Album cover for Chuck Berry's Chuck (2017) made into a thumb.

Chuck (2017) – последний привет из Сент-Луиса

В этот день, 18-ого марта, ровно два года назад от нас ушла одна из настоящих икон классического рок-н-ролла – Чак Берри. Думаю, никому не надо рассказывать о его заслугах и достижениях в области музыки, и даже люди, равнодушно относящиеся к року, наверняка слышали его песни в том или ином виде. Мне кажется, всё моё поколение без исключения смотрело как минимум первую часть трилогии Назад В Будущее или Pulp Fiction. Лично для меня Чак также стал единственным рок-н-ролльщиком из 50-ых, на чей концерт я смог попасть самолично – это было, по-моему, уже пять лет назад, в Москве, в Крокус Сити Холле. И, надо сказать, у меня остались о том концерте только хорошие воспоминания, ибо товарищ Берри отжигал по полной, толпа подпевала, было взаимодействие между зрителями и музыкантом и… это было круто. До сих пор помню, как Чак прыгал на одной ноге с гитарой в руках – хотел бы я не то, что прыгать на одной ноге в таком возрасте, но хотя бы дожить до восьмидесяти семи лет.

Чак Берри в Крокус Сити Холле, 2014
Чак Берри в Крокус Сити Холле, 2014.

В общем, на том концерте Чак показался мне здоровым, как бык. А спустя пару лет, на свой 90-ый день рождения, Берри объявил о выходе нового альбома. В общем, всё было просто замечательно, и поэтому новость о смерти Чака для меня была внезапнее грома посреди ясного безоблачного неба. Тем не менее, альбом товарищ Берри записать успел от начала и до конца, и пластинка всё-таки увидела свет. Называется она просто: Chuck (2017), и это был первый релиз Берри за 38 лет, состоящий в основном из нового материала. До этого был альбом Rockit, вышедший в 1979-ом году.

Два года спустя, мне кажется, я смогу трезво и непредвзято оценить последний альбом Чака Берри, а потому сейчас я налью себе чашку чая и займусь своим любимым делом: буду слушать музыку. Попутно напишу пару заметок, которые станут этой статьёй. Слушать собираюсь не по порядку, а по личному предпочтению. Начну с трека номер 2 – Big Boys, потому что сказано, что в записи трека принял участие мой любимый гитарист Том Морелло. Arm The Homeless и классический рок-н-ролл? Чисто в теории должно выйти просто волшебно. Что ж, поехали…

Чак Берри, Том Морелло
Чак Берри, Том Морелло.

ОКей, было не так уж круто. То есть, да, это отличная рок-н-ролльная песня, как в старые добрые времена, но когда я вижу слова ‘Том Морелло’, то я жду Тома Морелло. Я ожидал услышать фирменные гитарные скрэтчи напополам с классическими рифами, а в результате Чак Берри оказался вторым музыкантом после группы Linkin Park, который записал песню с Томом Морелло, на которой толком не слышно Тома Морелло. Думаю, Тому принадлежало последнее гитарное соло, но… это, как бы, и всё. С другой стороны – это всё мои завышенные ожидания, в целом я услышал первоклассный трек от профессионала своего дела. Теперь, пожалуй, послушаем Lady B. Goode – сиквел к бессмертному Johnny B. Goode, который вышел аж в 1958-ом году. К слову, единственная рок-н-рольная песня, записанная на золотую платинку Вояджера как часть послания внеземным цивилизациям – это именно Johnny B. Goode Чака Берри. Три, два, один, плэй.

Chuck (2017) album booklet scan 3.
Буклет альбома, к сожалению, не содержит никаких обращений к фанатам или ещё чего-нибудь действительно интересного. Лишь несколько фото и тексты песен.

И это действительно отличный сиквел в лучших традициях товарища Берри: лёгкий, позитивный, быстрый и весьма просто составленный трек. Последнее, возможно, минус, но мне кажется, что это сделано специально, как дань оригиналу и всем остальным песням того времени. Конечно, по энергетике Lady B. Goode не дотягивает до первой части, но тут скорее всего проблема в том, что в принципе очень сложно не то что перебить, но хотя бы сравняться с той энергией, что несёт в себе Johnny B. Goode. Тем не менее, мне, как и всегда, понравилось, что у истории появилось продолжение. А теперь переходим к заглавной композиции – Wonderful Woman. В качестве приглашённого гитариста указан Гари Кларк младший, но теперь я не жду чего-то экстраординарного.

Смотрите еще  Shake Rattle & Rock (1994) - мамаши против рок-н-ролла

Чак Берри, Гэри Кларк мл.
Чак Берри, Гари Кларк мл.

Что ж, в Wonderful Woman однозначно было больше Гари Кларка, чем Тома Морелло в Big Boys. Первый трек альбома в целом очень похож на творчество Кларка младшего: голос вокалиста несколько больше углублён в инструменты, бит идёт медленнее, чем в классических произведениях Чака. Одним словом, вот это действительно первоклассный пример сотрудничества двух музыкантов, которые знают своё дело: такой первый трек однозначно заманит слушателя на весь остальной альбом. Пожалуй, пока что это моя любимая песня на данной пластинке. Дальше в моей программе композиция Jamaica Moon – по сути, переиздание старой песни Чака Havana Moon с несколько изменёнными словами.

ОКей, вот это было круто. Медленный рок со словами, спетыми нарочито ямайским акцентом – эта версия мне однозначно понравилась даже больше, чем оригинальная Havana Moon. И мне остаётся лишь в очередной раз поразиться, какими классными бывают рок-н-ролльные медляки! Выше Wonderful Woman я, пожалуй, Jamaica Moon не поставлю, но было очень близко. Так, что там дальше… пожалуй, пятый трек. Он называется Darlin’, и если я правильно интерпретирую список приглашённых музыкантов, то нас ожидает вокальная музыка. Погнали.

Чак Берри, Кит Ричардс
Странно, что на альбоме нет Кита Ричардса – главного поклонника Чака Берри на этой планете. Даже на этом фото видно, с какой стороны чувств больше.

Вокальная музыка была, но несколько меньше, чем я ожидал, и несколько в ином ключе. Потому что неожиданно для себя я услышал не рок-н-ролл, а самый настоящий блюз. И слова были не стандартным переживанием о девчонках и любви без особого смысла, которые преследовали нас вот уже четвёртую песню, а внезапно очень даже чувственным посланием от отца к дочери. Всё это несколько выбивается из общего ритма и картины, и сравнивать Darlin’ с остальными треками сложно, но в целом – это был очень приятный реверанс в сторону блюза. Продолжение следует в виде песни You Go To My Head – впервые этот трек был записан ещё в 1938-ом году, и с тех пор он стал джазовым стандартом на все времена. Само собой, мне очень интересно услышать версию от Чака Берри.

И в очередной раз Чак спел всё так, будто на дворе снова пятидесятые. Простой неспешный ритм-и-блюз – классика, не иначе. Не знаю, отчего, но когда я только смотрел на этот альбом, то я ожидал от него чего-то свежего. Какой-то бомбы, революции, новизны. Но теперь я понимаю, что товарищ Берри скорее отдаёт дань памяти прошлому веку и делает всё так, как умеет лучше всего. В принципе, это, наверное, даже хорошо, просто я ожидал чего-то другого. Ладно, переходим к десятому треку на пластинке – Eyes Of Man.

Чак Берри в Известия Холл, 2013
Чак Берри в Известия Холл, 2013.

Это у нас получилась своего рода философская притча, этакий Озимандис от мира рок-н-ролла. Конечно, не совсем Озимандис, но словами о разрушившихся в пыль храмах навеяло… В общем, неплохо, но меня особо не впечатлило просто потому, что я придерживаюсь несколько иного мировоззрения. А так – ещё один приятный медленный трек, сложенный, пожалуй, наиболее просто из всего прослушанного, но одновременно крепко и со вкусом. Наверное, это сделано для того, чтобы слушатель не отвлекался от слов на гитарные запилы. Что ж, а дальше будем слушать 3/4 Time (Enchiladas).

Chuck Berry
Чак и знаменитый огромный плавник Cadillac’а Eldorado 59-ого.

И ещё один медляк. Ну надо же, сколько тут медляков. Живая запись, судя по всему. Несмотря на то, что я не особо жалую лайв-записи на студийных альбомах, 3/4 Time – однозначно мой любимый трек в плане текста: приятный блюз-рок дополняется стихами, которые будут близки каждой творческой личности в той или иной мере. “I like Enchiladas and old Eldorados that shine, old red guitar, rock’n roll, nice girls and wine. Say it ain’t good for me, but people I’m still feeling fine. I just hold onto my guitar, rock it out 4/5 time. Sometimes I get sideways, stay up all night writing songs, you know. I know it ain’t healthy, but somehow I keep going on.” – неплохо, не правда ли? Лично мне понравилось. Следующий в программе – She Still Loves You, трек номер 7.

Смотрите еще  Leadfoot Tea - Grease & Oil (2018), один за всех и больше никого

Каким-то образом я умудрился абсолютно случайно прослушать сначала все быстрые треки и оставить лишь медленные. Да, She Still Loves You – ещё один медленный рок с немалой долей блюза. Пожалуй, вместо того, чтобы писать одно и то же по три раза, я послушаю уже последний трек, а потому подведу итоги.

Chuck (2017) album booklet scan 1.
Интересный момент: 3/4 Time (Enchiladas) – единственная песня на пластинке, чей текст, по факту, не представлен в буклете альбома. На его месте красуется вот этот скан, демонстрирующий нам, однако, весьма иную версию стихов.

Dutchman, честно говоря, несколько удивил меня. Это даже не песня, а история, рассказанная под простейший гитарный рифф. Сложно как-то это оценивать…

Ну и, теперь можно сказать об альбоме Chuck в целом. Я ожидал множества быстрых композиций, но таковых оказалось всего три – это Big Boys, Lady B. Goode и Wonderful Woman. Последнюю из них я также окрещу лучшим треком пластинки, если судить по звучанию. Если судить по словам – то это 3/4 Time (Enchiladas). Худший? Наверное, Dutchman, но его и композицией сложно назвать. Это, скорее, небольшая история, которая посреди всей остальной пластинки ощущается как филлер, так что пинать её было бы слишком дешёвым ходом. Поэтому я назову худшим треком You Go To My Head – когда ты делаешь свою версию джазового стандарта, надо понимать, что тебя будут сравнивать со всеми остальными версиями этой песни. И версия Чака – ну, она ничего особенного из себя не представляет. Да, она хорошо спета и к ней не подкопаешься, но я слышал варианты и получше.

Чак Берри, 1972
Типичное выражение лица Чака Берри “да пошли вы все…”, год 1972.

И, пожалуй, в этом проблема всего альбома: он весь, в целом, не представляет из себя ничего особенного. Да, он хорошо составлен, и сложно как-то критиковать такого мастодонта рока, как Чак Берри, но… нет ничего действительно запоминающегося. Наверное, снова во мне говорят завышенные ожидания: как я уже говорил, я ожидал от этой пластинки чего-то нового – но на самом деле, всё оказалось ровно наоборот. Это десять треков от настоящего ветерана своего дела, и каждый из этих треков написан именно так, как писал их Чак Берри в самом начале своей карьеры: довольно просто и бесхитростно, но при этом умело и талантливо.

Услышать подобное звучание в 2017-ом году, когда все остальные пытаются хоть как-то выделиться среди толпы различными хитрыми приёмами – вот это настоящий сюрприз. А к таланту и умению Чака со временем прибавился ещё и опыт, и, объективно говоря, к звуку и впрямь невозможно придраться. Большая часть треков (семь) так или иначе рассказывают о любви и девчонках – излюбленные рок-н-рольные темы – и не знай я, что это писал и пел 90-летний мужик, то я бы и не догадался. И учитывая всё вышесказанное, мы получаем тот факт, что всё звучит именно так, как всегда и звучало на пластинках Чака Берри. Ничего нового я не услышал: как и обещало мне название альбома, это просто Chuck. Ни больше, ни меньше.

Chuck (2017) album booklet scan 2.
Фотография, спрятанная под CD-диском.

В общем, эта пластинка – однозначно не великое возвращение, но, тем не менее, она демонстрирует насколько живым может быть рок-н-ролл и его исполнитель спустя десятилетия после последней записи в студии. Чертовски жаль, что Чак ушёл от нас – чёрт его знает, может его следующий альбом был бы полон инноваций и экспериментов. Но… жизнь есть жизнь. Спасибо тебе, товарищ Берри, за всё, что ты сделал для музыкального мира этой планеты. Пойду-ка выпью глоток чего-нибудь покрепче чая…

Chuck (2017) CD, Scan of the disc of Chuck Berry
1. Wonderful Woman
2. Big Boys
3. You Go To My Head
4. 3/4 Time (Enchiladas)
5. Darlin’
6. Lady B. Goode
7. She Still Loves You
8. Jamaica Moon
9. Dutchman
10. Eyes Of Man

(Visited 734 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.