обзор аниме Redline (2009), автомобильная рок-н-ролльная фантасмагория

Redline (2009): научно-фантастический рок-н-ролл по-японски

Так как определённые события 90-ых годов ушедшего века оставили рядовых граждан нашей страны фактически без собственных культурных произведений, вполне легко понять феномен того, что, по факту, каждый ребёнок моего поколения был взращён произведениями заграничными. Их можно разделить на две части: западные и восточные – и лично я вырос в то время, когда порой поклонники одной из этих сторон наотрез отказывались принимать что-либо, принадлежащее иной стороне. Я никогда не был настолько радикален и всегда с удовольствием наслаждался как западным, так и восточным искусством однако в то же время вкусы есть вкусы, и лично мне европейский и американский подход кажется куда более приятным, нежели азиатский. Но если и есть на свете нечто восточное, что должен увидеть каждый – то, как мне кажется, это однозначно аниме Redline.

Redline (2009) - техносиськи
Иногда происходящее на экране находится буквально в шаге от кислотного трипа. Например, в тот момент, когда оказывается, что автомобиль девочек-волшебниц – это ещё и мехаробот, а пилоты сего устройства располагаются непосредственно в сиськах.

О Красной Черте сложно рассказывать, потому что, как метко сказал один из критиков,

“Redline – это не только лучшее от мира анимации, но и, по большей части, анимация ради анимации”.

Сюжет здесь скорее для галочки: за ним никто особо не следит, да и какой он может быть, когда половину экранного времени занимают футуристичные автомобильные гонки со взрывами и перестрелками. Законы мира особо не оглашаются – да и, опять же, какие законы, когда у нас девочки-волшебницы в одной машине, антропоморфные собаки во второй, двигатель на 35 тысяч лошадиных сил в третьей, а четвёртая машина так и вовсе киборг, который является со своим автомобилем одним целым. Этакий калейдоскоп фантазий, и смотреть Красную Черту надо в первую (и единственную) очередь именно ради этих самых фантазий.

население планеты Дороти, Redline 2009
Вступительная сцена демонстрирует нам планету Дороти, чья поверхность населена, судя по всему, по большей части прямоходящими кибер-Тотошками, которые по совместительству ещё и заядлые байкеры. В общем и целом такое начало настраивает на определённый лад, но только если зритель смотрел до этого хотя бы несколько произведений с подобными сценами – только так появляется шанс выстроить соответствующие ассоциации.

И оно того однозначно стоит. В плане анимации Redline – вне всяких сомнений шедевр. В первую очередь стоит упомянуть, что данная лента – это одно из последних аниме, нарисованных вручную. Более ста тысяч кадров рисовались на протяжении семи лет и результат того стоил – кадры эти получились выше всяких похвал. Разработка Красной Черты началась в начале нулевых годов, а потому всё происходящее на экране выглядит как гимн прошедшему веку. Тут у нас и стиль пятидесятых, и поп-арт шестидесятых, и футуризм семидесятых, и яркий сай-фай восьмидесятых, и мрачный киберпанк девяностых – буквально всё в одном флаконе. Сумасшедшие Гонки от Hanna-Barbera и Спиди-Гонщик смешиваются со Смертельной Гонкой 2000, оригинальной трилогией Звёздных Войн, серией видеоигр F-Zero и комиксами Heavy Metal. Абсолютно безумный микс, при этом краски яркие, насыщенные, чёрные линие толстые – абсолютно всё выглядит… максимально. Просто максимально. Максимальная визуализация… всего.

Redline (2009), главный герой Джей Пи и его нож-расчёска
Наш главный герой. На три четверти бриолинщик, на оставшуюся четверть – шипастый панк. Как и полагается каждому правильному гризеру, сей персонаж крайне заботится о своей причёске, а потому всегда носит с собой расчёску в виде ножика и частенько ею пользуется. Причесону главного героя в Redline вообще уделено много внимания – по факту, он является непосредственной частью сюжета. Такой подход со стороны создателей ленты заслуживает похвалы, нечто подобное я видел только в Roadracers Родригеса.

Среди всего этого празднества контрастов и цветов особенно выделяются центральные персонажи. Особенно протагонист – Джей Пи – получился максимально приземлённый. Он не напичканный электроникой киборг, не пришелец с щупальцами; Джей Пи из принципа не ставит на свой автомобиль никакого оружия, да и машина у него – Trans Am 20000 – выглядит как без пяти минут рядовой мускул-кар 80-ых годов. По сути, главный герой Redline – это своеобразный островок чего-то привычного зрителю. Чем дальше второстепенный персонаж от протагониста – тем он непонятнее и безумнее. В результате получается так, что Джей Пи и его ближайшее окружение – друг детства Фрисби, механик Старик-Крот, а также главная соперница Соноши – словно этакий якорь, соединяющий анимацию со зрителем. Именно эти четверо превращают всё показанное на экране безумие в нечто правдоподобное. В то время, как с точки зрения зрителя сюжет и гонка нужны только ради визуальных эффектов, с точки зрения наших героев Redline – событие всей жизни. Они живут в этом поистине фантастическом мире, и что бы не происходило на экране, персонажи верят в происходящее, а вместе с ними невольно верит и зритель, какая бы дичь на экране не творилась.

Сложно понять, почему именно правительство планеты Робомир считает гонку актом агрессии и почему вообще гонку проводят именно на Робомире а не где-нибудь ещё. И абсолютно так же легко понять, почему именно Джей Пи всецело доверяет Фрисби, несмотря на то, что последний саботирует машину главного героя в самом начале анимации. Вообще, если на секунду отвлечься от ярких красок и происходящего на экране восхитительного действия, да вдуматься на секунду в жизнь центральной четвёрки, то их история получается прямо-таки грустная и чуть ли не обыденная. Впрочем, возможно именно из-за этого контраста всё происходящее выглядит настолько интересно, а дурная концовка получается поистине счастливой. Могло ли в принципе в реалиях показанного мира получится нечто более серьёзное? Да, в принципе, если вычеркнуть сорок минут гонок и потратить их на построение законов вселенной и сюжет, то, наверное, могло получиться неплохо. Но надо ли? Честно говоря, вряд ли. В конце-концов, Redline – это круто. Смотреть его – сплошное удовольствие. И, если подумать, то серьёзных анимаций и фильмов у нас полным-полно. А вот несерьёзных, которые при этом весьма хороши собой и не скатываются в полнейший сюрреализм? Единицы.

Смотрите еще  Hey Good Lookin' (1982) - ах, если б Сальвадору дали снять Бриолин...

Но всё это второстепенно. Жанры, темы, сюжет, саундтрек – в данном случае всё отодвигается на второй план. В общем и целом, самое важное было сказано чуть ли не в самом начале этой небольшой рецензии. И суть в том, что Красная Черта – это нечто особенное, что стоит увидеть каждому, вне зависимости от личных предпочтений и персональных вкусов. Да, у нас тут протагонист с помпадуром и несколько весьма классных автомобилей – но это так, бонус. Точно так же, как для кого-то будет бонусом то, что Redline – это аниме. Но единственное, что действительно имеет значение – факт того, что перед нами труд семи лет, целиком и полностью направленный на то, чтобы человек просто… смотрел. Целенаправленная попытка передачи эмоций непосредственно с помощью сменяющих друг друга картин. Анимация ради анимации. Это однозначно стоит увидеть. А если вдруг уже видели – возможно даже стоит посмотреть ещё раз.

Смотрите еще  Two-Lane Blacktop, поездка по Шоссе 66

антигравитационный чоппер, аниме Redline 2009

P.S. Если хотите наверняка понять, стоит ли вам смотреть данное произведение искусства, представляю вашему вниманию четырёхминутный пилот, выпущенный за несколько лет до самой анимации. Хотелось бы, конечно, качество повыше, но данный короткий метр, к сожалению, был выпущен лишь в таком виде. Впрочем, несмотря на предыдущее замечание, пилот практически всецело передаёт все основные особенности полного метра, а потому посмотрев его вполне можно понять, хочется ли вам увидеть ещё полтора часа точно такого же безумия. А качество уровня VHS-кассеты лишь добавляет определённого шарма.

(Visited 952 times, 2 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.