Hot Rod Lincol & Charlie Ryan thumb image version 2

Чарли Райан и его Hot Rod Lincoln

Всё началось в 1950-ом году. Автомобильная культура доминировала над всеми остальными: дешёвые машины и не менее дешёвые двигатели, вкупе с не самым сложным устройством механических деталей и почти полным отсутствием электроники давали возможность каждому желающему собрать железного коня своей мечты – резвого и способного предоставить необходимую дозу адреналина или бунтарства. Или того и другого сразу. Поэтому случилось неизбежное: новые веяния в музыке начали впитывать в себя крайне популярную на тот момент тематику.

Само собой, нельзя сказать точно, когда именно была спета и написана первая песня об автомобилях – чёрт возьми, пластинка с песней In My Merry Oldsmobile была записана в 1905-ом году. Зато точно можно определить тот трек, который “привнёс автогонки в популярную музыку и подчеркнул значение машины в американской культуре, особенно в молодёжной культуре”. Речь идёт о песне Hot Rod Race, которую Арки Шибли записал в ноябре 1950-ого года. Пластинку пришлось издавать на собственном лейбле, но как только песня начала продаваться, её переиздали на 4 Star Records, владелец которого раньше отказывал Арки в записи этого трека. И несмотря на то, что Hot Rod Race уже к январю 51-ого взлетела в кантри чартах аж до пятой позиции, три кавера с более крупных лейблов полностью затмили этот успех. Рамблин Джимми Долан на Capitol, Тайни Хилл на Mercury и Рэд Фоли на Decca – все они записали заслужено гораздо более успешные версии Hot Rod Race.

Arkie Shibley
Arkie Shibley
Ramblin' Jimmie Dolan
Ramblin’ Jimmie Dolan
Red Foley
Red Foley
Tiny Hill
Tiny Hill

Каждая из этих версий была отполирована до блеска и в ней не было периодически встречающихся в оригинале неуместных аккордов и неудобных куплетов. Например, в исполнении Шибли были такие слова: “Now along about the middle of the night we were ripping along like white folks might” – и восточные радиостанции попросту отказались играть это. Долан поменял слова на “plain folks”, Хилл на “rich folks”, а Фоли на “poor folks”.

Это было только начало. Версия Тайни Хилла смогла проникнуть даже в поп чарты и добраться до 29-ого места, и этот факт является замечательным показателем того, насколько сильно Hot Rod Race повлияла на музыкальные тенденции ближайшего будущего. Сам Арки Шибли в одном только 1951-ом году записал аж четыре сюжетных продолжения описанной в песне гонки: Hot Rod Race No. 2, Arkie Meets the Judge, The Guy In The Mercury и The Kid In The Model A. Варианты и ремейки в исполнении других артистов вообще невозможно сосчитать, но, пожалуй, самым известным и при этом весьма интересным из них является Hot Rod Lincoln Чарли Райана.

Как и Hot Rod Race, Hot Rod Lincoln обрёл немало каверов, наиболее популярные из которых исполняются Джонни Бондом и Коммандером Коди.

Charlie Ryan
Charlie Ryan
Johnny Bond
Johnny Bond
Commander Cody
Commander Cody

Лично я впервые услышал Hot Rod Lincoln именно в исполнении Джонни Бонда, и, как и Коммандер Коди, он несколько изменил одну из ключевых строчек песни, спев “It’s got eight cylinders, and uses them all”, что является абсолютной неправдой. Я говорю это не просто так, потому что Чарли Райан писал эту песню оглядкой на абсолютно реальный хот-род. И в оригинале эта строка звучит вот каким образом: “It’s got twelve cylinders, and uses them all”.

Всё так, двенадцать цилиндров. Под капотом этой машины находится пятилитровый двигатель V12 Lincoln-Zephyr 48-ого – самый большой из трёх двигателей этой линейки. И этот хот-род не только реален: он принадлежал Чарли до самой его смерти. Более того: Райан сам построил эту машину. В конце 40-ых автор будущего хита купил себе довоенный седан Lincoln Zephyr 41-ого года выпуска и, спустя какое-то время, решил сделать из него хот-род. Чарли снял оригинальное четырёхдверное тело, укоротил раму на 60 сантиметров и поставил на неё кузов от Model A 30-ого года. Силовым агрегатом автомобиля стал уже упомянутый V12 на трёхскоростной трансмиссии Lincoln с овердрайвом того же года выпуска, что и двигатель. Райан вообще постарался оставить как можно больше Lincoln’а в автомобиле: укороченные бампера, эмблема на радиаторе, фирменная фигурка-грейхаунд на капоте и колпаки на колёсах. Интерьер включает в себя рулевое колесо и приборную панель от Lincoln’а 41-ого года.

Hot Rod Lincoln earliest photo
Одна из первых фотографий Чарли Райна и его автомобиля.

Работая над хот-родом, Чарли впервые начал задумываться над словами песни. Неизвестно, сколько изменений претерпел текст, но в интервью журналу Rod And Custom Райан сказал, что его Hot Rod Lincoln и Hot Rod Race Арки Шибли были написаны примерно в одно и то же время в 50-ом, когда туры двух музыкантов пересеклись. Говорят, что не только автомобиль, но и гонка, которую описал Чарли в своей песне абсолютно реальна: за рулём Cadillac’а был его друг, и их заезд проходил в Льюистоне штата Айдахо по Спайрал Хайвэй к вершине Льюистонского холма. Уже позже Райан поменял место на холм Грейпвайн в Калифорнии, а поступил он так потому, что песня Hot Rod Race заканчивается куплетом о том, как двух гонщиков обгоняет парень в Model A. Чарли решил сделать Hot Rod Lincoln продолжением трека Hot Rod Race, а так как действие в композиции Шибли происходило в Калифорнии, то именно туда и перенеслась история о гонке между хот-родом Райана и Cadillac’ом-седаном.

Впервые пластинка Hot Rod Lincoln вышла лишь в 1955-ом году. Чарли записал первую версию трека на своём собственном лейбле Souvenir, а четыре года спустя переиздал несколько иную версию на 4 Star Records, и, надо думать, никто даже и не предполагал, насколько огромный у этой песни будет успех. Несмотря на то, что Чарли ушёл со сцены, по сути, ещё в 63-ем году, его вместе с машиной звали на самые разные мероприятия десятилетия спустя. Например, Райана нанимали на премьеру фильма American Graffiti в 1973-ем, а в 1994-ом, в возрасте 79-ти лет, он и его хот-род выступили перед членами Клуба Владельцев Lincoln & Continental.

Hot Rod Lincoln & Charlie Ryan at the American Graffiiti premiere
Чарли Райан на премьере American Graffiti в Мизуле, штат Монтана, 1973-ий год. Колёса с белой боковиной кто-то свинтил в ночь перед мероприятием, и музыканту срочно пришлось искать замену.

Со временем Чарли ездил на своём знаменитом автомобиле всё реже, предпочитая ставить Hot Rod Lincoln на прицеп. Не самую последнюю причину этого можно найти в самой песне: в конце автомобиль Райана не выдерживает нагрузки и перегревается. Эта особенность двигателей Lincoln-Zephyr была хорошо известна всем автолюбителям того времени. Как и в Ford’овских V8 того же периода времени, ходы для выхлопов в V12 пролегали через блок цилиндров, что, как показала практика, оказалось не самым удачным решением и пагубно влияло на температуру силового агрегата. А вкупе с желанием любого хот-роддера прибавить мощности своему железному коню…

Hot Rod Lincoln in 1994 front
Hot Rod Lincoln в 94-ом. За двадцать лет на капоте автомобиля появилась фигурка-грейхаунд, новый бампер и множество других мелочей.

Ещё одной немаловажной проблемой было то, что именно на самой большой пятилитровой модели V12 этой линейки стенки между цилиндрами оказались слишком тонкими. Настолько тонкими, что немало двигателей оказалось вообще без стенок ещё на этапе изготовления блока, а потому множество потенциальных денадцатицилиндровых отправилось в брак ещё до установки на автомобили. Всё это привело к тому, что пятилитровые Lincoln-Zephyr’ы выпускались лишь пару месяцев в 42-ом и два года после войны, после чего Ford принял решение вернуться к более меньшему объёму.

Само собой, с таким набором проблем подобные движки крайне быстро изнашивались находясь во владении тех, кто любит поездить побыстрее. К слову, в интернете встречается информация о том, что к 60-ому году машине Чарли Райана тоже понадобился новый Lincoln-Zephyr, и музыкант установил V12 поменьше, 39-ого года выпуска. Ко всему этому можно прибавить то, что на аукционе Barret-Jackson указан объём двигателя 302, однако пятилитровый Lincoln-Zephyr – это 306. Но в описании к лоту написано, что агрегат тот самый, 48-ого года, и, в общем, не до конца понятно, какой именно V12 сейчас стоит под капотом легендарного хот-рода.

Остальные изменения в автомобиле не были настолько радикальными. Изначально Hot Rod Lincoln был чёрного цвета, и в 1960-ом был впервые перекрашен в красный. В 86-ом он вновь получил новую краску – Datsun Z-car Red. “Краска – единственная японская вещь в этой машине”, говорил Чарли. Последний косметический ремонт автомобиль прошёл после смерти музыканта, сменив владельца в 2008-ом. На фотографиях также можно увидеть, что поменялось, например, расположение фар и ещё пара мелочей, но, в целом, этот тот же самый Hot Rod Lincoln, о котором и сегодня поёт нам с пластинок Чарли Райан.

Hot Rod Lincoln & one of the last public Charlie Ryan photos

И, как и Hot Rod Race Арки Шибли, Hot Rod Lincoln по сей день является одним из эталонов автомобильных песен. Почти полтора куплета отведено лишь на то, чтобы кратко описать самые важные детали автомобиля, а всё остальное повествует о визге резины на резких поворотах, работающих на переделе двигателях и чистой скорости помноженной на адреналин в крови. И песню слушают даже сегодня, более чем полвека спустя, а знаменитую машину узнают на улицах. Если это не является определением слова ‘эталон’ в плане музыки, то я даже не знаю, что ещё им может быть.

Источники: http://www.joesherlock.com/Hot-Rod-Lincoln.html (26-ое марта 2012-ого года)
https://www.barrett-jackson.com/Events/Event/Details/1930-LINCOLN-CUSTOM-2-DOOR-COUPE-137567
http://www.rockabilly.nl/references/messages/arkie_shibley.htm
https://www.jalopyjournal.com/forum/threads/charlie-ryans-hot-rod-lincoln.1090083/ (19-ое декабря 2017-ого года)

Чарли Райан и его Hot Rod Lincoln
5, голосов: 1
(Visited 26 times, 1 visits today)

Люблю ретро-автомобили, хот-роды, байки и вообще кастом-культуру и всё, что с ней связано: тематические фильмы, музыку и т.д. При наличии времени перевожу с английского, играю в видеоигры или разбираюсь в их коде. На выходных изобретаю коктейли, экспериментирую с алкоголем. Можете связаться со мной здесь: vk.com/thegoldenhorn