Кадиллак Рекордс (2008) – Пластиковый экскурс в блюз

Кадиллак Рекордс (Cadillac Records, 2008) – фильм, который вышел, когда я начинал интересоваться блюзом. Он стал моим первым блюзовым пособием: Мадди Уотерс, Литтл Уолтер, Джимми Роджерс, Хаулин Вульф, Вилли Диксон, Чак Берри, Этта Джеймс. Так я с ними познакомился — здесь, в Кадиллак Рекордс от режиссера Дарнелл Мартин. Она же является и автором сценария.

В открывающих титрах, на которых вращающиеся пластинки сменяются автомобилями, задаётся настрой. Ясно — это будет история о музыке с красивым антуражем. Качество и пышность картинки “Кадиллак Рекордс” создают впечатление едва ли не диснеевской невинности. Если у персонажа неидеально выглядит костюм, значит в истории произошла катастрофа. В остальном машины, одежда – будто только из магазина, из-за чего фильм выглядит отчасти пластиковым.

Кино рассказывает историю студии и лейбла Чесс Рекордс, издававшего музыку чернокожих. Музыку, существовавшую задолго до появления этой чикагской студии. Но всплеск интереса к т.н. “расовой” музыке и её эволюция произошли в годы Чесс Рекордс — 1950е-1960е — в годы эволюции блюза в ритм-н-блюз, ритм-н-блюза в рок-н-ролл и соул.

Главные герои — Леонард Чесс и Мадди Уотерс. Они проходят через всю картину как друзья и деловые партнёры. Они создают чикагское звучание. Они получают от него кайф и деньги. Они наблюдают как меняется их творение. Они с материнским беспокойством отпускают его в большой мир.

Чесс (Эдриан Броуди) — продюсер, который знает, что можно продать и как это записать. Который знает, как вселить в своих музыкантов — вчерашних разнорабочих и крестьян — уверенность в успехе. Лейбл — его вторая семья. Уотерс (Джеффри Райт) — выдающийся гитарист, певец и разбитной парень. Он не откажется от женского внимания, при этом он хороший семьянин. Райт хорошо передаёт повадки и мимику своего героя.

Хаулин Вульф (Имон Уолкер) — нагоняющий жуть чёрный великан, только прибывший в Чикаго, чтобы присоединиться к лейблу Чесс. Он говорит мало, но ему трёх слов достаточно, чтобы все его поняли. Мне понравилась работа по подбору актёров, Уолкер — хороший пример. Хаулин Вульф был ростом 191 сантиметр и весил 136 килограммов. Уолкер — человек похожих габаритов — точно передал заданный сценарием характер.

Остальных центральных персонажей исполняют звёзды современной для 2008 года r-n-b и хип-хоп сцены. Я в этом увидел рукопожатие музыкантов из 1950-х и 2000-х. Литтл Уолтер (Коламбус Шорт), Вилли Диксон (Седрик “Развлекатель”), Чак Берри (Мос Деф), Этта Джеймс (Бейонсе Ноулз) — вот кто появляется в фильме, проставляя своим появлением вехи на временной шкале повествования. Вехи популярной музыки.

Смотрите еще  Братья Блюз (1980): культ крутости

Эти персонажи сыграны профессиональными музыкантами, не актёрами. Но как кропотливо они подошли — неконтролируемая агрессия Литтл Уолтера, рассудительность Вилли Диксона, ироничность Чака Берри, взрывоопасность одновременно с хрупкостью Этты Джеймс. Сценарные образы хорошо просматриваются и выглядят продолжением безупречных картинок с гитарами и автомобилями. Они как будто написаны по стереотипам о легендарных музыкантах. Поэтому герои неглубокие.

Например, судя по фильму, Хаулин Вульф запугивает окружающих, смотрит исподлобья и не любит Мадди Уотерса. Но этот одарённый бэнд-лидер, не учившийся в школе, работавший всё детство в поле, певший в церковном хоре, умел вести дела своей группы. Его учил играть на гитаре классик дельта-блюза Чарли Паттон. Выступая в джук-джойнтах дельты Миссиссиппи Вульф накопил невообразимые 4000 долларов и уже с этим капиталом поехал на север, чтобы развивать музыкальную карьеру. Человек, не умевший читать и писать. Человек, который после сорока лет пошёл в школу и наверстал эти навыки. А после выучился на бухгалтера, чтобы профессионально управлять бизнесом.

В таком калейдоскопе звёзд как в “Кадиллак Рекордз” сложно отрисовать образы в подробностях. Но у меня сложилось впечатление, что автор просто поленилась это сделать. Когда я пересматривал картину, уже сам поиграв песни героев, мне было скучновато. Но когда я смотрел впервые, жаждущий знаний, я почувствовал себя прозревшим и при этом не загруженным слишком правдоподобными героями со сложной судьбой.

В фильме существовавший в действительности лейбл Чесс Рекордс от этой самой действительности оторван. Действие разворачивается в пузыре, из которого не видно Сан Рекордс, Атлантик, никого. Ни конкурентов, ни партнёров — того же Хаулина Вульфа Леонарду Чессу рекомендовал Сэм Филлипс. Упоминается другая музыка, но не в том контексте и не в том объёме. Музыканты как будто соперничают только друг с другом. Они создают новую музыку, но совершенно непонятно — если принять за данность только содержание фильма — какая музыка была старой?

Что происходит за окном? Герои поколения Второй мировой войны, которые будто забыли о ней. Фильм содержит натужные сцены расизма, сложного явления, о котором нужно говорить прямо и честно или не говорить вовсе. Изображения расизма зажатые и непоследовательные, и ничего кроме неуважения к жертвам расизма не показывают.

Повествование потеряно во времени. События показаны реальные, но в хаотичном порядке. И это можно было бы считать художественным приёмом, если бы не чёткое определение даты отсчёта истории студии, сообщаемой рассказчиком в начале.

Течение времени слабо отражается на внешности большинства персонажей. У меня сложилось впечатление, как будто период времени истории захватывает не больше месяца. Вселенная кадиллаков и блюза поверхностная, но завершённая.

Режиссёр убедительно показала сцены музицирования. Это было непростой задачей, потому что исполнители главных ролей не владели музыкальными инструментами. Режиссёр справилась с ней, как и с передачей общения с помощью музыки, жестов и взглядов.

Смотрите еще  Плакса: cамый рок-н-ролльный фильм 90х

Не могу представить этот фильм без саундтрека. Работа музыканта и продюсера Стива Джордана, игравшего на ударных с Чаком Берри на легендарном задокументированном концерте Hail! Hail! Rock ‘n’ Roll. В саундтрек включили узнаваемые хиты героев истории. Для записи Джордан собрал группу, в которую помимо прочих вошёл гитарист, начинавший с Хаулином Вульфом и показанный в фильме, Хьюберт Самлин. Группа записала инструментальную часть. Предполагаю, именно так эта музыка могла бы прозвучать, записывай её авторы в наши дни. Музыканты сохранили грув и настроение, несмотря на скромное и верное замечание Джордана “лучше оригиналов не сыграешь, хоть тресни”.

Пели за персонажей актёры, их исполнившие. Они не пытались копировать манеру оригинала. Самобытность исполнения дополнительно склеивает повествование, удерживает во вселенной. Я думаю, что без саундтрека фильм не состоялся бы. Это догадка, а вот факт — саундтрек, выпущенный как самостоятельный альбом, 48 недель продержался на первом месте чарта лучших блюзовых альбомов.

OST Cadillac Records, 2008
CD1
01 Jeffrey Wright – I’m A Man
02 Beyonce – At Last
03 Mos Def – No Particular Place To Go
04 Jeffrey Wright – I’m Your Hoochie Coochie Man
05 Beyonce – Once In A Lifetime
06 Raphael Saadiq – Let’s Take A Walk
07 Solange – 6 O’Clock Blues
08 Mos Def – Nadine
09 Mary Mary – The Sound
10 Little Walter – Last Night
11 Beyonce – I’d Rather Go Blind
12 Columbus Short – My Babe
13 Nas Feat. Olu Dara – Bridging The Gap
CD2
01 Mos Def – Maybellene
02 Buddy Guy – Forty Days & Forty Nights
03 Beyonce – Trust In Me
04 Soul 7 Feat. Kim Wilson – Juke
05 Eamonn Walker – Smokestack Lightnin’
06 Mos Def – Promised Land
07 Beyonce – All I Could Do Is Cry
08 Elvis Presley – My Babe
09 Jeffrey Wright – I Can’t Be Satisfied
10 Mos Def – Come On
11 Jeffrey Wright & Bill Simms Jr. – Country Blues
12 Q-Tip Feat. Al Kapone – Evolution Of A Man
13 Terrence Blanchard – Radio Station

Скачать или слушать онлайн: https://yadi.sk/d/gwf2y7WL4NV1Zw?w=1

Создание кинофильма, основанного на реальных событиях, всегда компромисс. Угодить знатокам или собрать хорошую кассу? С кассой не задалось — в прокате фильм собрал 8 миллионов долларов против 12 потраченных. С учётом последующих продаж на дисках и стриминга он всё-таки окупил себя, собрав в сумме с прокатом 20 миллионов.

Я пользуюсь электричеством, в моих глазах существовавшим всегда, и без которого мне сложно представить жизнь. Я слушаю музыку, в моих ушах также существовавшую всегда. Но были люди, которые провели электричество и тогда оно стало повседневностью. Были люди, которые донесли музыку и она, взорвав мир бомбой наслаждения, стала повседневностью.

К таким достижениям человечества можно относиться по-своему, но о них нужно знать. “Кадиллак Рекордс” — первый шаг к знанию. Современный шоу-бизнес как будто забыл, из чего он вырос. Забыл о независимых лейблах, таких как “Чесс”, создавших индустрию. Появление этого фильма в 2008 году обнадежило, что не всё забыто.

вывеска chess records в зеркале автомобиля Леонарда Чесса
Последний взгляд Лени Чижа на свое детище.
Студия может оказаться позади. Друзья и воспоминания всегда рядом.

(Visited 1 365 times, 1 visits today)

В свободное время пишу сценарии, рассказы и стихи. Увлекаюсь кино, книгами и самогоноварением. Писал песни и играл на контрабасе для The Boredom Breakers https://vk.com/a.v.nokhrin