Crossroads (1986) poster, обзор фильма Перекрёсток

Перекрёсток (1986) или как стать блюзменом

Мне действительно нравится, когда в одном произведении искусства можно найти маленькие отсылки на другое творение человечества – и ты идёшь по ним, словно по хлебным крошкам, от одного островка культуры к другому. И чем дальше эти острова находятся друг от друга – тем приятнее становится это межкультурное путешествие. Так вот, о фильме Crossroads 1986-ого я узнал из игры под названием Motorstorm, которая вышла через 21 год после релиза киноленты – в 2007-ом. Motorstorm и Crossroads не имеют почти ничего общего – за исключением одного имени и буквально пары фраз, которые можно даже и не заметить. Но, к счастью, я не прошёл мимо этих отсылок, и мне остаётся только поблагодарить тех, кто решил отдать должное старому фильму в своём творении: я открыл для себя не только отличную игру, но и не менее отличное кино.

Итак, Перекрёсток рассказывает нам историю о парне по имени Юджин Мартоун – фанате блюза в целом и Роберта Джонсона в частности. Однажды Юджин узнаёт, что старый друг Боба – Вилли “Слепой Пёс” Браун – жив и коротает свои деньки в расположенном неподалёку доме для престарелых. Мартоун отправляется повидать Брауна в надежде на то, что тот сыграет ему легендарную тридцатую песню Джонсона…

Tim Russ, Robert Johnson, Crossroads 1986, Перекресток, Роберт Джонсон
Роберт Джонсон, каким он показан в фильме. Ах, старые добрые времена, когда дискография легенд исчислялась тремя десятками песен, а все остальные довольствовались лишь двумя-тремя!

Crossroads построен крайне интересным способом: фильм показан максимально реалистично, но при этом в нём присутствует элемент мистики – и всё это подаётся чуть ли не как автобиография. Такое необычное переплетение работает не в последнюю очередь благодаря традиционному фольклору юга США, который появился ещё во времена Дикого Запада: Дьявол и его братия ходят среди рода людского не скрываясь, в обличии точно таких же людей, как мы с вами – и сложно понять, действительно ли ты встретил владыку преисподней или просто пообщался с сумасшедшим. Собственно, Юджин, судя по всему, так за весь фильм и не поверил до конца в то, что повстречался с хозяином ада.

фильм Перекресток, дьявол, Robert Judd, Devil/Legba/Scratch, Crossroads 1986
Знакомьтесь: Дьявол. Заклятый враг Моргана Фримена.

Персонажа Мартоуна играет никто иной, как Ральф Маччио, ранее засветившийся в фильме Изгои. Кого он там играл – понятия не имею, но он наверняка там рыдал навзрыд. При этом, как бы забавно это не звучало, но в фильме про блюз он не проронил ни слезинки, а единственный момент, где это можно было бы сделать, демонстрирует нам персонажа под проливным дождём. Перекрёсток как бы показывает зрителю, что необязательно плакать каждые пять минут, чтобы показать душевные переживания героя – и, к счастью, Маччио справился с этой ролью. Впрочем, то, что он умеет не только лить слёзы, Ральф показал ещё за два года до Перекрёстка в фильме The Karate Kid – к его актёрской игре претензий не было тогда, и нет и в этот раз.

Смотрите еще  Дочери В Бегах (1994) - фильм о настоящей женской дружбе

Перекресток, Crossroads, Ralph Macchio, Eugene Martone
Один из наших главных героев на ближайшие полтора часа.

Вилли Брауна исполняет Джо Сенека – не очень известный музыкант и не очень известный актёр. И если его музыка ничем особенным не выделяется, то вот актёрского мастерства у Джо – ну просто завались. Его харизма буквально рвётся вперёд и тащит за собой всех остальных участников киноленты – и они явно за ней не поспевают. Немало этому способствует специфическая роль и отличные диалоги персонажа Сенеки – старого ворчуна Вилли Брауна, который постоянно выкидывает всякие фокусы и щеголяет фразочками наподобие “Мадди Уотерс изобрёл электричество!”, “Мужчина не мужчина, если у него нет машины” и “Добро пожаловать в Блюзвилль, сынок”. Слепой Пёс предстаёт перед нами блюзменом и, вполне вероятно, самым крутым псом во всей Америке несмотря на возраст: всем своим видом Вилли даёт понять, что изменчивый мир уже давно прогнулся под него, и Браун раскачивает этот мир как и когда захочет.

Joe Seneca, Willie Brown, Crossroads (1986)
А вот и второй протагонист фильма.

Стоит также упомянуть, что имя персонажа и его биография имеет определённые совпадения с настоящим музыкантом, погибшем в 1952-ом году. Действие фильма происходит в середине восьмидесятых, но нам никогда не говорят напрямую, тот ли это Вилли Браун, каким-то образом проживший лишние 30 лет, или другой. Этому способствует биография настоящего Брауна – многие музыковеды верят, что в неё, особенно на ранних этапах, затесался ещё один Вилли Браун, если не несколько. И этот факт обыгрывается в самом фильме; буквально в самом начале Слепой Пёс заявляет: “У меня шестеро кузенов по имени Вилли Браун. Бакалейщик на этой улице работает – и его тоже зовут Вилли Браун. Если бы мне давали по никелю за каждого Вилли Брауна, я бы здесь сейчас не сидел.”

Pontiac Firebird Trans Am, Crossroads (1986)
Лакей Дьявола предпочитает передвигаться на не особо роскошных, но при этом и не самых дешёвых автомобилях. На сделку с Джонсоном он приезжал на Oakland’е, а к Брауну приехал на свеженьком (на момент выхода фильма) Pontiac’е, в очередной раз доказывая, что хорошие ребята на мускул-карах не ездят. Trans Am бросается в глаза ещё и потому, что все остальные автомобили фильма отстают от года действия картины на десятилетие минимум.

И было бы неправильно не упомянуть парой слов Джейми Герц, которая играет девчонку по имени Френсис. Я никогда реньше не видел фильмов с мисс Герц, и не знаю кто это, и хоть в Перекрёстке её актёрские таланты явно уступают и Сенеке и Маччио – тем не менее, она не является абсолютным бревном и способна показывать вполне себе правдоподобные эмоции. Её персонаж играет одну из ключевых ролей в сюжете фильма, и наблюдать за ней вполне себе приятно. По крайней мере, во время просмотра я не заметил особо недостатка актёрской игры – скорее уже позже, пересматривая понравившиеся моменты, я обратил на это внимание.

Но в целом все три героя отлично работают между собой: Вилли и Юджин сходятся как отец и сын словно шестерёнки в швейцарских часах, а химия между Маччио и Герц пусть и не очень сильная, но всё равно очень заметная и правдоподобная.

Смотрите еще  Two-Lane Blacktop, поездка по Шоссе 66

Френсис, Джейми Герц, Crossroads 1986
И, наконец, Френсис – третий и последний герой этой киноленты.

Сюжетно фильм вроде как показывает нам становление товарища Мартоуна как блюз-музыканта, но правда в том, что это происходит в несколько необычном плане: Юджин с самого начала киноленты умеет играть, и Слепой Пёс лишь советует ему использовать слайд. На этом обучение, как таковое, заканчивается – Crossroads скорее проповедует то, что в той или иной степени относится почти ко всем музыкальным культурам: ты не играешь настоящий X, пока ты не сделал Y. Вилли прямым текстом говорит, что у главного героя картины не хватает “километража” – иными словами, нельзя играть правильный блюз, пока ты не почувствовал этот самый блюз. “Блюз – это ничто иное, когда хорошего человека охватывает тоска…” – так начинается цитата из фильма, которая, по сути, и знаменует собой окончание обучение главного героя. Насколько соглашаться с такой романтизацией музыки – каждый для себя решает сам.

Steve Vai, Crossroads 1986
Примерно с таким же лицом и я дёргаю эту дурацкую ручку, когда играю в Guitar Hero.

К слову о музыке: Ральф Маччио всё же не музыкант, а потому солидную часть музыки для его персонажа в этом фильме написали Рай Кудер и Стив Вай – последний также появляется на экране в качестве второстепенного антогониста. Понятное дело, что с такими мастодонтами музыки, как Кудер и Вай, саундтрек фильма просто не мог получиться плохим – и, как и все хорошие OST’ы, он выходил на отдельном диске. Рай Кудер как-то упомянул, что проработал над звуком год – и это чувствуется, ибо блюз в фильме получился выше всяких похвал. По приложенной ссылке можно скачать сам саундтрек, а также три трека, которые Стив Вай выпустил позже в отдельном сборнике (которые, судя по всему, просто вырезаны напрямую из фильма). Многие треки присутствуют лишь в исполнении, несколько отличающимся от того, что было в фильме, а парочка так и вовсе отсутствует, но ничего иного найти в принципе невозможно.

Скачать саундтрек из фильма Crossroads (mp3, 94 Mb)

Нажмите для получения ссылки...

В целом, Crossroads оставляет только приятные впечатления. В минусы можно записать лишь то, что фильм получился, пожалуй, слишком реалистичным, и этот серый налёт обыденной повседневности несколько угнетает. Но это – действительно единственный недостаток, который я смог найти, и во всём остальном Перекрёсток получился выше всяких похвал. Каждый фанат блюза просто обязан посмотреть это кино, ибо я не видел ни одной настолько же качающей блюзовой картины. И после просмотра не оставляет ощущение того, что каждый раз, когда один музыкальный стиль сталкивает другой с пика популярности, где-то на краю цивилизации старая и новая легенда сходятся в дуэли под пристальным взором Дьявола.

один из первых кадров  фильма Перекресток, 1986

(Visited 3 592 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.