хот род Ford 1923 года с двигателем Toyota V Hemi 4.0 л, обзор кастома

Хот-род Форд с двигателем Toyota – история японских V8

Постоянный читатель, возможно, скажет: но разве не ты всего месяц назад заявил, что не будешь писать про японские двигатели? Не совсем: в статье про ГАЗ 24 по имени Венера я написал, что не хочу писать про автомобили с японскими двигателями. Но, тем не менее, хочу я или не хочу, а история автопрома – это всё-таки мировая история, и сложно обойти стороной такой пласт, как Япония. Кстати, одно столкновение уже было: Lexus IS 430 уже давно на нашем сайте, так как я не мог обойти стороной проект, в котором участвовал Чип Фуз. Так вот, в данном случае тоже есть определённые нюансы; короче говоря, исключения случаются, и эта статья – одно из них. К делу.

Итак, японский V8. Как это, что это, каким образом? Держу пари, даже среди любителей тюнеров и JDM лишь немногие смогут рассказать о том, какой именно двигатель установлен в чёрном хот-роде на заглавной фотографии данной статьи. И тому есть вполне логичные причины… но обо всём по порядку.

Развитие автопрома на Западе и Востоке

1918 Cadillac Type 57 Victoria, американский автомобиль 1918 года класса люкс
Cadillac Type 57, американский автомобиль 1918-ого года класса люкс. Одна из многих моделей. Оснащён первым в мире автомобильным двигателем V8, который пустили в массовое производство – и это была огромная штуковина объёмом в 5.1 литр, выдававшая 70 лошадиных сил. Впрочем, Кадиллак производил автомобили с 1902-ого года, так что на тот момент, когда Япония только заглядывалась на автопром, Cadillac уже не первый год выдавал одну передовую идею за другой.

Чтобы понять, как именно всё так получилось, начать стоит издалека; вспомнить, почему в Америке под капотом Годзиллы, а в Японии – пакеты с молоком. А всё дело в том, что в США до семидесятых годов никто особо не трогал ни автолюбителей, ни автопроизводителей. Все делали, что хотели, и большая часть причастных к машинам людей хотела именно наращивания мощности самым простым способом – увеличением объёма мотора. Благо бензин стоил копейки. И лишь когда появились мускул-кары, их общедоступность сыграла с ними злую шутку: каждый второй подросток стал вдруг покупать Dodge Charger со страховкой и проезжал на нём расстояние ровно от получения водительских прав до первого столба, а потому страховые компании вдруг стали терять много денег и срочно принялись закручивать гайки… и взвинчивать цены. И почти в тот же момент грянул топливный кризис. А потом ещё вдруг правительство вспомнило про то, что осталось от экологии…

японский автомобиль 1918 года класса люкс, 1918 Mitsubishi Model A
Mitsubishi Model A, японский автомобиль 1918-ого года класса люкс. Впрочем, другого класса просто не было. Как и других моделей. Да и эта основана на Фиате Tipo 3. Двигатель – рядная четвёрка, 2.8 литра, 35 лошадиных сил.

Так вот, в Японии всё обстояло несколько иначе, начиная с того факта, что автопром изначально развивался не особо стремительно. Одним из первых производителей была, например, нынче всем известная Mitsubishi – и надо упомянуть, что уже в первое десятилетие прошедшего века Mitsubishi была весьма огромной хренью, занимавшейся постройкой кораблей и самолётов, оптовой торговлей, страхованием, банковским бизнесом, недвижимостью и Ёсихито знает чем ещё. Так вот, эта корпорация увидела в самоходных каретах перспективу и решила дать старт японскому автопрому. Свою первую Model A Mitsubishi собрали в 1918-ом году, после чего поставили машину на поток. За три года производства первый серийный японский автомобиль был собран аж в целых 22-ух экземплярах! После чего производство свернули. И Mitsubishi так понравилось собирать легковые автомобили, что они до 1960-ого года не соберут больше ни одного. А к тому моменту, когда появилась марка Datsun, и товарищ Киитиро Тоёда только-только скоммуниздил Chrysler Airflow и собрал свой собственный первый автомобиль, по Америке уже катались шестнадцатицилиндровые Кадиллаки, ибо это были 1930-ые.

японский автомобиль 1932 Datsun Type 11
1932 Datsun Type 11. Япония умерила пыл и реалистично взглянула на вещи: двигатель – рядная четвёрка в поллитра объёмом и мощностью в 10 лошадиных сил. Но зато и тираж составил 150 автомобилей в год.

И не успела Япония хоть как-то наладить свой автопром, как на них посыпались бомбы, которые иногда были даже необычными и весьма инновационными. Став первой в мире страной, испытавшей на себе ядерный хлопок, Япония стала всё-таки потихоньку восстанавливаться. И уж не знаю, из каких именно соображений – то ли просто денег совсем не было, то ли ещё чего – но правительство Японии почти сразу же, в 1950-ом году, ввело огромные налоги на частные автомобили, которые зависели в том числе и от размера двигателя. Википедия, например, приводит следующие цифры: 7500 йен на все автомобили с мотором меньше двух литров, 19000 йен от двух литров до четырёх с половиной – и так по нарастающей. Я честно скажу, что на Википедии не указано, на какой именно год приведены цифры, да и со стоимостью японских автомобилей я не знаком. Но судя по тому, что даже самые высококлассные двигатели автомобилей класса люкс не превышали по объёму четырёх литров, налог был весьма и весьма ощутимый.

Собственно, именно самые высококлассные двигатели автомобилей класса люкс и были первыми японскими V-образными восьмёрками, и именно поэтому я сказал, что наверняка даже среди любителей тюнеров и дрифта вряд ли многие распознают эти моторы: они совсем не относятся к спорту. В то время, как в Японии появились V8, самые крутые спортивные автомобили – например, Mitsubishi Colt Galant GTO 1970-ого года выпуска или первое поколение Скайлайнов – обладали в самых лучших комплектациях двухлитровыми линейными движками. А восьмицилиндровые V были придуманы для того, чтобы толкать самые большие медленные машины, в которых сидели самые богатые японцы.

Первые японские V8

И вот, когда мы наконец разобрались, как именно так получилось, можно перейти к вопросу о том, что именно перед нами находится. Двигателей типа V8 для легковых автомобилей в Японии долгое время было всего два: Nissan Y и Toyota V. Первый из них имел объём в 4 литра, был придуман для машины под названием Nissan President, вместе с которой и выпускался с 1965-ого по 90-ый год с минимальными изменениями. Toyota V обладает чуть более интересной историей: изначально созданный для модели Toyota Crown Eight, объёмом всего лишь в 2.6 литра, он просуществовал в таком виде лишь с 64-ого по 67-ой год, после чего увеличился до трёх литров и переехал в Toyota Century, где остался уже до 97-ого года. Но в то время, как внешне Toyota Century оставалась, по сути, всё той же, двигатель под её капотом неуклонно продолжал расти – и увеличение объёма Тойоты V как будто бы отлично иллюстрирует укрепление автомобильной культуры Японии в целом. В 73-ем году двигатель подрос до размера в 3.4 литра, а в 83-ем – до всех четырёх, и именно в таком объёме он и просуществовал до самого конца производства, который случился в 97-ом году.

“ОКей,” – скажите вы. – “Супер. Японцы к 65-ому году смогли собрать четырёхлитровый V8. Браво. Что эта фигня делает в моём хот-роде?”

В принципе, вы будете правы. Действительно, чем может четырёхлитровый движок привлечь участников сцены, на которой размер даже так называемых “малых блоков” от четырёх только начинается? В частности, Nissan Y так и прошёл никем не замеченным. Но вот Toyota V оказался не таким уж и простым мотором. Всё дело в том, что тойотовский движок – это Hemi.

Да-да, это то же самое Hemi, которое в американских монструозных слонах. Полусферические камеры сгорания 426 Hemi, Dodge Challenger, Plymouth Barracuda… и Toyota V – всё одного поля ягоды. И это я не преувеличиваю: тут надо вспомнить, что американский Hemi тоже не сразу вырос до семи литров. Ему предшествовали модели Chrysler FirePower (51-ый год, 5.4 литра), DeSoto FireDome (52-ой год, 4.5 литра) и Dodge Red Ram (53-ий год, 4 литра). И в особенности нас интересует Dodge Red Ram: постепенно увеличиваясь в объёме, Красный Баран производился до 1957-ого года, и после того, как Chrysler убрал мотор с рынка, Toyota купила несколько двигателей, а также некоторые инструменты для его производства. Вне всяких сомнений, именно на основе Красных Баранов Toyota и разработала свой собственный Hemi. Так что у американского семилитрового слона и у японского бонсая натурально один и тот же предок.

Смотрите еще  ГАЗ 24 - Венера: шедевральная кастомная Волга из Смоленска

И стоит всё же подчеркнуть, что Toyota именно сделала свой собственный двигатель. Более того, известно, что к делу была привлечена ещё и Yamaha – и вместе японцы создали весьма самобытный движок. С американскими корнями, но с японским оттенком. И если всей этой информации недостаточно для того, чтобы заинтересовать вас – Toyota V до кучи ещё и целиком алюминиевый. Так что получается двигатель который, может, не очень мощный, но зато чертовски лёгкий – а это уже весьма и весьма интересно для хот-роддеров. Особенно с учётом того, что слово “Hemi” звучит для любителей скорости словно зов сирены.

Смотрите еще  1977 Chevrolet Van - Heartbreaker: прекрасный металлический единорог

Двигатели Nissan Y и Ford Y
К слову, говорят, что двигатель Nissan Y тоже основан на американском моторе – Фордовском Y. Если посмотреть на оба этих двигателя бок о бок, то сходство определённо есть. Особенно крайне специфичное расположение свечей зажигания под выпускной системой вряд ли можно назвать простым совпадением. Тем не менее, если слово “Hemi” вызывало интерес и восхищение, то вот “Ford Y” не вызывал ничего хорошего: двигатель ничем особенным себя не зарекомендовал, а порой его и вовсе считали не особо надёжным. Хот-роды с Фордовским Y-блоком весьма сложно найти, вследствие чего тот факт, что японская альтернатива прошла мимо, совсем не удивляет.

За пределами Японии

Осталось рассмотреть только последний вопрос: как вообще о японских двигателях, созданных для внутреннего рынка, да ещё и для элиты, до появления интернета, узнали на кастомной сцене? Ответ на эту загадку можно найти на 182-ой странице книги Complete Chrysler Hemi Engine Manual, которая доступна всем на – храни его Бог – сайте Internet Archive. Всё оказалось довольно просто: некоторым дипломатам и прочим шишкам настолько понравились их машины с V-образными восьмёрками, что они брали их с собой за границу. В частности – в Австралию, где они и попались на глаза любителям американских кастомов. Упоминается минимум два имени. Во-первых, Йан “Лифи” Лиэфман, который смог даже заказать несколько японских движков отдельно от автомобилей, построил вокруг них определённое количество хот-родов, и в результате узнал о японских двигателях всё – какие детали можно заменить деталями от других Hemi, какие трансмиссии можно подгонять к Тойоте, как подключить супернаддув, турбонаддув и так далее. А во-вторых, его партнёр по хулиганству Род Хэдфилд, занимающийся непосредственно изготовлением разнообразных полезных деталей, вроде переходных пластин для подсоединения японских двигателей к разным трансмиссиям. В книге даже указаны адреса и телефоны: (61) 7388 93269 Йана и (03) 5472 2853 Рода – да, книга была выпущена 25 лет назад, и вообще вряд ли кому-то в принципе понадобятся эти контакты, но, в то же время, мало ли… В общем, счёл нужным указать.

Реклама автомобиля Toyota Corolla 1600 с двигателем Hemi
Toyota вне всяких сомнений знала волшебное слово “Hemi”. Поэтому при экспорте автомобилей в Америку, реклама тщательно упирала на то, что у них под капотом – тот самый движок с полусферическими камерами сгорания. У них, возможно, даже получилось бы выбить себе нишу… если бы в машинах стоял V-образный двигатель. Вот только никто не додумался оснащать экспортные автомобили мотором V8 – в них ставили всё те же рядные четвёрки, предназначенные для домашнего рынка. Обратите внимание, что в рекламном тексте об этом нет ни слова.

Итак, вот такая она – история двигателей V8 в Японии. А наш хот-род – это корпус от Форда 1923-его года на кастомной раме. Начинка – очень много Тойоты. Самый большой, четырёхлитровый японский двигатель подсоединён к автоматической трансмиссии Toyota A40. Задний редуктор и рулевой механизм – тоже Toyota. Системы впуска и выхлопа – кастомные. И вообще, из всего списка деталей, американские бренды тут только четырёхкамерный карбюратор Weber от Edelbrock, дисковые тормоза Wilwood, радиатор, резина и диски. Всё остальное – либо кастомное, либо японское. В общем и целом – отличный экзотический хот-род. И да, звучит японская восьмёрка на все 110 процентов – благо у нас есть видео.

Короче говоря, по итогу мне двигатель Toyota V однозначно нравится. Было бы у Японии больше подобных движков – кто знает, может я бы и не щурился так сильно глядя в сторону восходящего солнца. Но, к сожалению, конкретно с таким типом двигателя на востоке получилось один в один как в Советском Союзе: V-образные восьмёрки достались толстосумам и членам всяких правительств, в то время как простому народу достались двигатели куда скромнее. Хорошо хоть спортивные движки у японцев были. И дизайны были интереснее, чем копии Фиата. Впрочем, всё это – прошедшие дни, так что… будем просто надеяться, что в будущем всё каким-то образом всё-таки станет хорошо, и всем нам ещё достанется по маслкару. Или AE86, если вы всё-таки склоняетесь к дорифоту, босодзоку и прочему хентаю.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.