Постапокалиптическая пустыня с бесконечными бандами психопатов на сумасшедших агрессивных тачках. Рёв моторов, песок и ржавчина на останках старого мира. Одинокий и крутой до абсурда воин этих мёртвых дорог давно стал нарицательным именем. Как с Джеймсом Бондом, стилистика укоренилась в культуре и прекрасно себя чувствует без оригинала. Однако на этих цифровых страницах мы любим находить корни стереотипов!
Новый фильм франшизы выходит в прокат в мае 2024 года. Самое время взглянуть на интерактивные пустоши. В предыдущих видеоиграх воплощения пустошей конечно присутствуют: к примеру, две самые известные игры разработчиков из Екатеринбурга Targem Games: Ex Machina и Crossout. Также вспоминается игра Bandits: Phoenix Rising из начала нулевых: отличная аркада, запомнившаяся больше всего своей потрясающей локализацией названия: Бандиты: Безумный Маркс (sic!).
Игра непосредственно про Макса Рокатански, про которую я сегодня расскажу, вышла в уже далёком 2015 году, параллельно с фильмом Mad Max Fury Road. Часто я замечал её в различных подборках заслуживающих внимания прошлого десятилетия с комментариями в духе «Для фанатов Безумного Макса». Всё это внушало массу сомнений, но я решил рискнуть и обрёл одну из моих любимых игр на сегодняшний день.
Всё та же история (Воин Дорог)
Сюжет здесь в лучших традициях фильмов о дорожном воине. Или в лучших традициях Кармака, что вернее. В завязке странствующего Макса догоняют воины варбоса Члема Оструса (sic!), отжимают его машину, припасы, куртку и кусок бензопилы (её оставили в голове Члема, что ему не очень-то повредило). Таким образом разоруженный герой начинает свой поход мести за тачку и куртку. Сразу же мы встречаем Жестянщика – безумного квазимодо – ретровода, который принимает Макса за Святого Пророка Внутреннего Сгорания. За рулём его шедеврального кастома Magnum Opus, нам предстоит отвоевать у Члема всё дно морское, ставшее пустыней и попасть в его бензиновую цитадель – Газтаун. Потому что нельзя просто так отжать у серьёзного человека куртку и автомобиль!
Чтобы выполнить эту нетривиальную задачу нам придётся зачистить пустошь от члемовых приспешников: разорять лагеря рейдеров, грабить караваны и заключать союзы с другими, более адекватными бандитами-выживальщиками. Звучит не очень весело, но с каждым часом игра преподносит всё больше сюрпризов. Есть три основных аспекта, которые заставят вас остаться здесь.
Бог Машины
Первый из них: тачка. Здесь невероятно приятная езда. Всё что связано с машиной достойно всяческих похвал. Шедевр управляется здесь просто превосходно. Вес, манёвренность, ощущение скорости и столкновений – всё живое и настоящее. Аркадное конечно, ведь реализм в киношном мире совсем неуместен. Тут всё именно крутое. Самое-то, что нужно для дорожных боёв.
К слову о них. Поначалу всё выглядит достаточно уныло. В первые часа три игры лучшая тактика: выдернуть водителя гарпуном, а потом бортовать пустую машину оппонента, пока она не взорвётся, чтобы забрать запчасти.
Но всё дело в кастомизации Шедевра: на следующем уровне гарпун сможет отрывать колёса и двери, что полезно при нападении на конвои. Также со временем появится множество другого вооружения: складная снайперская винтовка, взрывные копья, бензиновые горелки.
Постепенно геймплей становится глубже. К примеру, до приобретения боковых огнемётов, бензин мы расходуем очень мало и очень сложно оказаться в ситуации его нехватки. Но в случае их использования запасная канистра в кузове уже не кажется декоративной.
Если устраивать кармагеддон нет никакого желания или авто требует срочного ремонта, можно спешиться и поиграть в тореодора с обрезом, уворачиваясь от таранящих машин, вынуждая противника спешиться для кулачного боя.
О мае мо шиндерю!
Второй: боевая система. Это двухкнопочная боёвка врукопашную. Атака-блок с накоплением ульты. Чаще всего вы врываетесь в толпу врагов до десяти человек, устраивая кулачное побоище. Выглядит это адреналиново, впечатляюще и очень весело, если помнить, что в сущности это пафосная драка с бомжами за металлолом. Огнестрел лучше приберечь для особых случаев: патронов на всех не хватит, да и ничего, кроме обреза у пешего Макса нет.
Оружие ближнего боя здесь тоже не играет особой роли: всевозможные арматурные дубинки Макс таскать с собой не способен. Только разоружить противников, что не всегда удобно. Даже самодельные ножи можно использовать только в определённых ситуациях. Видимо кодекс чести.
И конечно всё эти приёмы ближнего боя можно и нужно прокачивать, также за металлолом. Таким образом пешая часть игры с повествовательной напоминают больше франшизу «Кулак Полярной Звезды» с архетипом бродячего мастера боевых искусств. Впрочем, диссонанса я в этом не вижу и зла не чувствую.
Суть пустошей
Третий аспект – это атмосфера, дух исследования и приключения, которое создаётся. Во многом мне это напоминает игры Bethesda: события сами складываются в собственную историю. Пересохшее море здесь напоминает о первых частях Фоллаута: достаточно пустых пространств, чтобы почувствовать постапокалиптическую тоску. Эти аспекты игры очень увлекательны и приятны на ощупь. Именно они заставят вас постоянно возвращаться в игру, пока сюжет не закончится, а карта не будет исследована целиком.
Что же касается аудиовизуала, то это лучшая пустыня из множества виденных мною ранее. Сам концепт высушенного морского дна напоминает о таких приятных сердцу образах, как фильм «Игла» с Цоем и Half Life 2. Заброшенные остовы кораблей в песках, грузовые контейнеры, в которых поселились редкие выжившие, разрушенный вантовый мост, маяк, навсегда остановившиеся ветрогенераторы. Щемящая тоска под бескрайним синим небом в ожидании пыльной бури.
Ноток трагичности в тестостероновый высокооктановый мир добавляют реликвии прошлого: фотографии и записки давно погибших людей, заставших разгар конца света. Апокалипсис в этой франшизе никогда не имел конкретики. Мы не знаем как именно старый мир закончился, но можем попробовать ощутить, что чувствовали последние люди в тщетных попытках спастись.
V8 для всех и каждого
Если бы меня спросили, какую видеоигру порекомендовать поклоннику всего что есть в этом журнале, Mad Max был бы однозначно в первой тройке. В том числе для тех, кто давно не прикасался к интерактивным развлечениям. Отличная оптимизация при хорошем внешнем виде, произвольная продолжительность сессий и интуитивно понятные механики – всё это выгодно выделяет Mad Max. По своему спрятанный бриллиант, эта десятилетней выдержки игра скрасит очень много вечеров. Если вы не лютый противник репитативности и гринда – пустошь ждёт вас!