Честно говоря, я не думал, что буду писать об этой игре. Но на нашем сайте уже присутствуют как Cool World, так и Who Framed Roger Rabbit, а потому было бы просто неправильно не добавить к этому набору Toonstruck. Вместе с двумя упомянутыми фильмами, данная игра является одним из крупных примеров крайне необычного и чертовски интересного направления в искусстве, смешивающего нарисованную вручную анимацию и live action – и, насколько мне известно, это единственный представитель подобного подхода от мира видеоигр.
Специфика девяностых
Всё дело в том, что, если задуматься, то Toonstruck – это удивительное стечение самых разных обстоятельств. Например, в наше время нарисованная вручную анимация встречается крайне редко: даже мультфильмы отныне рисуются на компьютере, что уж там видеоигры. Но всего тридцать лет назад 3D-модели только-только появлялись, а игры зачастую были ограничены 16-битными микропроцессорами, отчего нарисованные вручную спрайты и задники всё ещё казались вполне себе конкурентоспособными, да и к тому же гораздо более привычными для разработчиков.
Плюс в начале 90-ых второе дыхание получила крайне своеобразная штука под названием full motion video или FMV: объём только-только вышедших на рынок оптических дисков позволил наконец впихнуть в игру отснятое на плёнку видео в приемлемом качестве, а процессоры успели стать достаточно мощными для того, чтобы обрабатывать кадры достаточно быстро. Иными словами, актёр на фоне зелёного экрана вдруг снова стал вполне себе приемлемой заменой нарисованному вручную спрайту, а уж заставки в виде роликов с живыми людьми даже в разрешении 640×320 выглядели в разы лучше того, что могла нарендерить дюжина Pentium’ов. Таким образом live action стал неотъемлемой частью многих видеоигр.
Но самый главный нюанс состоит в том, что в 93-ем году на полках магазинов всё ещё стояли VHS-кассеты с фильмом Кто Подставил Кролика Роджера, а потому идея повторить примерно то же самое, но в формате видеоигры казалась очень даже неплохой. Все необходимые технологии были в ходу, 3D всё ещё казалось аутсайдером, а не вестником будущего десятилетия, и FMV-игры одна за другой становились бестселлерами. Что могло пойти не так?
О том, как Toonstruck создавался
Как вы уже наверняка поняли, кое-что всё же пошло не так. А именно тот факт, что Toonstruck – это, де-факто, лишь половина игры. Восхитительная половина, но, тем не менее, лишь половина. И прежде чем я начну расхваливать её, как она того заслуживает, позвольте мне рассказать, как же вышел такой курьёз. Дело в том, что разработчиком являлась весьма крупная на тот момент компания Virgin Interactive Entertainment, как раз окрылённая успехом недавней The 7th Guest. Ослеплённые триумфом, Virgin обещали единолично продвинуть технологию CD-ROM “ещё дальше” и, начав разработку Toonstruck в октябре 93-его, верхи компании дали непосредственно разработчикам новой игры полную свободу, пообещав оплатить всё, что те придумают. Получив такие щедрости, креативная команда полностью сфокусировалась на интересных и захватывающих идеях, совершенно не задумываясь о бюджете и дэдлайнах.
Таким образом наступил 96-ой год. Бюджет игры подползал к восьми миллионам долларов, разработчики успели сменить движок и убили 18 месяцев на дебаггинг и переписывание кода игры, успех The 7th Guest вдруг оказался где-то далеко позади, а Virgin, перенеся Toonstruck дважды, твёрдо решили в третий раз дату выпуска не менять. Попутно кто-то решил, что восемь миллионов долларов на одну игру – это явный перебор, и команде разработчиков вдруг пришёл строгий приказ: проект разделить на две части. Крякнув от удивления, команда в весьма сжатые сроки написала и отсняла новый материал, а программисты распилили код пополам, после чего, в ноябре 96-ого, Toonstruck наконец-таки вышел.
О том, как Toonstruck продавался
Появившись на прилавках, Toonstruck оказался абсолютным коммерческим провалом, несмотря на крайне высокие оценки большинства критиков. Причины такого результата могут быть самыми разными: один из продюсеров, например, считал, что на маркетинг выделили слишком мало денег, а потому у игры было слишком мало рекламы. А ведущий дизайнер Ричард Хэйр основной проблемой называл обложку игры, которую он посчитал крайне непривлекательной. И, конечно же, нельзя не упомянуть тот факт, что за те три года, что Toonstruck был в разработке, 3D-моделирование успело развиться ровно до такой степени, что всем стало ясно, где будущее, а где прошлое, и FMV-игры стремительно теряли в популярности. То есть… блин, Pixar ещё в 95-ом выпустила Историю Игрушек, а в плане игр в июне 96-ого вышел Quake, понимаете? Toonstruck вышел после Кваки. Конец истории.
Virgin, потеряв кучу денег, в 97-ом решила поставить крест на слабых проектах. В которые, ввиду провала первой части, записали и Toonstruck 2. То был век физических носителей, так что компания посчитала, что закупать диски, коробки и прочую мишуру для сиквела провалившейся игры – значит лишь нажить себе ещё больше убытков, чем уже было нажито. А потому игроки остались лишь с половиной истории о похождениях Кристофера Ллойда в нарисованном мире. И это очень грустно, так как не считая явно делавшейся впопыхах смятой концовки, призванной соединить воедино первую и вторую часть, та половина, что всё же дошла до игроков, является настоящим шедевром – и это даже с учётом того, что большая часть смысла и аллегорий на тот факт, что всё происходящее в игре является попыткой главного героя разрешить свой творческий блок и вернуть себе креативность, осталась во второй части.
Так что же такое Toonstruck?
В общем и целом, Toonstruck изначально задумывалась, как “интерактивная версия Кто Подставил Кролика Роджера, но наоборот” в том плане, что в данной игре человек попадает в нарисованный мир. Но, как ни странно, тот факт, что в главной роли оказался именно Кристофер Ллойд является, судя по всему, чистым совпадением. С другой стороны, какая разница, совпадение это или нет? Важно то, что Toonstruck предлагает вам поиграть за самого Кристофера Ллойда, со всей его харизмой и актёрским талантом. И при этом товарищ Ллойд является лишь верхушкой великолепнейшего каста. Второстепенного протагониста Флакса Вайлдли озвучивает сам Дэн Кастелланета, известный всем по роли Гомера Симпсона – впрочем, вы его вряд ли узнаете, так как у Дэна крайне богатый диапазон голоса, и Флакс совсем не похож на Гомера. Антагониста Графа Нефариуса озвучивает сам Тим Карри, запомнившийся помимо прочего такими великолепными ролями, как Таурус Бульба из мультсериала Чёрный Плащ и Анатолий Черденко из гораздо более недавней видеоигры Red Alert 3. А ещё Toonstruck предлагает послушать Тресс МакНилл (Симпсоны, Футурама и с 99-ого года бессменный голос Дэйзи Дак), Дома ДеЛуиза (Все Псы Попадают В Рай, Секрет Н.И.М.Х. и множество других мультфильмов) и других крайне знаменитых и талантливых актёров. В Toonstruck собран относительно небольшой, но по-настоящему звёздный каст – пожалуй, самый звёздный для FMV-игры. Объявляю десять секунд Тима Карри!
Конечно, актёры значат мало без диалогов – и, к счастью, диалогов в Toonstruck много и они крайне хороши. У большинства персонажей одна и та же тема для разговора содержит по два-три разных диалога, а потому озвучки тут много, очень много, она приятная, и с одним NPC можно разговаривать довольно долго. Плюс разработчики изначально задались целью сделать мир максимально живым и кинематографичным – одним из результатов такого подхода стал тот факт, что реплики некоторых персонажей меняются в зависимости от происходящих в мире игры событий, а потому к ним можно вернуться и поговорить ещё немного на новую тему. Далеко не каждая игра в то время могла позволить себе что-то подобное.
И, как вы могли догадаться по всему вышеописанному, лучше всего игра играется на английском языке. Озвучки на русском не было вообще, как и официальных субтитров. Неофициальные были: лично я их не встречал, но один из моих знакомых говорит, что играл в своё время в локализованную версию. О качестве перевода я могу лишь гадать, но по словам всё того же знакомого, как минимум один момент был переведён крайне неудачно: там, где в оригинальной игре была подсказка, в переводе всё оказалось ровно наоборот, и понять почему ничего не работает, в то время как ты всё делаешь так, как сказано, было решительно невозможно. Собственно, именно на том моменте в своё время и закончилась игра для моего приятеля: то был век без интернета, и игрок либо догадывался, чего хочет от него игра, либо нет.
Но даже если предположить, что есть несколько переводов для Toonstruck, и хотя бы один из них не содержит совсем уж критических ошибок, перевести игру сохранив хотя бы большую часть нюансов и мелочей всё равно крайне сложно. Великое множество диалогов и квестов построено на практически непереводимой игре слов, в число которых входит и основной квест игры. Вот вам лишь один из примеров, встречающийся буквально в первые пять минут игры: при разговоре с ходячей говорящей ступнёй ноги размером с человека Флакс спрашивает “What kind of a butler are you anyway?”. “For your information, no kind of butler at all!” отвечает нога. “I think he’s a footman!” подмечает Кристофер Ллойд. “What? So you’re telling me a butler would be a great, big…” с некоторым страхом в голосе уточняет Флакс. “Exactly!” перебивает его Ллойд. Поняли шутку? Если да, то вперёд играть в Toonstruck. Если нет – заранее поищите прохождение.
К слову, прохождение поищите в любом случае. Несмотря на то, что это один из самых лёгких point-and-click’ов на моей памяти, и большая часть предметов тут применяется абсолютно логично, несколько моментов заставили меня задуматься на несколько часов. Основная причина тут даже не в том, что они сложные, а в том, что они выбиваются из общего подхода. Например, ближе к концу игры нас внезапно заставляют охотиться на пару пикселей, в то время как всё время до этого момента абсолютно все сюжетные предметы были большими и хорошо заметными, и я был уже на сто процентов уверен, что пиксель-хантинга в этой игре не будет. А чуть раньше до этого Toonstruck вдруг применил мультяшную логику – опять же, впервые за всю игру. Подобные моменты сбивают с толку лично меня; у вас может быть свой собственный криптонит. В любом случае, если вы вдруг почувствовали, что застряли – не мучайте себя и посмотрите в прохождение. Это квест из 90-ых; те, кто проходит такие игры без подсказок, заслуживают медалей и памятников.
Но есть и то, чем можно наслаждаться вне зависимости от понимания загадок и знания языков. И это именно то, почему Toonstruck должен быть на нашем сайте. Да, это анимация! В списке ответственных за неё нет ни одного знаменитого имени – и это крайне печальный факт, так как это означает, что никому из аниматоров так и не удалось пробиться наверх. Очень жаль, ведь у ребят явно был талант. Вся анимация в Toonstruck нарисована вручную, она классическая и своеобразная одновременно, и она прекрасна! Большая часть рисовки отсылает к первой половине двадцатого века, и при взгляде на экран кажется, что именно так должны были выглядеть видеоигры, если бы они выходили в 1940-ых годах. Некоторые персонажи выглядят так, словно их нарисовали лично Чак Джонс и Текс Эвери. Своеобразность достигается путём добавления некоторых более современных штрихов – таких как, например, Варп и Вуф, которые были нарисованы в гораздо более позднем стиле – а также изображением весьма взрослых тем, которые просто невозможно представить на экране в 40-ых годах. Подобных моментов мало, и об их уместности можно поспорить, но они, вне всякого сомнения, делают Toonstruck весьма особенным представителем классической американской анимации.
Осталось лишь вкратце рассказать про саундтрек и озвучку. Ну, то есть, про озвучку персонажей всё уже было сказано, но я хочу на мгновение обратить внимание на все остальные звуки игры, так как они прекрасны, и немалое количество сэмплов взято напрямую из всем известных мультфильмов. А вот саундтрек… абсолютно серый. У игры был свой композитор – Кит Арэм – и он, вроде как, даже что-то написал, но то ли ему было лень, то ли на музыке решили сэкономить – немалая часть OST’а была взята из бесплатных публичных источников. Получилось неплохо, но и ничего выдающегося нет: не считая пары бесплатных композиций от бессмертных гениев классически, абсолютно ничего не цепляет слух. Музыка абсолютно фоновая: играет, не напрягает… проходит мимо и мгновенно забывается. В общем, если я возьмусь предполагать, почему большинство критиков в своё время ставили игре 9 из 10, а не все 10, я поставлю на то, что это из-за саундтрека.
В заключение
Конечно, данная статья является лишь моим мнением, и каждому игроку может не понравиться тот или иной момент игры. Даже на момент выхода находились критики, которым не понравилась игра Кристофера Ллойда и диалоги, в то время как другие восхищались Ллойдом и компанией, но находили рисовку крайне повседневной и ничем не примечательной… Но суть в том, что я ещё не встречал ни одного человека, которому не понравился бы Toonstruck от слова совсем. Буквально каждый находит в этой игре что-то, что приходится ему по душе. Что-то, ради чего он проходит до конца и остаётся доволен игрой. Как сказал в своё время один из критиков Рон Далин:
“…анимация, конечно, замечательная, но не взрыв мозга, а диалоги не такие уж и смешные. Но что прекрасно в Toonstruck, так это то, что ни один из этих минусов не имеет никакого значения; разработчики сделали великолепную игру, создав приключение, которое способно как развлечь, так и заставить подумать, не становясь при этом слишком лёгким или раздражающим.”
Если вы решили поиграть в Toonstruck, то я, конечно же, рекомендую вам GOG.com: в продаже имеется полностью подготовленная для современных систем игра, работающая на ScummVM – и это крайне хорошая штука, так как даже на Windows XP Toonstruck отказывался запускаться без танцев с бубном. Стоит Toonstruck недорого, а время от времени GOG раздаёт эту игру бесплатно. Хотя, конечно, ждать этого совсем необязательно…
И в качестве постскриптума стоит сказать, что у нас, как ни странно, до сих пор есть шанс увидеть вторую часть игры. Дело в том, что почти все сцены для сиквела были отсняты на тот момент, когда Virgin решила разбить игру пополам. А то немногое, чего не хватает, без особых проблем можно доделать на современных машинах. И Кит Арэм – тот самый кот, ответственный за саундтрек – в данный момент владеет правами на всю анимацию из игры. В том числе и ту, что должна была быть в сиквеле. Кит несколько раз высказывал желание выпустить вторую часть в том или ином виде. В последний раз это было относительно недавно – в 2016-ом году – и товарищ Арэм утверждал, что всеми силами бьётся с оставшимися копирайтами в надежде всё же воплотить проект в жизнь. Я бы не сказал, что у нас много шансов, но… не знаю, попробуйте стукнуть Кита в твиттере, например? Кто знает…