Никогда не устану повторять, что Стивен Кинг – жутко переоценённый писатель. Но, по какой-то иронии судьбы, именно товарищ Кинг является, пожалуй, самым известным творцом, в чьих произведениях время от времени появляются те самые ребята, которые любят намазывать на волосы бриолин, слушать рок-н-ролл и ездить на быстрых автомобилях. Этому типажу в работах Стивена всегда – то есть, абсолютно всегда – соответствуют антагонисты. И под словом ‘антагонисты’ я подразумеваю настоящих злодеев, единственная цель жизни которых – приносить страдания окружающим людям в целом и главному герою в частности. Произведение Иногда Они Возвращаются (Sometimes They Come Back) я уже вскользь упоминал в статье про Кристину Карпентера – именно “Иногда Они Возвращаются” является апогеем представления Стивена Кинга о бриолинщиках. В этом рассказе любители рок-н-ролла настолько ненавидят главного героя, что стоит ему вернуться в родной город, как бунтари без причины начинают буквально воскресать, лишь бы только наконец изжить протагониста со свету.
Внимание! Рецензия содержит небольшие спойлеры!
Именно этот тезис остаётся неизменным как в оригинальной истории, так и в её экранизации. Во многих же остальных моментах фильм идёт своей дорогой – очевидно, что из-за разницы форматов, сюжет любой экранизации будет несколько отличаться от рассказа, который лежит в её основе. Однако в случае с данной кинолентой, история претерпела весьма значительные изменения – и это, на мой взгляд, к лучшему. Я ничего не могу сказать о сценаристах Лоуренсе Коннере и Марке Розентале, так как не видел ни одного их фильма, но либо они знают своё дело, либо не так уж и сложно улучшить то, что написал товарищ Кинг.
Собственно, самым большим плюсом фильма по сравнению с рассказом является тот факт, что сценаристы не поленились прописать злодеям причину ненавидеть главного героя. Если в истории Кинга антагонисты умирают где-то за кадром, а возвращаются просто потому, что при жизни слишком много слушали Джина Винсента, то в фильме протагонист является непосредственной причиной смерти бриолинщиков – и, само собой, они хотят мести. В экранизации вообще гораздо больше взаимосвязей, но рассказать о них без спойлеров довольно сложно. Приведу такой пример: если в рассказе Кинга концовка представляла собой рояль в кустах в виде оккультных ритуалов и демонов, то последние минуты фильма честно играют по правилам, заданным с самого начала, и не придумывают никакой дополнительной магии и хрустальных шаров с книгами.
Стоит также упомянуть, что фраза “иногда они возвращаются” в истории Стивена относится как раз скорее к призванному главным героем демону. В одноимённой киноленте эти слова всё же относятся к погибшим людям, и хоть я давно не читал никакой… околомистической литературы, но, насколько я помню, это весьма классический тезис: неспокойная, неудовлетворённая смерть может привести к тому, что человек вернётся с того света. Любителям эзотерики вообще фильм должен понравиться – тут многое соответствует канонам и есть, за чем понаблюдать. Присутствует, например, предмет, к которому восставшие из мёртвых крайне привязаны – это, что весьма подходит бриолинщикам, их автомобиль. И если для того, чтобы свободно разгуливать по миру живых, каждому погибшему соответственно нужно предварительно забрать чью-то жизнь, то вот в машине все трое присутствуют с самого начала – ещё во время первой… кхм, погони, когда Chevy преследует студента на велосипеде, можно разглядеть в автомобиле все три силуэта. И таких мелочей много, но, опять же – спойлеры. Так что придётся вам искать их самим.
Но раз уж мы заговорили о машине, то стоит сказать, что этот Chevrolet является одним из сильнейших аспектов фильма. С первого взгляда видно, что автомобиль бриолинщиков с одной стороны полностью сохранил свои классические линии – и в то же время достаточное количество деталей было изменено, точно назвать модель автомобиля уже не получится. 150? 210? Нет, это точно кастомная машина, её владелец немало времени проводит в гараже. И всё это только первое впечатление – довольно скоро становится понятно, что в “Иногда Они Возвращаются” связь между бриолинщиками и их автомобилями выкручена на 11. Chevrolet буквально умирает и воскресает вместе со своими владельцами. Некоторые сцены старательно отсняты так, будто автомобиль действует по собственной воле, словно Peterbilt из “Дуэли” Спилберга. Плюс кому-то пришла в голову идея вписать в звук двигателя рык животных, в результате чего Chevy всё больше воспринимается как нечто живое, как самостоятельный персонаж, нежели просто инструмент антагонистов. А звучит это примерно так:
Двигатель автомобиля Chevrolet из фильма Иногда Они Возвращаются
Нельзя не отметить и того факта, что сценаристы не поленились прописать антагонистам соответствующий слэнг 50-ых годов – в русской озвучке, само собой, данная фича была утеряна, но в оригинале этот факт добавляет персонажам шарма. К сожалению, на данном моменте плюсы фильма заканчиваются, и мне всё же придётся перейти к минусам. Начнём всё с того же звука… Думаю, пришло время сказать, что Иногда Они Возвращаются – это фильм для ТВ. Конечно, телеленты тоже могут быть вполне хороши – Калифорния Кид, например, является настоящим шедевром. Тем не менее, суровая и неизменная действительность такого кино – это низкий бюджет, а потому несмотря на все таланты и старания звуковика, рок-н-ролл 50-ых годов остался где-то за кадром. Тут не то что не саундтрек Кристины – тут вообще нет ни одной музыкальной композиции. Только стандартное дешёвенькое нечто, этакий закадровый шум, который даже напряжения толком не создаёт – на зарплате композитору явно сэкономили.
Экономия прослеживается не только в звуке, но и в некоторых других моментах. Например, с одной стороны в фильме появляется и вполне себе неплохой грим, на котором и искусственной крови хватает, и прочих деталей… но с другой стороны, когда брату главного героя всаживают нож в живот – это что было, кетчуп или джем?
Не помогает и тот факт, что режиссёр Том Маклафлин вроде как хоть и парень не без таланта, но всё же не Джон Карпентер. Хотя, может, всё же подкачал сценарий? Просто насколько много в фильме приятных мелочей – настолько же скучна картина в целом. Кадры и планы, полные интересных событий и деталей, связывают совсем другие сцены – унылые и затянутые. Или, например, концовка – я ранее похвалил её за то, что она следует правилам фильма, но вместе с этим я не могу сказать, что она выглядит хорошо. Просто дело в том, что визуально она крайне фэнтэзийна и очень сильно выбивается из общего повествования, которое до последних минут остаётся сугубо реалистичным, насколько это вообще возможно в хорроре про оживших мертвецов. Наверняка можно было придумать что-то, чтобы всё выглядело получше… но этого сделано не было.
К слову, я только что назвал фильм хоррором… и, официально, он таковым и считается. Но на самом деле вряд ли вас тут что-то напугает. В первую очередь, наверное, потому что… антагонисты переигрывают? Или так хотел режиссёр? То есть, да, вроде как, наши немёртвые бриолинщики так и остались двадцатилетними хулиганами-студентами, но… опять же, неужели нельзя было как-то умерить их пыл? И вроде как, иногда получается что-то вменяемое, появляется какой-то намёк на серьёзного, пугающего злодея – но спустя секунду всё это снова растворяется в гиеньем хохоте. Самой страшной угрозой за весь хронометраж в результате становится многократно упомянутый Chevrolet – безмолвный, хромированный, рычащий и плюющийся огнём.
Я надеюсь, вы видите главную проблему данной киноленты: нет ни одного плюса без солидного минуса. Да, тут присутствует сцена, которая заслуживает звания смерти десятилетия минимум, но она тут такая одна, и чтобы стать хорошим слэшером фильму явно не хватает расчленёнки. Да, Chevrolet выглядит стильно и круто, но он максимум делает один эффектный прыжок и недолго агрессивно катается по городу – автомобильного экшена тут мало. Да, если сравнивать с оригинальной историей, то это очень хорошо, что сценаристы прописали антагонистам мотивацию, но если говорить в общем и целом, то прописывать мотивацию – это в порядке вещей. Или вот, я довольно долго в начале рассказывал про соблюдаемые кинолентой призрачные каноны – так вот, я о них знал изначально, а в фильме нам ничего этого не объясняется от слова вообще. И я могу предположить, что человеку, несведущему в мистике, всё происходящее на экране может показаться сущей белибердой. Да что уж там, даже с моими сомнительными познаниями, я бы всё-таки хотел, чтобы нам объяснили как минимум одно: окружающие видят чёрный Chevrolet? Или не видят? Или машина может становиться невидимой, когда ей это вздумается?
В общем и целом, Иногда Они Возвращаются – это очень даже средний фильм, в котором количество плюсов не уступает количеству минусов. Но, конечно, для нас в первую очередь важен тот факт, что данная кинолента является возможностью увидеть представителей любимой субкультуры на большом экране – в то время как количество этих возможностей, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. Причём, несмотря на постоянный хохот и, судя по всему, подхваченное после смерти сумасшествие, антагонисты фильма показаны… более-менее адекватно. Случайное убийство, совершённое ими ещё при жизни, вызывает в них страх и отрицание. Под конец даже на мгновение появляется какой-то намёк на внутренний конфликт в их компании… В общем, несмотря ни на что, в отрицательных персонажах проскакивают вполне человеческие эмоции, и за ними вполне себе приятно наблюдать.
Так что фильм рекомендуется к просмотру. А в качестве послесловия упомяну, что у фильма есть два сиквела: вторая часть, по сути, с трудом может называться сиквелом и является лишь ещё одной попыткой несколько иначе экранизировать рассказ Стивена Кинга. Бриолинщики там тоже есть, но вместо кастомного Chevy им выдали обычный заводской Ford Thunderbird, да и вообще по сюжету уже далеко не так сильно напирают на их субкультуру и связь с автомобилем. Исчез слэнг пятидесятых годов, появилось больше элементов типичного слэшера, да и концовка в этот раз осталась практически такой же, как у Стивена Кинга. В общем, ничего интересного. Третья часть так и вовсе является самостоятельным хоррором с американскими военными в главной роли, настолько не имеющим ничего общего с творением товарища Кинга, что наши локализаторы в кои-то веки поступили правильно и убрали словосочетание Иногда Они Возвращаются из названия. Потому что иногда лучше не возвращаться.