Представьте себе такую картину: вы заходите в автосалон, и прямо посередине огромного зала стоит хот-род. Новенький и – как бы поразительно это ни звучало – брендовый, с шильдиками известного производителя. Потому что этот хот-род не кастомный автомобиль, собранный в единственном экземпляре – это заводская сборка. Дилер предлагает вам на выбор цвета, опции – и вот уже совсем скоро вы станете обладателем абсолютно нового вплоть до последней гайки хот-рода, без пробега, да ещё и с заводской гарантией! Фантастика? Не совсем. Был небольшой период истории, когда всё вышеописанное было реальностью. Не без своих нюансов, само собой, но обо всём по порядку.
Plymouth Prowler и история его появления
Как и за многие другие интересные эксперименты в области автомобилестроения, за данную историю всецело ответственна компания Chrysler. В 1990-ом году они предложили студентам последнего курса престижного заведения под названием Art Center College of Design в качестве дипломного проекта разработать автомобиль для “узкого сегмента рынка”. Среди тех самых студентов числился шестнадцатилетний на тот момент Чип Фуз, и, само собой, он с радостью принялся за проект нового автомобиля. Вот только Чип не желал создавать машину для одного из уже существующих сегментов – вместо этого товарищ Фуз создал хот-род нового поколения под названием Hemisfear. Это был автомобиль для той категории людей, чьи вкусы отсылали скорее к 1940-ым годам, нежели к 90-ым.
Прототип в единственном экземпляре был создан в 93-ем году, и, вроде бы, на этом история и должна была закончиться. При взгляде на концепт-кар, кажется, сразу становится ясно, что это – очередной автомобиль для шоу, просто демонстрация возможностей компании и ничего более. Ведь ни один концерн не возьмётся воплощать в жизнь настолько радикальное и заведомо некоммерческое решение, идущее наперекор чуть ли не всем вкусам современного потребителя и столь сильно отличающееся от стандартного городского автомобиля. Ведь Chrysler – это вам не Caterham какой-нибудь, верно?
Оказалось, что неверно. Chrysler в очередной раз пошла… интересным путём. В 1996-ом году, решая, что бы такого выпустить и закрепить успех модели Dodge Viper, кто-то в компании обратил внимание на концепт-кар 93-его года, построенный с оглядкой на зарисовки Чипа Фуза. Почему именно внешний вид новой машины был вдохновлён столь необычными идеями сказать наверняка нельзя. Возможно, просто ни у кого в компании не нашлось идеи получше: в конце концов, Viper был весьма радикальным и самобытным автомобилем, а значит и следующая за ним машина должна была быть такой же по духу. А может, решающим оказался один лишь факт того, что дизайн-директором Крайслера на тот момент являлся любитель хот-родов. Так или иначе, все карты сложились именно таким образом, чтобы мир увидел, по сути, первый и единственный заводской хот-род – Plymouth Prowler.
Что ещё нельзя сказать наверняка – так это какими именно зарисовками товарища Фуза вдохновлялся Chrysler, сколько этих зарисовок было всего и как сильно они друг от друга отличались. Дело в том, что Чип всё же смог довести свой проект до финала: в 2006-ом году был построен автомобиль, названный Hemisfear. Он представлял собой классическое с виду (особенно спереди) купе, в котором V-образная восьмёрка находилась, однако, сзади. Но Prowler был родстером, с двигателем на два цилиндра меньше, да и располагался V6 по старинке – под капотом машины. К тому же, дизайн был отнюдь не классический: не считая формы кузова, новый Plymouth выглядел крайне по девяностому, явно выделяясь на фоне машин сороковых годов, с какой стороны не посмотри.
Plymouth Prowler и реакция покупателей
Chrysler приняло решение не сталкивать машину лоб в лоб с собственным монстром по имени Viper, а потому Prowler позиционировался скорее не как полностью спортивный автомобиль, а как… быстрая, но ежедневная машина. Поэтому новый Plymouth обладал полным набором электроники, включая плеер и соответствующую аудиосистему, сидениями в коже, кондиционером и так далее – в то время как на Вайпере в жертву скорости были принесены даже подушки безопасности. Закрепляя успех, двигатель V6 под капотом Праулера был подключён к автоматической коробке передач – механической не было даже в опциях.
Я думаю, вы уже понимаете, что пошло не так. Надо сказать, что ребята в Chrysler действительно старались сделать автомобиль в духе хот-родов: да, ради сохранения привлекательных линий кузова было принято решение отказаться от попыток впихнуть V8. Однако установленный V6 был весьма мощным: 214 лошадиных сил даже с автоматической коробкой передач пролетали четверть мили всего за 14 с половиной секунд. Тот же Viper первого поколения был всего лишь на две с небольшим секунды быстрее – иными словами, заводской Prowler показывал вполне себе неплохие результаты.
Скорость достигалась за счёт, как ни странно, облегчения автомобиля: тот вес, что был отдан электронике, компенсировался четырьмя сотнями кило алюминия, влитыми в кузов. Не говоря уже о том, что компания с заводом – это не автолюбитель в гараже. Chrysler не просто “построили хот-род” – они построили серийный хот-род. А это значит, что машина отвечала всем придиркам государства, всевозможным законам по безопасности, нормам загрязнения окружающей среды и так далее и тому подобное – всё ради того, чтобы спустя пятьдесят лет после появления культуры хот-роддинга вывести её наконец на уровень рядового автомобилиста.
Несколько журналистов и, так сказать, профессиональных автомобильных критиков, оценили труды компании по достоинству. Но большая часть покупателей осталась недовольна. Хот-роддерам не хватало рыка V-образной восьмёрки – в их глазах из-за двух недостающих цилиндров Prowler автоматически попадал в лучшем случае в ряд под названием “любопытные идеи”, и этот ряд находился довольно далеко от того, который назывался “легенды хот-роддинга”. Рядовые же американцы, привыкшие к своим семиметровым баржам (которые после 80-ых вновь выплыли на асфальтовые моря в 90-ых), абсолютно не поняли всего того, что делало автомобиль хот-родом – и в особенности много жалоб поступило в адрес маленького багажника и маленького бензобака. Критиковались и прочие нюансы, вроде того, что почти весь интерьер Праулера был собран из уже существующих деталей интерьера других автомобилей марки Chrysler.
Plymouth Howler: Prowler второго поколения
В 99-ом году на мгновение показалось, что Chrysler прислушалась ко всем жалобам потребителей: публике представили модель Howler. V6 на 3,5 литра всё же заменили на V8 объёмом в 4.7, коробка передач стала механической, мерзотный серый пластиковый бампер убрали, а проблема маленького багажника была более-менее решена переделкой кузова под пикап. Казалось бы, вот оно: решение почти всех проблем в одном пакете; машина, достойная марки Plymouth!
Но, как водится, что-то пошло не так. Howler не получил даже мелкой серии – вместо этого Chrysler решила предпринять попытку завоевать европейский рынок, и зелёный свет получил концепт Pronto Cruiser, к моменту выпуска превратившийся в гораздо более известный PT Cruiser. В качестве утешительного приза Праулеру раскачали V6 до 253-ёх лошадиных сил – это было уже абсолютно честно на одном уровне с маленьким восьмицилиндровым блоком, но продажи не спасло. А для компании, как ни крути, на первом месте всё же стоит прибыль, а потому первый и единственный заводской хот-род выпускался ещё два года, после чего производство свернули.
Plymouth Prowler и вклад в автомобилестроение
Что можно сказать в завершение этой истории? Несмотря на то, что Prowler и PT Cruiser де-факто провалились, свои клиенты и поклонники у них всё же имелись. И их количества хватило, чтобы другие корпорации, тихо наблюдающие за “успехами” компании Chrysler, поняли один факт: на это дело есть спрос. Крайслеровские машины дали старт моде на нео ретро: в 2002-ом Ford возродил модель Thunderbird, а год спустя Chevy ответил своим пикапом SSR. Да, эти две машины были, по сути, пробой пера, но – сюрприз! – обе имели V8 под капотом и продавались достаточно успешно, чтобы следующими возрождёнными именами стали Mustang и Camaro. А к тому времени и сама Chrysler, наконец осознав что и как, выпустила на рынок сначала Charger, а потом и Challenger. И если учесть всё это разнообразие, старт которому дал именно Prowler – то это, вне всякого сомнения, успех.
А что касается самого Праулера, то на данный момент этот автомобиль, можно сказать, уже является классикой: как видно по фотографии выше, порой его можно увидеть в музеях, где он стоит бок о бок со своими братьями по духу из сороковых и пятидесятых годов. И каким бы спорным он не получился, Prowler до сих пор остаётся единственным в мире заводским хот-родом.
https://dyler.com/posts/294/plymouth-prowler-the-first-and-last-production-hot-rod
https://www.mecum.com/lots/FL0116-227318/1999-plymouth-prowler/
https://www.mecum.com/lots/DA1116-273117/2000-plymouth-prowler/
https://bringatrailer.com/listing/1999-plymouth-prowler-21/
https://www.flickr.com/photos/fredsredt/5163265286/in/photostream/
https://www.flickr.com/photos/thomasbecker/25122667326/in/photostream/