Интересный факт: Бойцовая Рыбка (Rumble Fish) и Изгои (Outsiders) снимались “спиной к спине” – то есть, несколько грубо говоря, Фрэнсис Форд Коппола в 1982-ом снял эти два фильма одновременно. Как и Бойцовая Рыбка, Изгои – это экранизация новеллы С. Э. Хинтон. Вообще у Изгоев и Бойцовой Рыбки крайне много общего, и если вы не смотрели ни один из этих фильмов, то на вашем месте я бы сначала прочёл статью о Rumble Fish и решил для себя, стоит ли вообще смотреть такое кино. И лишь потом, после его просмотра, я вернулся бы к этой статье и ещё раз подумал, стоит ли смотреть Изгоев. Так что я предположу, что все читающие смотрели Рыбку и, решив для себя, что вполне можно скоротать ещё один вечерок за чем-то подобным, посмотрели в сторону данной статьи.
Итак, с виду у Изгоев всё очень даже хорошо: фильм получил целую россыпь наград, в том числе был номинирован на золото на 13-ом Международном Московском Кинофестивале. За рубежом фильм, по сути, стал классикой и остаётся популярным до сих пор. Книгу, по которой снималось это кино, половина библиотек и школ забанили за подробное изображение курящих, пьющих и матерящихся подростков, а во второй половине студенты и школьники добровольно-принудительно читают сиё произведение в обязательном порядке. Целой плеяде молодых актёров именно Изгои открыли дорогу в большое кино: Том Круз, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи… Том Уэйтс, бывший в Бойцовой Рыбке, появляется и в Outsiders, и до кучи некоторые критики отдельно хвалят фильм за реалистичное изображение детей из неблагополучных семей.
Вот только всё перечисленное – какая-то полная хрень. Я искренне не пойму, за что этому фильму давать какие-то награды: я не увидел никакого реалистичного изображения чего бы то и было, и я тем более не могу понять, как такое кино могло не то, что не загубить карьеры начинающих актёров, но ещё и кого-то продвинуть куда-то. Изгои – хуже Бойцовой Рыбки по всем параметрам, но при этом включают всё те же недостатки. Бойцовая Рыбка показывала хоть что-то: в самом крайнем случае, та кинолента была снята весьма стильно и умело, и наблюдать за картиной на экране было интересно. В Изгоях нет… вообще ничего нет в Изгоях.
Как и в фильме-близнеце, одна из главных проблем Изгоев в том, что со страниц новеллы до экранов добралась явно не вся история, и многое было урезано. Но тут в дело вступает важный нюанс: Бойцовую Рыбку мисс Сьюзен Э. Хинтон издала в 1975-ом, а Изгои были изданы в 67-ом. На момент издания книги Хинтон было 18 лет, а писала она её и того ранее – большая часть книги была написана, когда Сьюзен было всего 16. Важный момент: люди обычно смотрят свысока на тех, кто пытается начать серьёзную творческую деятельность в раннем возрасте, но я ничего не имею против этого. Чёрт возьми, вот единственное, к чему я не выкатываю никаких претензий – так это к оригинальной новелле. Вполне возможно, что книга действительно стоит всего того, что о ней говорят – я её не читал и ничего о ней толком не знаю.
Но я знаю то, что после превращения в сценарий фильма, от истории из книги нам остался концентрированный подростковый ангст молодой американской девчонки, которую буквально распирает от гормонов – именно так ощущается всё, что происходит на экране. И в какой-то момент герои вообще перестают что-либо делать: они просто плачут, обнимаются, снова плачут, снова обнимаются, снова плачут… вашу ж мать, да сколько можно уже рыдать, а? Хорошо ещё, если между этими сценами будет хотя бы пара строчек каких-нибудь диалогов – даже не ради сюжета, а просто чтобы герои хоть на пару минут перестали лить слёзки и обниматься.
И что делает все эти сцены абсолютно невыносимыми – так это то, что большая часть актёров играет весьма посредственно. Не знаю, может дело в фирменной фишке Копполы – доведённых до перфекционизма кадрах с идеальным освещением и прочей стилистикой. Ведь как известно, чем прилизанее кадр, тем сложнее актёрам играть и двигаться, ибо одно лишнее движение может разрушить всю композицию. Так или иначе – но актёрской игры нет, химии нет, и все эти рыдания-обнимания не вызывают никакого сострадания, а лишь искренне бесят. И если в Бойцовой Рыбке кадры действительно были красивыми и стильными, то здесь товарищ Фрэнсис Форд провалился по всем параметрам: за весь фильм в лучшем случае можно выдернуть пару-тройку красивых планов, не больше.
У Изгоев мало позитивных сторон. Во-первых, это однозначно Мэтт Диллон – да, он как обычно прилизан и превосходен, и крайне странно видеть, как он играет плохого парня, но он по крайней мере, чёрт возьми, играет этого плохого парня. Во-вторых – Ральф Маччио и его персонаж Джонни Кейд, так как это единственный персонаж за весь фильм, который развивается и меняется, чем предлагает зрителю хоть какую-то историю. Но, честное слово, лучше ещё раз посмотреть вышедший всего годом позже Karate Kid.
И да, я смотрел обновлённую версию фильма, так как в 2005-ом году Коппола переиздал фильм и вставил некоторые удалённые сцены, добавив 22 минуты материала, а также удалил несколько сцен с целью быть более близким к книге и слегка ускорить темп происходящего на экране. К тому же, Фрэнсис переделал звуковую дорожку, которая многим пришлась не по вкусу. С учётом этого можно сказать следующее: о, боги, каким же кошмаром должно быть была оригинальная версия фильма, если даже обновлённый и исправленный вариант вызывает лишь уныние.
Эх… Что сказать в качестве заключения? Обычно я в таких случаях виню свои собственные завышенные ожидания: большинством The Outsiders любимы и почитаемы, и у фильма множество крайне лестных отзывов. Вот и я настроился на нечто великолепное, а получил… то, что получил. Но всё же этот случай несколько особенный. Поймите меня правильно: да, я высоко установил планку. Но Изгои даже не попытались перепрыгнуть её – они начали рыть подкоп.
Outsiders стал культовым прежде всего из-за того, что добрая половина главных героев со временем превратилась в суперзвезд Голливуда и людям просто приятно смотреть на них в ту пору, когда они были такими малышами. Да, неспроста я из этого фильма помню лишь то, как Патрик Суэйзи сделал стойку на руках, когда перелазил через забор и что там довольно много драк. Отдельной строки все же заслуживает саундтрек: много песен Элвиса + немного Джерри Ли Льюиса и Карла Перкинса.
Но награды он всё же получил в то время, хоть я и вообще не пойму, за какие заслуги. А насчёт саундтрека согласен, он и вправду неплохой. Но его лучше отдельно послушать, честное слово. Плюс, опять же, есть вероятность, что в оригинальном фильме был другой саундтрек, а весь рок-н-ролл был добавлен в 2005-ом.