V8 – это, безусловно, бесподобный двигатель, но я всегда был в восторге от V16. Потому что V16 в моей голове напрямую ассоциируется с такой маркой автомобилей, как Cadillac. Да, современные реалии покорили этого гиганта: в 70-ых растущие цены на бензин вкупе с набирающими популярность импортируемыми в США люксовыми моделями от Mercedes-Benz и BMW заставили GM усомниться в великолепной парадигме ‘больше – лучше’. Уже в 76-ом начались продажи модели Seville, а в 82-ом свет увидел Cadillac Cimarron – именно эти два автомобиля часто удостаиваются весьма сомнительной чести называться ‘первый маленький Cadillac’, в то время как сама компания продвигала такое словосочетание, как ‘интернациональный размер’. Это было начало конца, и с тех самых пор Cadillac лишь изредка прикасался к собственному былому величию…
GM приобрела Cadillac в 1909-ом году и сразу подписала новый бренд на выпуск больших автомобилей премиум-класса. И именно этим и занимался тот Cadillac, о котором слагали песни и о котором мечтали все, кто любил автомобили. Именно тот Cadillac был первым американским автомобилем, дважды получившим британский трофей Дьюара: в первый раз в 1908-ом за демонстрацию заменяемости компонентов в автомобиле во время теста на надёжность, а после а 1912-ом за использование системы электрического освещения и зажигания в машине массового производства. Именно Cadillac в результате первым изобрёл фары, которые можно было использовать и в снег и в дождь, а затем и систему зажигания фар, с помощью которой водителю не нужно было выходить из кабины автомобиля, чтобы их включить. Получив трофей Дьюара, Cadillac без всякой скромности начал называть себя ‘мировым стандартом’, и именно такому стандарту и соответствовало это имя. Инновация без границ, роскошь без пределов и никакой скромности. Cadillac предложил первый в мире полностью закрытый кузов с крышей и полностью автоматическую систему кондиционирования с печкой. Cadillac был кричаще роскошным: с хромом где только можно, с фигурками на капоте и с плавниками высотой почти с крышу. Cadillac всегда имел самый большой двигатель в городе и жрал бензина больше, чем грузовики, а также занимал два парковочных места и, несмотря на то, что каждый мечтал о нём, на дороге он бесил всех, включая своего владельца. Вот, что означало слово Cadillac.
И, само собой, именно Cadillac, пусть и с минимальным преимуществом, но всё же первым выпустил автомобиль с двигателем V16. Роскошный, идеально сбалансированный двигатель выпускался в двух вариантах: с 30-ого по 37-ой в объёме 452, и с 38-ого по 40-ой в объёме 431, причём второй вариант был гораздо более технологически продвинутым и менее сложным в производстве, чем первый вариант, но никогда не достиг той популярности, что была у 452-ого. А потому о двигателях V16 забыли, так как даже в разы сниженная вибрация не окупала тех затрат и усилий, которые требовались для сборки такого агрегата. Хотя я до сих пор считаю, что у V16 был потенциал обойти V8 по всем параметрам, а потому долгие годы я пытался найти в интернете хотя бы один хот-род с шестнадцатицилиндровым движком.
К сожалению, это оказалось крайне проблематичной задачей. Начать можно с того факта, что всего было выпущено лишь 4076 Cadillac’ов модельного ряда V16, а потому те машины, что докатились до нашего времени, очень вряд ли будут отданы из загребущих лап коллекционеров в не менее загребущие лапы хот-роддэров. И поэтому я с самого начала понял, что подобный хот-род будет родом из 40-ых или 50-ых, в крайнем случае 60-ых годов. Так уж сложилась история, что после войны свалки ломились от количества довоенных автомобилей, которые должны были быть переплавлены на танки и пулемёты, да и те машины, что остались на дорогах, новее не становились. Прибавьте к этому понижение цен на бензин и новые модели железных коней – и получится такая ситуация, когда классические американские V12 и V16, которые нынче стоят баснословных денег, являются никому не нужным хламом, за который тебе ещё и доплатят, если ты его себе заберёшь. Именно поэтому большинство хот-родов с экзотическими американскими двигателями – это машины, которые дошли до нас ещё с того времени.
Автомобиль с V12 от Lincoln’а превратился в рокабилли-хит, так как Чарли Райан мог обращаться хорошо не только с педалями и рулём, но и с микрофоном и гитарой. Хот-род с движком от Duesenberg’а попал в загребущие руки Джея Лено. Один аукцион выставил на продажу машину с V16 под капотом, но то был агрегат от Говарда Мармона! С двигателем от Cadillac’а мне откровенно не везло. Все машины, которые мне попадались на просторах интернета, так или иначе затерялись во времени. Как только я не пытался найти хот-род своей мечты! И, к моему счастью, на днях мне всё же удалось это сделать. Как обычно водится в таких случаях информации о нём ни хрена нет, и именно поэтому я так долго расписывал вам историю Cadillac’а и прочие вещи. Искренне надеюсь, что вам было интересно всё это читать и вы не сильно разочаруетесь из-за недостатка технических подробностей.
Итак, перед нами Dodge 1923-его года выпуска, ещё до покупки компании братьев Додж концерном Chrysler. Тело было укорочено, посажено на раму от Ford’а 32-ого года, и в него был установлен шестнадцатицилиндровый двигатель 452 от Cadillac’а. Как я и подозревал, автомобиль был собран в 1950-ом. Информация несколько расходится, кем именно, но в данный момент он принадлежит семье Блэйков, и именно они отреставрировали его около десяти лет назад. Судя по номерам и фоткам с заправки, время от времени этот Dodge не прочь прокатиться и на своих четверых, что, безусловно, радует.
Блэйки также владеют хот-родом с линейной восьмёркой от Duesenberg’а – это тот красный автомобиль, что стоит рядом с героем нашей статьи. Дэйв Блэйк давал прокатиться на нём Джею Лено, а вот Dodge с V16 почему-то не пригнал. Очень жаль. И хотя я не особо люблю линейные движки, надо признать, что Duesenberg – несколько особый случай.
Обратите внимание на то, что у этого двигателя свечи в центре, а впуск – по бокам. Очень классный агрегат. Интересно, как на такую штуку присобачить супернаддув? Неужели придётся каждый раз его снимать, если вдруг понадобится проверить свечи?..
Но, в общем и целом, я был чрезвычайно счастлив просто наконец увидеть эту тачку. Надеюсь, что вы почувствовали хотя бы часть моего восторга и разделили его со мной.
Найдена история Dodge с двигателем Cadillac V16!
(Обновление 17-ого февраля 2020-ого года)
Занимаясь поиском абсолютно другого автомобиля, никак не связанного ни с маркой Cadillac, ни с двигателями V16, я внезапно наткнулся на книгу под названием Cadillac V-16’s Lost And Found: Tracing The Histories Of The 1930’s Classics. Выход книги датирован 2014-ым годом. Почему поисковик не выдавал мне эту книгу раньше – чёрт его знает, но суть в следующем: помимо прочей интересной для меня информации, в книге была приведена подробнейшая история описанного в данной статье хот-рода и семьи Блэйков, вкупе с парой новых фотографий. Всю эту новую информацию я и выкладываю в данном обновлении – наконец-то данная статья сможет рассказать не только об истории двигателя V16, но и конкретно об этом голубом хот-роде.
Итак, герой данной статьи был построен в 1950-ом девятнадцатилетним парнем по имени Леон Мур, который в свои девятнадцать уже был достаточно известен благодаря своему умению работать с металлом, и его другом Джорджом Пэрри. Это купэ братьев Додж 1923-его года выпуска на раме от 32-ого Ford’а с двигателем V16 1930-ого года. Несколько лет именно Мур и Пэрри ездили на этом автомобиле, пару раз даже заехав на дрэг-стрип в Перривилле. Перривилль был заброшенным армейским аэропортом, который местное правительство объявило местом, где молодые автоманьяки могут собираться и устраивать гонки легально, явно надеясь таким образом уменьшить количество любителей скорости на общественных дорогах.
Никакой информации о результатах, к сожалению, нет, но данная машина объективно представляет собой образец философии оригинального хот-рода: поставь лёгкое тело с которого снято всё, что можно снять, на не менее лёгкую, но крепкую раму, а потом вкрути в него самый мощный двигатель, который сможешь найти, и проверь насколько быстро всё это поедет. Подержанным запчастям и автомобилям отдавали предпочтение, так как запчасти на заказ требуют гораздо больше времени, денег и опыта. Заброшенные и забытые, самые экзотические из когда-либо построенных двигателей ждали своих новых хозяев – людей с идеей и мотивацией, но с ограниченным бюджетом. Само собой, эта машина была не единственным хот-родом с двигателем V16. The Street Rodder’s Handbook пишет, что из 95-ти хот-родов, вписанных в Southern California Timing Association аж 19-ого мая 1940-ого года, у одной машины был V16, а ещё одна могла похвастаться V12. “Они хорошо бегали,” – сообщает автор. – “но эти двигатели были слишком дорогими, а потому не привлекли широкую публику.”
В общем, в середине 50-ых Боб Блэйк и его приятель Кен Доббс выкупили Dodge у Мура и Пэрри. Новые владельцы планировали рельсовый драгстер – машину, по сути состоящую лишь из шасси, двигателя и сидения. К счастью, эти планы не сбылись, и автомобиль так и остался классическим родстером. Урбан Портэри – давний друг Блэйка – до сих пор помнит тот момент, когда Dodge с V16 припарковался у ресторана Bob’s Big Boy на Центральном Авеню Феникса. В начале и до середины 50-ых вышеупомянутое место было популярной точкой среди хот-роддэров, и появление необычного автомобиля вызвало у них неподдельный восторг и немалый интерес. Кен Доббс, будучи студентом Университета штата Аризона, использовал Dodge в качестве повседневного транспорта, наверняка являясь центром внимания множества других студентов. Люди часто спрашивали: “Это Allison?”, вспоминая большой V12 от General Motors, который стоял во многих американских военных самолётах во время Второй Мировой. Более того: в наши дни порой звучит тот же вопрос. Ответ остаётся тем же, что и семьдесят лет назад: “Нет, это V16 от Cadillac’а!”
В своё время у этого автомобиля был радиатор поменьше, с корпусом, но его не хватало для охлаждения шестнадцатицилиндрового двигателя на 7.4 литра. Тогда Мур и Пэрри поставили радиатор от грузовика, который был слишком большой для оригинального корпуса, а построить новый руки так и не дошли. Когда Блэйк и Доббс купили машину, радиатор по-прежнему был без корпуса, и именно в таком виде он остаётся и в наше время. Однажды Блэйки пригнали машину на шоу родстеров в Лос-Анджелесе, на которое их не пустили как раз из-за того, что правила строго запрещали автомобили с открытым радиатором. Блэйки не уехали, а припарковались рядом, вне территории – и Dodge получил больше внимания, чем любая другая машина на шоу.
Кроме того, на момент покупки у хот-рода были заварены двери и багажник. Боб освободил их, а также поменял оригинальные карбюраторы восходящего потока на пару 48-ых Stromberg’ов. Последнее крайне положительно повлияло на производительность автомобиля. Чуть позже Кен Доббс переехал в Калифорнию, и хот-род остался у Боба Блэйка. Несколько десятилетий Боб продолжал следить за машиной, и в какой-то момент принял решение о капитальном ремонте автомобиля. Помимо прочего было принято решение подтянуть двигатель, ради чего он был разобран, после чего, к сожалению, Блэйк-старший умер.
Дэйв Блэйк работал с отцом с того момента, как ему исполнилось пять лет в 1961-ом. Дэйв всегда удивлялся тому, как много всего помнил его отец, и, по словам Блэйка-младшего, Боб большую часть жизни строил и ремонтировал вещи своими руками. После смерти отца в октябре 2004-ого, Дэйв долгое время не мог снова заняться хот-родом: Dodge был слишком большой частью Боба и слишком сильно напоминал о недавней утрате. Но время не только убивает, но и лечит: в конце концов, Блэйк-младший принял произошедшее и снова взялся за старый автомобиль. В июне 2007-ого Dodge снова появился на публике: Дэйв ещё не закончил все запланированные работы, но машина уже находится в превосходном состоянии, гарантированно собирая вокруг себя народ на любом автошоу.
Источники:
https://www.zcar.com/forum/13-car-talk-forum/268075-v16-hot-rod-roaster.html (7-ое июня 2007-ого года) https://leblogusadedom.com/wp/2018/10/car-show-au-bobs-big-boy-burbank/