обзор фильма ужасов Автомобиль, The Car, 1977

Автомобиль (1977): злее, чем Кристина

Дорогие друзья. Этот год был сложным. Кхе-кхе. Фильм тоже будет не самым лучшим. По крайней мере, по мнению кинокритиков, которые выдали ему всего лишь 28 процентов на Тухлых Томатах. Аудитория поставила почти в два раза больше – аж 52 процента, и мнение аудитории мне ближе. Лично я считаю, что Автомобиль 1977-ого года несколько лучше, чем, скажем, фильм, про который я писал статью на прошлогодний День Мёртвых – Иногда Они Возвращаются. Иными словами, с моей точки зрения кинолента вполне себе неплохая.

постер к фильму Автомобиль 1977
Постер фильма про кровожадный Автомобиль.

Смотрится Автомобиль как би-муви, снятый за гроши. Действие происходит где-то в пустыне, декораций минимум… Вроде как деньги всё-таки были: на одного только антагониста фильма потратили 84 тысячи долларов, да и главного героя играет Джеймс Бролин – весьма крупный актёр, во второй половине 70-ых пребывавший на самом пике своей карьеры. Плюс у нас тут есть Роберт Голден Армстронг и Ронни Кокс – тоже как будто бы известные в конце того десятилетия ребята… Но, как ни крути, а бюджета явно не хватало для создания полноценной продукции голливудского уровня. Поэтому у нас тут крайне дешёвые спецэффекты, включая любимое всеми ускоренное воспроизведение, а большая часть актёров старательно переигрывает.

Джеймс Бролин в фильме Автомобиль 1977
Уэйд Пэрент (Джеймс Бролин) – правосудие нашего городка.

Режиссёра киноленты я не знаю. Если верить его странице на Википедии, снимал он в основном сериалы, за всю свою карьеру выдав лишь несколько полнометражных картин. Тем не менее, фильм снят добротно: с одной стороны, в общем и целом, ничего выдающегося тут вроде как нет, но с другой – несколько сцен мне в память запали надёжно. Если говорить точнее – две сцены. Для сравнения: в киноленте Иногда Они Возвращаются такая сцена была лишь одна, а это ровно в два раза меньше.

1971 Lincoln Continental Mark III из фильма Автомобиль, оригинальный кастом Джорджа Барриса
Главный злодей данной статьи собственной персоной.

Сюжета в Автомобиле как будто бы толком и нет: просто из ниоткуда появляется злобный кастомный чёрный Lincoln Continental и начинает мочить жителей небольшого городка. Ну а стражи правопорядка – как и подобает правильным стражам правопорядка – пытаются этот беспредел остановить. Такой минимализм как будто бы минус, но с другой стороны… Та же Кристина Карпентера получилась довольно-таки неоднозначным персонажем: каждое её убийство может быть оправдано, особенно если брать во внимание удалённые сцены. Антагонист данного фильма однако же получается истинным злом, до которого Кристине далеко: автомобилю марки Lincoln не нужны причины, он просто убивает людей. И я хочу сказать, что оба подхода по своему хороши, и сделать из этого утверждения тот вывод, что в простоте сюжета киноленты Автомобиль нет ничего плохого.

Смотрите еще  Kargoyle: катафалк из мастерской Джорджа Барриса

Ещё один кадр из фильма The Car 1977-ого года.
Первая из двух запоминающихся сцен фильма – это тот момент, когда Автомобиль вежливо и аккуратно закрывает дверь намеченной жертвы, не давая той сбежать.

Звук фильма как будто бы не представляет собой ничего выдающегося, за исключением, пожалуй, клаксона машины-убийцы. Особый гудок Автомобиля – некий Hadley Ambassador Rectangular Bell Horn – сначала кажется непримечательным и несущественным, однако спустя несколько десятков минут въедается в слух и начинает вызывать определённые ассоциации. Особенно запоминается необычная, с позволения сказать, мелодия, которую Lincoln просигналивает после каждого убийства. Как оказалось, это ничто иное, как латинская буква X в азбуке Морзе – длинный гудок, два коротких, снова длинный. Мелочь, но мне почему-то запомнился этот момент при просмотре, и вот сегодня я узнал, что оно было не просто так, а задумка режиссёра.

Кадр из фильма The Car 1977-ого года.
Вторая из двух крайне запоминающихся сцен фильма. Я бы описал её поподробнее, но это будет спойлер, так что придётся вам довольствоваться одним кадром.

В целом, несмотря на все косяки, Автомобиль смотрится довольно просто и увлекательно. Ошибки монтажа не напрягают, плохо играющие актёры не бесят. При этом за хорошими аспектами фильма приятно наблюдать, что оставляет после просмотра только позитивные ощущения. Данная кинолента не даром считается культовой классикой, не просто так фанаты-автомобилисты строят копии машины-убийцы из данного фильма, и неспроста в 2015-ом году – почти сорок лет спустя после выхода – данное кино переиздали на Blu-ray в качестве 1080p. Более того, в 2019-ом даже вышел своего рода сиквел! Иначе говоря, фильм 1977-ого года помнят и любят по прошествии четырёх с половиной десятилетий – такого успеха достигает далеко не каждая картина.

Осталось рассказать только про сам автомобиль – само собой, я не мог написать статью про такой фильм, не посвятив пару абзацев машине, вокруг которой и вертится всё происходящее на экране. Воплощение зла в данном кино – это Lincoln Continental Mark III 1971-ого года выпуска. Кастомизацией занимался никто иной, как покровитель всея голливудского автомобилестроения Джордж Баррис. Товарищ Баррис, как всем известно, фигура неоднозначная. Некоторые считают его творения безвкусицей и кощунством, а некоторые – смелыми экспериментами и шедеврами. Автомобиль из данного фильма исключением не является: легко найти как тех людей, которые желают развидеть эту машину, так и тех, которые строят копии по образу и подобию увиденного.

1971 Lincoln Continental Mark III - The Car - фанатская копия, вид спереди.
Одна из нескольких фанатских копий, фотографии которых можно найти в интернете. Данный экземпляр был сфотографирован в 2016-ом, на новогоднем собрании автомобилистов музея Бруклендс. Собран данный Автомобиль крайне близко к оригиналу Барриса.

Лично я считаю Автомобиль одним из самых скромных и утончённых творений Джорджа Барриса. Тут нет золота, нет сумасшедших цветов на борту и практически нет радикальных решений. Тут есть лишь чистая работа с линиями кузова, и, хоть у Барриса однозначно есть проекты, которые мне кажутся крайне неудачными, я в то же время никак не могу понять людей, которым не нравится Автомобиль. Среди работ товарища Барриса сложно найти нечто менее радикальное, чем этот Lincoln.

Смотрите еще  Ничего хорошего в отеле Эль Рояль - и правда, хорошего мало

В общем, Автомобиль – а если быть точнее, Автомобили, так как для съёмок было построено три полноценных машины и одно пустое тело – были собраны примерно за десять месяцев. Со стандартного Continental Mark III было срезано семь с половиной сантиметров крыши, после чего товарищ Баррис полностью переделал черты кузова с целью придать Автомобилю более зловещий вид. Все машины были построены из стали – никаких стеклопластиков использовано не было. Конечный результат был 6 метров в длину, 2.8 метров в ширину и почти 2.5 тонны весом. Известно, что в одном из каскадёрских автомобилей стоял двигатель Ford объёмом в 7.5 литров – точно такой же, но расточенный до восьми литров, стоит в одной из фанатских копий. Неизвестно, что ещё находится под капотом той копии, но силовой агрегат проносит две с половиной тонны стали по четверти мили всего за 13.16 секунд.

1971 Lincoln Continental Mark III - The Car - фанатская копия из музея Бруклендс, вид сзади
Вид сзади на фанатскую копию, найденную в музее Бруклендс. Да, именно у неё восьмилитровый движок под капотом, и именно её время на четверти мили чуть больше тринадцати секунд.

На этом как будто бы и всё, рассказывать больше нечего. Смотреть этот фильм или нет? Честно говоря, не знаю. Хоррора тут, конечно, нет. Да что уж там – честно говоря, если говорить строго о жанре, то мне вообще сложно сказать, что именно в данной киноленте есть. Как я уже и говорил, лично у меня после просмотра всё же остались определённые позитивные эмоции, несмотря на жанровую неопределённость фильма. Впрочем, я отношусь к тому типу людей, который вполне мог получить удовольствие от появляющегося на экране кастомного автомобиля, а потому рекомендовать это кино кому-то кроме фанатов американского автопрома у меня не хватит смелости. В любом случае, стоит сказать то, что из трёх построенных Автомобилей уничтожено было лишь два. Последний был продан с аукциона в 1983-ем году, после чего его след теряется. А это значит, что Автомобиль всё ещё жив и ждёт своего часа. Приятного вам Хэллоуина!

1971 Lincoln Continental Mark III, крупный план из фильма Автомобиль, The Car 1977

(Visited 1 180 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.