Полнолуние – время странных уютных кошмаров, иногда приобретающих кинематографические формы. Самой свободной и безумной из таких форм является мультипликация. Одним из самых безумных и свободных режиссёров мультипликации я бы назвал Ральфа Бакши, человека незаурядного сновидческого опыта и вкуса к некоторым перверсиям. Этнический крымчак, уже в солидном возрасте полутора лет Ральф перетащил своих родителей в Новый свет, поселил их в Бруклине, и сам стал взрослеть там же.
Взросление пришлось на 1950-е годы, нежно любимые Лунными Псами. В 1978-м снял эпический мультик Властелин Колец, некоторые сцены из которого беззастенчиво стырил для своей поделки полный П. Джексон. В 1992-м сделало шаг на экраны его странное дитя Cool World, мультипликационно-игровой фильм с Б. Питтом и К. Бейсингер, сюрреалистическая фантазия с “нуаром” и эротикой, провалившаяся в прокате.
Но мы заострим когти внимания на другой работе Бакши, Hey Good Lookin’ (явное заимствование из песни В. Кузьмина “Эй, красотка!”), вышедшей в 1982-м году. Ральф сам накатал сценарий, в котором вымысел, порою кажущийся вульгарным и шизофреническим, переплетается с фактами и персонажами реальной юности режиссёра. Например, начальный диалог мусорного бака с мусорной кучей – явно событие из жизни. И когда, после нескольких сентенций о Господе и Рае для всех помоев, мусорная куча уносится в даль на мусоровозе, крича: “Прощай, сраный город, я покидаю тебя!..”, понимаешь – жизненно. Как у Пинк Флойд в песне: “Goodbye, cruel world, I’m leavin’ you today…”
Однако не компост является главным персонажем повести, но парнишка схожей консистенции – итальянец Винни, заводила банды “бриолинщиков” “Stompers”. Его лучший и преданнейший, как Сэм при Фродо, кореш – Долбанутый Шапиро, совсем другой национальности. Вся глубина долбанутости Ш. раскрывается сюжетом в полной мере, достаточно сказать лишь, что в мультики “Looney Tunes” его бы не взяли по причине неадекватности и профнепригодности. Есть тут и девушка главного героя – фигуристая Рози, в которую Винни “влюбился сразу, лишь коснувшись её персей” (мой перевод его фразы). Романтику сцены первого обнюхивания бесцеремонно прерывает папаша Рози, старый шмок Фетершнайд, ремнём и одесско-нью-йоркскими междометиями загоняющий беспутную дщерь домой. Страсти шекспировского пошиба!
На следующий день Винни, изрядно припижонившись, идёт на Розину улицу, торчать на углу, карауля возлюбленную. Возлюбленная, в свою очередь, бушует у себя на хате, пристёгнутая наручниками к кровати заботливым папой. Дождавшись лишь крезанутого Шапиро в костюме – “зути”, наш герой отправляется искать приключений на свой тухес. И он таки их находит, к обоюдному удовольствию приключений и тухеса! Стычка с негритянской бандой “Капелланов” ведёт к дальнейшим драматическим курбетам сюжета…
История, наполненная ностальгией, подворотнями и подростковыми прыщами, снималась Бакши в комбинированной технике, знакомой нам по таким мультфильмам, как “Приключения капитана Врунгеля” киностудии “Киевнаучфильм”, также Ральф применил ротоскопирование (покадровое копирование пластики живых актёров), что видно в сцене “стрелки” “Стомперов” с “Капелланами”. Если бы Де Ниро и Кейтель играли Багза Банни и Даффи Дака, если бы Злые улицы снимал кот Сильвестр, а кенар Твитти был продюсером, мы получили бы кое-что, лишь вполовину безумное в сравнении с “Hey Good Lookin'”.
За кадром некий Рик с заурядной фамилией Сандлер старательно изображает музыку 1950-х, как её понимали на заре 1980-х. Самая клёвая песня из саундтрека: Ric Sandler – Don’t Say Goodbye
Этот памятник эпохи эпохе, Бриолин с Дали вместо Траволты, я отрекомендую далеко не всем, в частности детей и некоторых женщин лучше отвернуть от экрана к окну или, там, к чулану… Но кое-кто, и я в их числе, получит истинное удовольствие от сюжета и оригинальной анимации одного из самобытнейших мультипликаторов 20-го века. Приятного плавного сумасшествия, Лунные Псы!
P.S.: Твентин Карантино заявил однажды, что ценит “Hey Good Lookin'” больше, чем вышеупомянутые “Злые улицы”. Это многое объясняет.