Апгрейд. Ап… грейд… Фух, погодите секунду, мне надо перевести дыхание. Ну и дикая была поездочка! Современное искусство – так себе, но порой всё же до него добираются правильные ребята с правильными мыслями в голове и прямыми руками при этом, и время от времени на экраны выходит нечто вроде Апгрейда. С чего бы начать?..
Наверное, обрисую общую ситуацию для начала. У нас тут вполне такое бюджетное кино, потому что пять миллионов долларов – это сущие копейки в плане кинематографа. Поэтому фильм длится по старой школе, всего полтора часа, вместо привычных для нашего времени двух и более. Поэтому знаменитых актёров тут нет. Поэтому тут всего два мускул-кара. Но может это и хорошо. Потому что именно такой подход удержал меня от того, чтобы уйти в беспредельный экстаз, и я смог осмысленно посмотреть фильм от начала до конца, благодаря чему способен составить о нём наиболее полное мнение. Продюсировал у нас всё это дело Blumhouse – небезызвестный любитель низкобюджетного и экспериментального хоррора и около того. Эти ребята подарили нам как откровенную посредственность наподобие Синистера и Уиджи, так и настоящий свежак в плане ужастиков в виде фильмов Прочь и Счастливого Дня Смерти. Ну и всё, что между этим. Судная Ночь и The Lords Of Salem Роба Зомби – тоже их рук дело, например. Короче, ребята берутся за всё, что могут, куда только руки дотянутся. В трейлерах потом, само собой, указываются только самые лучшие и бомбезные киноленты.
Трейлер вообще врёт. Он рассчитан на массовую аудиторию, поэтому я скажу вам сразу: неона в данной киноленте крайне мало, синтвейва нет вообще, да и саундтрек ограничивается тремя песнями и посредственным OST-ом. Не спешите слушать OST, к слову, треки в нём названы таким образом, что могут заспойлерить вам фильм. Тем не менее, несмотря на крайний минимализм в плане музыки, треки в нём расставлены крайне грамотно. В конце концов, разве может быть плохим кино, которое начинается вот с этого трека:
Howlin’ Wolf – Smokestack Lightning
Серьёзно, прямо первые кадры показывают пластинку именно с этим треком. Наверное, можно было подобрать что-то менее популярное, но блин… так или иначе, тон задаётся в крайне нужном направлении. И спустя несколько секунд в кадре появляется главный герой – персонаж очень правильный. Технофоб, который не любит компьютеры и современную технику. Мне легко было ассоциировать себя с таким протагонистом: я тоже не особо люблю компьютеры, хотя мне с ними приходится регулярно работать, и я в них разбираюсь, и вообще от них немало пользы. Тем не менее, проблем от них не меньше, и мне они не особо нравятся. А от слова ‘апгрейд’ вообще холодок по коже бегает. Вот он, апгрейд: новые баги, новый дизайн, ни хрена не понятно, снова ко всему привыкать…
Кхм. В общем, наш главный герой – Грей, и он – правильный котяра. Он любит правильную музыку и правильные тачки. И именно поэтому Апгрейд и попал на наш сайт. С ним действительно просто ассоциироваться, наверное, большинству из тех, кто попадёт на эту страницу. Проще, чем с героем того же Драйва, например. Если Райан Гослинг был хладнокровным и нелюдимым, то Логан Маршалл-Грин – самый обычный мужик с самой обычной семьёй, самыми обычными желаниями, самыми обычными идеями и увлечениями. Смотришь на экран и думаешь:
Чёрт возьми, да это же я лет через 10-20, слушаю пластинки в отцовском гараже, попутно пытаясь починить свой древний ГАЗ-24!
Нет, это не про вас? Жаль. Вот я, честное слово, именно так и подумал. Может, поэтому фильм так по мне и ударил.
Как и в Драйве, к слову, мускул-кары здесь играют центральную роль и появляются в самых ключевых моментах фильма. Pontiac Firebird 78-ого отвозит героя на роковую встречу, которая станет началом всей этой истории, а чуть позже Dodge Challenger 70-ого станет той машиной, что повезёт Грея к финалу, заодно став героем неплохой погони. Стоит отметить и то, что с Challenger’ом обращались максимально бережно. Да, быть может, когда автомобиль не мнётся и не разлетается на части это выглядит не так уж и зрелищно, но кинематограф уничтожил уже слишком много стальных красавцев, и их осталось так немного, что погони такого типа, как в Апгрейде, в последнее время мне нравятся пожалуй даже больше, чем битва таксистов с Mustang’ом Джона Уика, например… Да, это было зрелищно, но блин! Они же разнесли вдребезги классический Mustang!
В общем, жизнь старого любителя винтажных машин и музыки на первых минутах фильма круто меняется и заставляет отвлечься от блюза и двигателей V8. К слову, наверное, можно было бы купить ещё пару стареньких треков для такого кино, но да ладно. После завязки нас ждёт ничто иное, как добротный боевик с хорошим сюжетом. Да, больше ничего. Да, боевик крайне добротный. Во-первых, Blumhouse специализируется на хоррорах, а потому плевать они хотели на нежные чувства ваших чад – у нас тут кровища заливает всё при каждом удобном случае. Но не через край, да и сюжету тут уделено немало времени. Даже поднимают нео-философскую проблематику, но невысоко. Слегка. Если вы любите философию – то вам всё это знакомо со времён той истории о чуваке, которому снилось, что он бабочка. Если же вы не особо читаете философские трактаты, то фильм просто предложит вам немного подумать.
Актёры расставлены крайне хорошо. Все на своих местах и соответствуют персонажам. Программист-затворник-миллионер – именно такой, каким я его себе представляю. Стильный, в достатке, но серый и не запоминающийся. Привыкший работать с компьютерами, а не с людьми. Бывшие солдаты, наркоманы и бандиты – соответственно бородаты, зататуированы и так далее. Всё даже несколько стереотипно, но… это работает и работает на отлично. Английская Википедия заявляет, что это боди-хоррор, но… я видел, что такое боди-хоррор. Апгрейд к этому жанру не относится. Да, пистолет в руке, ну и что? Или для вас игры серии Deus Ex теперь боди-хоррор? Или, не знаю, уроки анатомии? Наверное, создатели фильма так уламывали Blumhouse стать их продюсерами. Мол, зацените, у нас тут боди-хоррор… Короче, нет тут никакого хоррора. Его тут меньше, чем неона и музыки.
Но вот в чём трейлер не соврал – так это в том, что в фильме офигительная постановка драк. Вкупе с необычной и крайне здорово исполненной работой камеры, на выходе мы получаем нечто уникальное. По крайней мере, на моей памяти, так как я ничего подобного не помню. Пожалуй, это даже круче, чем проходка а-ля от первого лица из фильма DOOM, настолько хорошо работают эти резкие и плавные наклоны камеры, и, к счастью, они не только в той сцене, что была в трейлере. Да, они равномерно разбросаны по всему фильму ровно так, чтобы не надоедать и впечатлять от начала до конца, и это действительно выглядит круто. Чистая эйфория.
Что ещё можно сказать? Похожие фильмы? Я, Робот с Уиллом Смитом, потому что главный герой – технофоб. Потрошители 2009-ого, потому что все фильмы с проблематикой относительно имплантации железок в тело человека похожи на Потрошителей. Создатели обещают возможный сиквел – жду и надеюсь, но немного боюсь. С одной стороны, история вроде как закончена и неожиданные повороты могут её только испортить. С другой стороны – очень уж интересно с кем ведёт незримую войну хакер без имени и кому он не может позволить победить. Ну и, конечно же, если будет больше мускул-каров и больше рок-н-ролла, то я буду стоять первый в очереди, чёрт меня возьми. В общем, Апгрейд, товарищи, всем советую. 2018-ый год, свежачок, кто бы мог подумать! И если есть возможность – купите его где-нибудь, поддержите создателей деньгами. Всем спасибо за внимание.