Toonstruck: за двадцать лет до Cuphead

Честно говоря, я не думал, что буду писать об этой игре. Но на нашем сайте уже присутствуют как Cool World, так и Who Framed Roger Rabbit, а потому было бы просто неправильно не добавить к этому набору Toonstruck. Вместе с двумя упомянутыми фильмами, данная игра является одним из крупных примеров крайне необычного и чертовски интересного направления в искусстве, смешивающего нарисованную вручную анимацию и live action – и, насколько мне известно, это единственный представитель подобного подхода от мира видеоигр.

Toonstruck screenshot 01.
Видеоигры, которые могут похвастаться чем-то подобным, можно пересчитать по пальцам.

Специфика девяностых

Всё дело в том, что, если задуматься, то Toonstruck – это удивительное стечение самых разных обстоятельств. Например, в наше время нарисованная вручную анимация встречается крайне редко: даже мультфильмы отныне рисуются на компьютере, что уж там видеоигры. Но всего тридцать лет назад 3D-модели только-только появлялись, а игры зачастую были ограничены 16-битными микропроцессорами, отчего нарисованные вручную спрайты и задники всё ещё казались вполне себе конкурентоспособными, да и к тому же гораздо более привычными для разработчиков.

Плюс в начале 90-ых второе дыхание получила крайне своеобразная штука под названием full motion video или FMV: объём только-только вышедших на рынок оптических дисков позволил наконец впихнуть в игру отснятое на плёнку видео в приемлемом качестве, а процессоры успели стать достаточно мощными для того, чтобы обрабатывать кадры достаточно быстро. Иными словами, актёр на фоне зелёного экрана вдруг снова стал вполне себе приемлемой заменой нарисованному вручную спрайту, а уж заставки в виде роликов с живыми людьми даже в разрешении 640×320 выглядели в разы лучше того, что могла нарендерить дюжина Pentium’ов. Таким образом live action стал неотъемлемой частью многих видеоигр.

Но самый главный нюанс состоит в том, что в 93-ем году на полках магазинов всё ещё стояли VHS-кассеты с фильмом Кто Подставил Кролика Роджера, а потому идея повторить примерно то же самое, но в формате видеоигры казалась очень даже неплохой. Все необходимые технологии были в ходу, 3D всё ещё казалось аутсайдером, а не вестником будущего десятилетия, и FMV-игры одна за другой становились бестселлерами. Что могло пойти не так?

Toonstruck, Кристофер Ллойд
Даже если сжать видео с Кристофером Ллойдом до одного пикселя, то получится пиксель, полный харизмы Кристофера Ллойда.

О том, как Toonstruck создавался

Как вы уже наверняка поняли, кое-что всё же пошло не так. А именно тот факт, что Toonstruck – это, де-факто, лишь половина игры. Восхитительная половина, но, тем не менее, лишь половина. И прежде чем я начну расхваливать её, как она того заслуживает, позвольте мне рассказать, как же вышел такой курьёз. Дело в том, что разработчиком являлась весьма крупная на тот момент компания Virgin Interactive Entertainment, как раз окрылённая успехом недавней The 7th Guest. Ослеплённые триумфом, Virgin обещали единолично продвинуть технологию CD-ROM “ещё дальше” и, начав разработку Toonstruck в октябре 93-его, верхи компании дали непосредственно разработчикам новой игры полную свободу, пообещав оплатить всё, что те придумают. Получив такие щедрости, креативная команда полностью сфокусировалась на интересных и захватывающих идеях, совершенно не задумываясь о бюджете и дэдлайнах.

Toonstruck screenshot 11.
В процессе разработки направление игры несколько сместилось в сторону более взрослой аудитории. Данная сцена и по сей день служит в качестве демонстрации того, что Toonstruck не предназначен для детей, но, честно говоря, ничего ужаснее этого в игре нет. И меня мучает один вопрос: почему у коровы звериное вымя, а у овцы – вполне себе человеческая грудь?..

Таким образом наступил 96-ой год. Бюджет игры подползал к восьми миллионам долларов, разработчики успели сменить движок и убили 18 месяцев на дебаггинг и переписывание кода игры, успех The 7th Guest вдруг оказался где-то далеко позади, а Virgin, перенеся Toonstruck дважды, твёрдо решили в третий раз дату выпуска не менять. Попутно кто-то решил, что восемь миллионов долларов на одну игру – это явный перебор, и команде разработчиков вдруг пришёл строгий приказ: проект разделить на две части. Крякнув от удивления, команда в весьма сжатые сроки написала и отсняла новый материал, а программисты распилили код пополам, после чего, в ноябре 96-ого, Toonstruck наконец-таки вышел.

Toonstruck screenshot 22.
Быть может, всё самое недетское осталось в вырезанном материале. Хотя с другой стороны, понятие взрослого материала тоже не так-то и легко определить. Например, данная корова лично мне кажется куда более недетской до того момента, как злодей превращает её в фаната БДСМ. И если данный кадр вам ни о чём не говорит, то вам однозначно стоит послушать, какие звуки издаёт это животное, когда её доит Churnatron 2000.

О том, как Toonstruck продавался

Появившись на прилавках, Toonstruck оказался абсолютным коммерческим провалом, несмотря на крайне высокие оценки большинства критиков. Причины такого результата могут быть самыми разными: один из продюсеров, например, считал, что на маркетинг выделили слишком мало денег, а потому у игры было слишком мало рекламы. А ведущий дизайнер Ричард Хэйр основной проблемой называл обложку игры, которую он посчитал крайне непривлекательной. И, конечно же, нельзя не упомянуть тот факт, что за те три года, что Toonstruck был в разработке, 3D-моделирование успело развиться ровно до такой степени, что всем стало ясно, где будущее, а где прошлое, и FMV-игры стремительно теряли в популярности. То есть… блин, Pixar ещё в 95-ом выпустила Историю Игрушек, а в плане игр в июне 96-ого вышел Quake, понимаете? Toonstruck вышел после Кваки. Конец истории.

Virgin, потеряв кучу денег, в 97-ом решила поставить крест на слабых проектах. В которые, ввиду провала первой части, записали и Toonstruck 2. То был век физических носителей, так что компания посчитала, что закупать диски, коробки и прочую мишуру для сиквела провалившейся игры – значит лишь нажить себе ещё больше убытков, чем уже было нажито. А потому игроки остались лишь с половиной истории о похождениях Кристофера Ллойда в нарисованном мире. И это очень грустно, так как не считая явно делавшейся впопыхах смятой концовки, призванной соединить воедино первую и вторую часть, та половина, что всё же дошла до игроков, является настоящим шедевром – и это даже с учётом того, что большая часть смысла и аллегорий на тот факт, что всё происходящее в игре является попыткой главного героя разрешить свой творческий блок и вернуть себе креативность, осталась во второй части.

Смотрите еще  Кто Подставил Кролика Роджера? (1988) - Земекис и Спилберг в Мышином Доме

Toonstruck screenshot 12.
Наши главные герои – Дрю Бланк и Флакс Вайлдли – встретили друг друга. И да, к слову, если помятость концовки ясна и понятна, то вот скомканность начала повествования я объяснить никак не могу. Но, к счастью, первая и последняя заставки – это, на мой взгляд, единственные недостатки сюжета игры.

Так что же такое Toonstruck?

В общем и целом, Toonstruck изначально задумывалась, как “интерактивная версия Кто Подставил Кролика Роджера, но наоборот” в том плане, что в данной игре человек попадает в нарисованный мир. Но, как ни странно, тот факт, что в главной роли оказался именно Кристофер Ллойд является, судя по всему, чистым совпадением. С другой стороны, какая разница, совпадение это или нет? Важно то, что Toonstruck предлагает вам поиграть за самого Кристофера Ллойда, со всей его харизмой и актёрским талантом. И при этом товарищ Ллойд является лишь верхушкой великолепнейшего каста. Второстепенного протагониста Флакса Вайлдли озвучивает сам Дэн Кастелланета, известный всем по роли Гомера Симпсона – впрочем, вы его вряд ли узнаете, так как у Дэна крайне богатый диапазон голоса, и Флакс совсем не похож на Гомера. Антагониста Графа Нефариуса озвучивает сам Тим Карри, запомнившийся помимо прочего такими великолепными ролями, как Таурус Бульба из мультсериала Чёрный Плащ и Анатолий Черденко из гораздо более недавней видеоигры Red Alert 3. А ещё Toonstruck предлагает послушать Тресс МакНилл (Симпсоны, Футурама и с 99-ого года бессменный голос Дэйзи Дак), Дома ДеЛуиза (Все Псы Попадают В Рай, Секрет Н.И.М.Х. и множество других мультфильмов) и других крайне знаменитых и талантливых актёров. В Toonstruck собран относительно небольшой, но по-настоящему звёздный каст – пожалуй, самый звёздный для FMV-игры. Объявляю десять секунд Тима Карри!

Конечно, актёры значат мало без диалогов – и, к счастью, диалогов в Toonstruck много и они крайне хороши. У большинства персонажей одна и та же тема для разговора содержит по два-три разных диалога, а потому озвучки тут много, очень много, она приятная, и с одним NPC можно разговаривать довольно долго. Плюс разработчики изначально задались целью сделать мир максимально живым и кинематографичным – одним из результатов такого подхода стал тот факт, что реплики некоторых персонажей меняются в зависимости от происходящих в мире игры событий, а потому к ним можно вернуться и поговорить ещё немного на новую тему. Далеко не каждая игра в то время могла позволить себе что-то подобное.

Toonstruck screenshot 14.
Стражи-броненосцы Чиппер и Спарки. Эту парочку либо любишь всей душой, либо так же сильно ненавидишь. Лично я их люблю и при каждом удобном случае возвращаюсь посмотреть на их небольшой танец… и помучить Флакса.

И, как вы могли догадаться по всему вышеописанному, лучше всего игра играется на английском языке. Озвучки на русском не было вообще, как и официальных субтитров. Неофициальные были: лично я их не встречал, но один из моих знакомых говорит, что играл в своё время в локализованную версию. О качестве перевода я могу лишь гадать, но по словам всё того же знакомого, как минимум один момент был переведён крайне неудачно: там, где в оригинальной игре была подсказка, в переводе всё оказалось ровно наоборот, и понять почему ничего не работает, в то время как ты всё делаешь так, как сказано, было решительно невозможно. Собственно, именно на том моменте в своё время и закончилась игра для моего приятеля: то был век без интернета, и игрок либо догадывался, чего хочет от него игра, либо нет.

Toonstruck screenshot 10.
Ллойд готов разрушать.

Но даже если предположить, что есть несколько переводов для Toonstruck, и хотя бы один из них не содержит совсем уж критических ошибок, перевести игру сохранив хотя бы большую часть нюансов и мелочей всё равно крайне сложно. Великое множество диалогов и квестов построено на практически непереводимой игре слов, в число которых входит и основной квест игры. Вот вам лишь один из примеров, встречающийся буквально в первые пять минут игры: при разговоре с ходячей говорящей ступнёй ноги размером с человека Флакс спрашивает “What kind of a butler are you anyway?”. “For your information, no kind of butler at all!” отвечает нога. “I think he’s a footman!” подмечает Кристофер Ллойд. “What? So you’re telling me a butler would be a great, big…” с некоторым страхом в голосе уточняет Флакс. “Exactly!” перебивает его Ллойд. Поняли шутку? Если да, то вперёд играть в Toonstruck. Если нет – заранее поищите прохождение.

Toonstruck screenshot 21.
Персонажа слева от Дрю зовут Carecrow. И как это перевести на русский? Ухаживало? Оберегало?

К слову, прохождение поищите в любом случае. Несмотря на то, что это один из самых лёгких point-and-click’ов на моей памяти, и большая часть предметов тут применяется абсолютно логично, несколько моментов заставили меня задуматься на несколько часов. Основная причина тут даже не в том, что они сложные, а в том, что они выбиваются из общего подхода. Например, ближе к концу игры нас внезапно заставляют охотиться на пару пикселей, в то время как всё время до этого момента абсолютно все сюжетные предметы были большими и хорошо заметными, и я был уже на сто процентов уверен, что пиксель-хантинга в этой игре не будет. А чуть раньше до этого Toonstruck вдруг применил мультяшную логику – опять же, впервые за всю игру. Подобные моменты сбивают с толку лично меня; у вас может быть свой собственный криптонит. В любом случае, если вы вдруг почувствовали, что застряли – не мучайте себя и посмотрите в прохождение. Это квест из 90-ых; те, кто проходит такие игры без подсказок, заслуживают медалей и памятников.

Toonstruck screenshot 23.
И не забывайте, что на каждого персонажа можно тыкнуть ещё и правой кнопкой мыши, что выудит из Кристофера Ллойда ещё десяток-другой ехидных монологов.

Но есть и то, чем можно наслаждаться вне зависимости от понимания загадок и знания языков. И это именно то, почему Toonstruck должен быть на нашем сайте. Да, это анимация! В списке ответственных за неё нет ни одного знаменитого имени – и это крайне печальный факт, так как это означает, что никому из аниматоров так и не удалось пробиться наверх. Очень жаль, ведь у ребят явно был талант. Вся анимация в Toonstruck нарисована вручную, она классическая и своеобразная одновременно, и она прекрасна! Большая часть рисовки отсылает к первой половине двадцатого века, и при взгляде на экран кажется, что именно так должны были выглядеть видеоигры, если бы они выходили в 1940-ых годах. Некоторые персонажи выглядят так, словно их нарисовали лично Чак Джонс и Текс Эвери. Своеобразность достигается путём добавления некоторых более современных штрихов – таких как, например, Варп и Вуф, которые были нарисованы в гораздо более позднем стиле – а также изображением весьма взрослых тем, которые просто невозможно представить на экране в 40-ых годах. Подобных моментов мало, и об их уместности можно поспорить, но они, вне всякого сомнения, делают Toonstruck весьма особенным представителем классической американской анимации.

Смотрите еще  Full Throttle: хард-рок и чопперы в жанре point-and-click

Toonstruck screenshot 19.
А этот пятачок получает почётный приз лучшего злодея игры. “У нас, огров, глаза на голове!”.

Осталось лишь вкратце рассказать про саундтрек и озвучку. Ну, то есть, про озвучку персонажей всё уже было сказано, но я хочу на мгновение обратить внимание на все остальные звуки игры, так как они прекрасны, и немалое количество сэмплов взято напрямую из всем известных мультфильмов. А вот саундтрек… абсолютно серый. У игры был свой композитор – Кит Арэм – и он, вроде как, даже что-то написал, но то ли ему было лень, то ли на музыке решили сэкономить – немалая часть OST’а была взята из бесплатных публичных источников. Получилось неплохо, но и ничего выдающегося нет: не считая пары бесплатных композиций от бессмертных гениев классически, абсолютно ничего не цепляет слух. Музыка абсолютно фоновая: играет, не напрягает… проходит мимо и мгновенно забывается. В общем, если я возьмусь предполагать, почему большинство критиков в своё время ставили игре 9 из 10, а не все 10, я поставлю на то, что это из-за саундтрека.

В заключение

Конечно, данная статья является лишь моим мнением, и каждому игроку может не понравиться тот или иной момент игры. Даже на момент выхода находились критики, которым не понравилась игра Кристофера Ллойда и диалоги, в то время как другие восхищались Ллойдом и компанией, но находили рисовку крайне повседневной и ничем не примечательной… Но суть в том, что я ещё не встречал ни одного человека, которому не понравился бы Toonstruck от слова совсем. Буквально каждый находит в этой игре что-то, что приходится ему по душе. Что-то, ради чего он проходит до конца и остаётся доволен игрой. Как сказал в своё время один из критиков Рон Далин:

“…анимация, конечно, замечательная, но не взрыв мозга, а диалоги не такие уж и смешные. Но что прекрасно в Toonstruck, так это то, что ни один из этих минусов не имеет никакого значения; разработчики сделали великолепную игру, создав приключение, которое способно как развлечь, так и заставить подумать, не становясь при этом слишком лёгким или раздражающим.”

Если вы решили поиграть в Toonstruck, то я, конечно же, рекомендую вам GOG.com: в продаже имеется полностью подготовленная для современных систем игра, работающая на ScummVM – и это крайне хорошая штука, так как даже на Windows XP Toonstruck отказывался запускаться без танцев с бубном. Стоит Toonstruck недорого, а время от времени GOG раздаёт эту игру бесплатно. Хотя, конечно, ждать этого совсем необязательно…

Toonstruck, Кристофер Ллойд, скриншот игры
Ллойд заигрывает с киской.

И в качестве постскриптума стоит сказать, что у нас, как ни странно, до сих пор есть шанс увидеть вторую часть игры. Дело в том, что почти все сцены для сиквела были отсняты на тот момент, когда Virgin решила разбить игру пополам. А то немногое, чего не хватает, без особых проблем можно доделать на современных машинах. И Кит Арэм – тот самый кот, ответственный за саундтрек – в данный момент владеет правами на всю анимацию из игры. В том числе и ту, что должна была быть в сиквеле. Кит несколько раз высказывал желание выпустить вторую часть в том или ином виде. В последний раз это было относительно недавно – в 2016-ом году – и товарищ Арэм утверждал, что всеми силами бьётся с оставшимися копирайтами в надежде всё же воплотить проект в жизнь. Я бы не сказал, что у нас много шансов, но… не знаю, попробуйте стукнуть Кита в твиттере, например? Кто знает…

Toonstruck cut content screenshot.
Один из кадров с вырезанным контентом. Toonstruck 2. Ждём и надеемся.

(Visited 1 094 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.