Пожалуй лучший фильм Дэмьена Шаззелла это Одержимость (Whiplash, 2013) – кино про начинающего джазового барабанщика, который получает академическое образование в джазовой школе и хочет стать великим музыкантом. Однако драматический накал страстей тут не меньший, чем в психологических триллерах. Главного героя зовут Эндрю Ниман, его играет Майлс Теллер.
Теренс Флетчер (Джей Кей Симмонс) напомнил мне сержанта из Цельнометаллической оболочки Кубрика. Практикует такой же армейский тип насилия, но он человек искусства, он значительно сложнее и эстетичней. Первый раз, когда я смотрел фильм, на той сцене репетиции прямо ощутил, что чувствует главный герой, боялся облажаться вместе с ним.
Вот он ведет себя как злобный тиран, а вот вдруг внезапно переменился, стал добрым папочкой и лучшим другом, его взгляд смягчился, потеплел. После занятия он уже другой. Рассказал историю из своей жизни, расспросил о вашей семье. Он ведет себя так, что не понятно, как к нему относиться. Эндрю начинает его и любить и ненавидеть.
А вот когда сенсей дает ему шанс, выгоняя парня из-за ударной установки, он (Эндрю) не может сдерживать ехидную ухмылку, его распирает такая гордость: ага, вот ты неудачник! Короче, словил парняга звезду. Решил идти по головам, а таких выскочек ох как не любят в коллективе. Ты будешь один, чувак, и в трудный час тебе никто не придет на помощь. Тебе придется рассчитывать только на самого себя. И неизвестно, справишься ли ты. Малыш Эндрю.
С девчонкой Эндрю поступил настолько по-дурацки, как только бывает в жизни. Реально вломил ее, козлина тупая. Я в чем-то узнал себя, а в чем-то кого-то из женского пола, кто поступал так со мной. Так делают люди, которые почти не имеют опыта отношений. Делают глупый и жестокий выбор, продиктованный юношеским максимализмом, помноженным на ощущение собственной значимости и в то же время беспомощности и неспособности принять и оценить поддержку. Показательна сцена за семейным ужином, где Эндрю ведет себя так, будто он избранный, а остальные – грязь из-под ногтей. Парень не понимает, что великим гораздо вероятнее стать, когда с тобой любовь и уважение близких.
В конце фильма во Флетчере мы видим усталого человека, к которому судьба повернулась спиной (не без помощи Эндрю) и он принял свое поражение “да, так бывает”. Который вместо руководителя оркестра в топовом музыкальном колледже тихонько поигрывает по вечерам на рояле в неприметном баре.
Флетчер невзначай грустновато предлагает Эндрю реванш, место в своем новом проекте, по старой дружбе что-ли: “барабанщик там не тянет, может ты попробуешь?” Да, тот конечно соглашается и снова втягивается. Но вот перед началом музыкального действа Флетчер наклоняется к нашему герою и шепчет “думаешь, я не знаю, что это был ты? тупой кретин!” И мы с удовольствием видим, как сползает с лица Нимана глупая доверчивая улыбка.
Забавно читать мнения о фильме, они разделились. Или “Гениально!” или “Режиссер ничего не понимает в джазе”, “херня на постном масле”. Это означает, что такой неоднозначный фильм достоин вашего просмотра.
«Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера».
