нуар Марлоу (2022), рецензия на фильм

Марлоу: Джентльмены предпочитали блондинок

Ремесло частного сыщика располагает к приключениям: здесь и розыск домашних питомцев, и наблюдение за супругами на скользком пути адюльтера, и проявка плëнки с доказательствами адюльтера. Ах да, и розыск домашних питомцев, без этого никак. Но если порог офиса переступает жгучая брюнетка/томная шатенка/блондинка с ангельским личиком – жди увлекательных неприятностей и интригующих бед. Рэймонд Чандлер предупреждал.

Осень 1939-го в Лос Анджелесе. В Европе медленно раскручиваются маховики гигантской мясорубки, немецкой субмариной потоплен британский пассажирский лайнер “Атения”, в Ватикане поселился новый Папа. Но и в Калифорнии не безоблачно: первые цветные фильмы приходится снимать на тяжеленную трëхплëночную камеру, требующую перерыва каждые полчаса, а порог офиса частного детектива Филипа Марлоу (Лиам Нисон, “Роб Рой”, “Прогулка среди могил”) переступает роковая красотка Клэр Кавендиш (Диана Крюгер, “Троя”, “Мост”). Замужняя и зажиточная миссис Кавендиш нанимает Марлоу отыскать еë исчезнувшего любовника Нико Питерсона, трудоустроенного в Голливуде обладателя бонвиванских усов. Жиголо не канарейка, на кличку отзывается, дело обещает быть пустяковым, пока в нëм не оказывается заинтересована Дороти (Джессика Лэнг, “Почтальон всегда звонит дважды”), мамаша Клэр, увядшая кинодива и владелица нефтяных активов. Дальнейшие поиски протащат Марлоу по всей изнанке сытой американской мечты, где мексиканские наркоторговцы – не самые страшные из чертей.

За постановку истории об ирландском сыщике, придуманном ирландским писателем, взялся ирландский режиссëр Нил Патрик Джордан, имеющий в портфолио такие знаковые работы, как “Интервью с вампиром”, “Завтрак на Плутоне”, а с ирландским актëром Нисоном сотрудничал впервые ещë в 1996-м на съëмках “Майкла Коллинза” о герое борьбы за независимость Ирландии. Любопытен и факт, что за основу взят не роман Чандлера, что было бы наиболее очевидно, но недавняя книга Джона Бэнвилла, ирландского автора, пишущего нуары под псевдонимом Бенджамин Блэк: “The Black-Eyed Blonde/Блондинка с чëрными глазами”.

Смотрите еще  Перекрёсток Миллера (1990): дело не в шляпе

Автором киноадаптации выступил Уильям Монахан, поимевший “Оскара” за сценарий “Отступников” Скорсезе. Из этого стройного ряда кельтов выбивается только оператор Чави Хименес, испанец, лауреат премии Гойя. Могла ли эта ирландская мафия снять плохое кино? Нет. Получился ли “Марлоу” шедевром? Рэймонду Чандлеру всегда недоставало озорной безуминки Хэммета, эсхатологичных патологий О’Коннор или губительных страстей Кейна, а его обличение общественных пороков никогда, а тем паче в эпоху Маккартизма, не достигало белого каления, вместе с тем он позволял себе заимствовать фрагменты из собственной малой прозы, скармливая их поздним большим романам, задолго предвосхитив подобные приëмы Довлатова.

Лиам Нисон никогда не играл плохо и, хотя последнее время посвящал крепким проходным боевикам, в роли героя-ветерана, принципиального даже в манере и степени пьянства, он абсолютно органичен. Диана Крюгер цедит из себя эмоции, как цедят яд из змеи подколодной и как пристало вести себя леди из внезапной аристократии. Джессика Лэнг, посещающая шабаши на метле-тандеме с Грейс Забриски, очаровательно пародирует шальную Чëрную Королеву с шахматной доски Зазеркалья. Фактуры второму плану придают такие мастодонты, как Колм Мини, Дэнни Хьюстон и единственный негр за весь хронометраж – Адевале Акинойе-Агбаже, чьë присутствие впервые за десятилетие обосновано логически. Повествование слегка рваное и оставляет привкус недосказанности, как и в реальности, где один человек может только догадываться, чем там занимается другой человек “сорок восемь рабочих часов без трусов”.

Смотрите еще  Ничего хорошего в отеле Эль Рояль - и правда, хорошего мало

Джордан и камарилья, не впадая во вторичность, создали тщательную стилизацию, chandleresque, с огромной любовью к жанру крутого/hard-boiled детектива, который принято путать с родственным нуаром. Отдельного внимания заслуживает звуковая дорожка, где, помимо сумеречного джаза Билли Холидей и The Mills Brothers, присутствует великолепная оригинальная музыка Дэвида Холмса, ирландского, разумеется, композитора, набившего руку на сотрудничестве с режиссëром Содербергом. Холмс безупречно плетëт паутину тревожности и скрытой угрозы, ни секунды не греша анахронической придурью, а песня “The Light Shines Brightest In The Dark” в исполнении Джона Батиста уже покоряет хит-парады параллельных вселенных.

Jon Batiste – The Light Shines Brightest In The Dark

Возможно, Марлоу и не является шедевром в общепринятом смысле, но оставляет послевкусие, словно от посиделок с умным собеседником в уютном загородном доме за бокалом пино-нуар. Этот фильм проникает в сознание на мягких лапах и приятно щекочет разум. Именно такие картины наполняют Кинематограф необходимым содержанием и вспоминаются с теплотой годы спустя.

Диана Крюгер и Лиам Нисон в фильме Марлоу

(Visited 344 times, 1 visits today)

Кантри, южная готика, хтонические Твари Лавкрафта, комиксы, которые я рисую, всё это вместе. Джаз, хорошее кино, литература, будоражащая ум. Живопись, от Караваджо до Чюрлёниса. Взболтайте. Ожидайте реакции. https://vk.com/id143467757