии автомобиль был изначально, но список изменений примерно следующий: крышу срубили на 10 сантиметров, в крышке багажника сделали 100 вырезов и спрятали под ней красные светодиоды в качестве заднего света и бензобак из нержавейки на 45 литров, установили кастомный медный радиатор, гидравлические тормоза c большими плавниками от Buiсk’а, передние фары от 1937-ого Pontiac’а, а панель инструментов отдал Dodge 50-ого. Этот рэт-род также имеет полностью кастомную раму, электроусилитель руля и электронную систему зажигания. Как всё это выглядит внешне – можно увидеть ниже.

 

Смотрите еще  BMW 507 Элвиса: возвращено отправителю

Дорожный истребитель

Но это всё больше экзотика. А если вы хотите безумия – то вот вам, например, полностью построенный с нуля автомобиль Клиффа Хикса с мотором Allison V12, который сняли прямо с истребителя Lockheed P-38. Семейство двигателей V-1710 просто огромное, и некоторые модели включали в себя такую весьма новую на то время штуку, как турбонаддув, в то время как ранние модели выпускались либо без него, либо с гораздо более привычным супернаддувом. А самые поздние варианты этого мотора несли на себе и турбонаддув и вспомогательный супернаддув одновременно. Ещё одним занимательным фактом является то, что Allison V-1710 был единственным американским двигателем с жидкостным охлаждением во всём арсенале США на время Второй Мировой войны.

К сожалению, оригинальный текст не говорит, какая именно модель V-1710 попала в руки к товарищу Хиксу, но так или иначе подобный мотор должен выдавать что-то около 1840 лошадиных сил на 3000 оборотах. Клифф уже очень давно планировал построить себе подобный автомобиль. “Я видел машину с авиационным двигателем в 50-ых, когда мне было шестнадцать,” вспоминает создатель безумного хот-рода. “И я сказал себе, что однажды у меня будет такая.”

Да, Хикс уже далеко не молод: на момент написания этого текста ему должно быть 83 года. Вместе со своим младшим братом Дэном, Клифф явлется гонщиком с огромным стажем: в 58-ом ему принадлежал рекорд скорости класса A Gas Supercharged на четверти мили – 200 км/ч. К тому же, ему принадлежит мастерская Cliff Hix Engineering, и некоторые считают его гением среди автомехаников. Одним словом, Клифф точно знал, что сможет осилить подобный проект и укротить его. Поэтому он и его брат взяли тело от Model T 27-ого из стеклопластика и принялись удлинять и расширять его. Переделанный корпус был укреплён стальными трубами, после чего из чистой стали была сконструирована массивная рама. Клифф также разработал и построил винтовую подвеску и адаптировал механическую коробку передач Richmond Super Street на пять скоростей с овердрайвом под двигатель самолёта. Чтобы остановить такой хот-род нужны были хорошие тормоза, а потому Хикс модифицировал две пары барабанных тормозов: от Buick’а для передних колёс и от синих овалов для задних. Двигатель тоже был как минимум слегка модифицирован: оригинальный текст упоминает, что два магнето были заменены на современную электронную систему с двумя трамблёрами на 12 цилиндров каждый (так как каждый из цилиндров мотора шириной в 14 сантиметров использует две свечи зажигания).

Получившийся результат превзошёл все ожидания: Клифф признаётся, что первый пробный заезд на автомобиле чуть не закончился в ближайшем кювете. “Тогда я и узнал, что перебор – это перебор,” подытоживает Хикс с огромной улыбкой на лице.

 

В целом можно подвести итоги таким образом: двигатели V12 всех сортов вполне могут поспорить по популярности с V6 в качестве мотора для тех, кто не хочет в своём проекте V8. А тот факт, что в начале прошлого века именно двенадцатицилиндровые V-образные силовые агрегаты использовались везде, где только можно было их использовать, порой даёт зелёный свет абсолютно безумным проектам, которые приводятся в движение ничем иным, как этим типом моторов. Сложно сказать, что нас ждёт в будущем, так как по самым печальным прогнозам двигатель внутреннего сгорания как таковой является вымирающим видом – того и гляди наступит эпоха электромобилей и солнечной энергии. Но я, тем не менее, всё же надеюсь увидеть на своём веку немало интересных проектов с V-образными бензиновыми монстрами и очень хочу, чтобы мотор на двенадцать цилиндров занял среди них не самое последнее место.

Источники

(Visited 683 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.