Blue & Lonesome cover-thumbnail

Blue & Lonesome (2016) – The Rolling Stones возвращаются к истокам

Я считаю Rolling Stones переоценённой группой. Я считаю Beatles переоценённой группой. Вот такой я ужасный человек. Лучшее творчество этих двух и многих других групп того времени приходится в основном на первые альбомы, когда они делали в основном каверы на рок-н-рольные хиты тех ребят, что были до них. В этом нет ничего плохого. В то время все поднимались на каверах старых песен, а один и тот же свежий трек, популярный у народа, мог выпускаться сразу тремя-четырьмя музыкантами. И разве это плохо? Я могу слушать Heeby Jeebies бесконечно, во всех стилях, в исполнении каждого музыканта этого мира по очереди. Эту песню невозможно испортить, разве я не прав?

Да, да, я не прав. Как бы мне не хотелось верить в обратное, есть такие музыкальные стили, которые ну вот не нравятся мне и всё тут. Их мало, но они есть, и я вряд ли стану слушать Heeby Jeebies в клауд-рэп вариации. И я не то чтобы сравниваю рок-музыку с 70-ых по 90-ые годы с клауд-рэпом, нет. Клауд-рэп я терпеть не могу, а вот весь этот тяжёлый рок, ранний панк и многое другое – они не то, чтобы были теми жанрами, которые мне не нравятся, но… они слишком стандартны. Из них исчезла вся та… ритмичная дикость и новизна рок-н-ролла 50-ых и 60-ых, вместо приятного звука контрабаса появились безвкусные тяжёлые электрогитарные риффы, везде звучащие одинаково… Кроме того, в одно время с ними появились сначала психоделическая музыка и фанк, и эти ребята были на голову выше них, а чуть позже началось возрождение рокабилли… И до появления альтернативы и прочих жанров 90-ых, рок-музыка успеет кроме прочего проиграть позиции тогда ещё свежему хип-хопу и электронике.

К Beatles это не относится – они скорее наоборот слишком сильно ударились в эксперименты и авангардизм и делали что-то совсем невообразимое. А вот Rolling Stones – да, я нахожу их слишком пустыми. Серыми, на фоне всего остального музыкального безумия, которое творилось в те времена. Поэтому моё знакомство с их дискографией закончилось лет десять назад примерно на их пятом альбоме и я отправился слушать Джеймса Брауна и Джими Хендрикса. И вот буквально этой зимой я сидел на кухне и слушал своё любимое радио Джаз, цепляя один за другим приглянувшиеся мне треки. И вот среди них я вижу имя исполнителя: The Rolling Stones. Моя первая реакция была в стиле ‘да ну на хрен, быть этого не может’.

Оказалось, что ещё как может. Буквально за три дня The Rolling Stones записали один из лучших альбомов в своей истории по моему крайне авторитетному мнению. Всего 43 минуты, целиком состоящие из каверов на легендарные блюзовые треки, однако приглянулись не только мне. Blue & Lonesome выбил колоссальное количество рейтингов А и 4/5, и, как оказалось, стал первым студийным релизом группы за 10 лет.

Blue & Lonesome booklet scan page 1

Внутри этого релиза нас ждёт просто бесподобного качества блюзовый рок. Звучание такое плотное, что кажется ещё немного, и ты сможешь протянуть руку и потрогать музыку, льющуюся полноводной рекой из твоих колонок. Гитары, губная гармошка, клавишные, барабаны – все инструменты идут близко, крайне близко, но вместе с этим слышатся крайне отчётливо и не перекрывают друг друга, а дополняют. А поверх всего этого идёт вокал, записанный в нарочито блюзовой, слегка лоу-файной манере. Единственное исключение из этого правила – последние несколько секунд трека Just Like I Treat You, где инструменты и вокал на мгновение наползают друг на друга, но чувствуется, что это было сделано нарочно. И это работает, когда это фича, а не правило. Так нынче играют Rolling Stones? Наверное, их дискографию стоит начинать слушать с конца.

Смотрите еще  The Red Strings Club: струны твоей души в лучшем баре из оставшихся

Blue & Lonesome booklet scan page 2

На примере трека Commit A Crime сравню кавер и оригинал, просто потому что я люблю Howlin’ Wolf’а и его манеру исполнения. Корневой мотив Rolling Stones оставили, хоть и привнесли в него пару новых нюансов. Тем не менее, основная гитарная партия узнаётся без труда. Звук обрёл более глубокий бас и в целом стал полнее, под стать остальным трекам на альбоме. Мик Джаггер несколько проигрывает в хрипоте и душевности голосу Воющего Волка, но с лихвой компенсирует это мощью своего вокала. А конец трека, уходящий в эхо, так и вообще превосходен. Так что у нас, в целом, достойный кавер, соответствующий жанру блюз-рок: чуть менее душевный, чуть более зажигательный.

Blue & Lonesome booklet scan page 3

На треках Everybody Knows About My Good Thing и I Can’t Quit You Baby нас посещает Эрик Клэптон. Он просто записывал свой альбом в той же студии, что и Камни, и ребята попросили его сыграть, ну и… эм… спасибо, что зашёл. Не поймите меня неправильно – Клэптон хороший блюз-гитарист, и соло в его исполнении звучат отлично, но… не более того. Нет в его исполнении чего-то такого, что заставило бы меня воскликнуть ‘Боже мой, это Эрик мать его Клэптон!’. На его месте мог оказаться любой другой хороший гитарист, и я бы и глазом не моргнул. В треке Everybody Knows About My Good Thing я вообще больше слушал пианино, которое очень мелодично выплывало с заднего плана на передний.

Blue & Lonesome booklet scan page 4

I Can’t Quit You Baby, наряду с Blue And Lonesome, является тем треком, на котором всё шоу захватывает Мик Джаггер. Его вокал действительно крайне разнообразен, и именно в этих песнях Мик выкладывается на все сто, дополняя свои усилия работой на губной гармошке. А ещё у нас есть Hoo Doo Blues, где голос Джаггера уходит в бас и, блин, как это здорово у него получилось. К слову, как оказалось, это первый альбом со времён Dirty Work 86-ого года, на котором Мик целиком и полностью отдаётся вокалу и гармошке и не играет на гитаре. Может, в этом их секрет? А может, в том, что это первый альбом со времён It’s Only Rock ‘n Roll 1974-ого, на котором Ричардс не прикасается к микрофону? Хотя его вокал мне всегда нравился…

Смотрите еще  Chuck (2017) - последний привет из Сент-Луиса

Blue & Lonesome booklet scan page 5

В общем, не знаю, что именно изменил коллектив, но оно сработало на все сто. Помимо откровенно блюзовых и неспешных треков на пластинке присутствуют треки I Gotta Go, Ride ‘Em On Down, Hate To See You Go и Just Like I Treat You, исполненные в более быстром и живом темпе, в результате чего нас пару раз выкидывает из блюза и переносит в чистый классический рок-н-ролл. Это очень и очень приятно, как будто я вновь слушаю первые записи The Rolling Stones, которые мне так нравятся. А ещё я не могу не отметить тот факт, что трек Ride ‘Em On Down подарил нам видеоклип, в котором мы можем почти две с половиной минуты любоваться настоящей красавицей. Я говорю про синий Ford Mustang Fastback 1968-ого года на дисках, смахивающих на Torq Thrust – о да, эта тачка просто супер сексуальная. Правда я чуть не помер со смеху от того пафосного кадра переключения передач, учитывая, что одним из первых планов нам демонстрируют абсолютно автоматическую коробку и верхней передачей идёт парковочная. И ладно бы один раз, но они повто- ладно, ладно! Уже прекращаю писать про машину, пишу дальше про музыку. Вот вам клип, к слову. Предлагаю вам самим оценить всю прелесть и изгибы линий этого прекрасного трека, всю мощь гитары, вcю силу сцепления вокала с инструментами – это чистый блюз, детка.

Из всего этого превосходства синей пластинки выбиваются лишь треки All Your Love и Little Rain, которые исполнены в замедленном темпе. И если All Your Love выбивается лишь слегка, и ему просто не особо идёт обработка электрогитарой, то Little Rain мне откровенно не понравился. На треке остались по большей части лишь гитары и вокал, и даже барабанов нет до первой минуты, и в результате вся волшебная плотность звука, присущая этой пластинке, исчезает. Между вокалом и музыкой остаётся огромное пространство пустоты, которое яростно требует, чтобы его заполнили, но… этого не происходит. Если бы я выбирал трек, который не позволил Blue & Lonesome дотянуть до оценки 5/5, то это был бы однозначно Little Rain.

Вот он какой, последний на данный момент альбом The Rolling Stones. Если вы – фанат группы, то, наверное, уже давно оценили его. Если же вы, как и я, долгое время не видели в их музыке ничего особенного, то быть может, самое время надеть самые голубые очки и взглянуть на их творчество под несколько иным углом.

Blue & Lonesome disc scan
1. Just Your Fool
2. Commit A Crime
3. Blue And Lonesome
4. All Of Your Love
5. I Gotta Go
6. Everybody Knows About My Good Thing
7. Ride ‘Em On Down
8. Hate to See You Go
9. Hoo Doo Blues
10. Little Rain
11. Just Like I Treat You
12. I Can’t Quit You Baby

(Visited 544 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.