Гитарная дуэль в фильме Перекресток, кто играл на самом деле, факты, интервью

Гитарная дуэль в фильме Перекрёсток. Кто играл на самом деле?

Фильм Перекрёсток (1986) можно отнести не только к жанру блюз, но и к вестерну, ведь в конце там присутствует одна из самых эпичных сцен в истории музыкальных фильмов – гитарная дуэль. Сценарий Crossroads Джона Фаско (через 30+ лет он напишет The Highwaymen) инспирирован легендой о Роберте Джонсоне. В саундтреке принимали участие Рай Кудер, Арлен Рот, Стив Вай, Терри Эванс, Отис Тейлор, и Сонни Терри (губная гармошка). Изначально дуэль должна была быть блюзовой на гитарах со слайдом, Джека Батлера играл сам Рай Кудер, но эта сцена не сработала.

Рай Кудер

“Когда я прочитал сценарий, он был ужасен. Я не мог серьезно воспринять на веру то, что парень из музыкальной школы Джуллиард станет блюзовым гитаристом и сможет выстоять перед самим Дьяволом, это просто нелепо. Но когда я подумал, ну может быть, если он сначала знал жизнь по книжкам, а потом попробовал все по-настоящему, то это может быть хорошей историей. И блюз и путешествие могут быть фоном для его взросления. И вообще блюзовые фильмы каждый день не снимают.

Арлен Рот, Ральф Маччио, Рай Кудер
Арлен Рот, Ральф Маччио, Рай Кудер

Это музыка окружающего мира, такая региональная музыка, которая соответствует образу жизни людей здесь, тому, что они делают изо дня в день, что едят, и это ее вечное качество, неважно, день сейчас или ночь.

…Когда снималась эта сцена (со Стивом Ваем), все было довольно истерично, это пугало меня, как он трясет своей гитарой и ручкой тремоло, прямо перед твоим лицом. Но это безусловно был яркий момент.”

Стив Вай, гитарная дуэль в фильме Crossroads, Перекресток, 1986
Стив Вай в гитарной дуэли в фильме Crossroads (1986)

саундтрек к фильму Перекресток, Crossroads, 1986, слушать онлайн или скачать mp3
01 Ry Cooder – Crossroads (4:25)
02 Ry Cooder – Down In Mississippi (4:26)
03 Ry Cooder – Cotton Needs Pickin’ (2:59)
04 Ry Cooder – Viola Lee Blues (3:12)
05 Ry Cooder – See You In Hell, Blind Boy (2:11)
06 Ry Cooder – Nitty Gritty Mississippi (2:58)
07 Ry Cooder – He Made A Woman Out Of Me (4:13)
08 Ry Cooder – Feelin’ Bad Blues (4:17)
09 Ry Cooder – Somebody’s Callin’ My Name (1:46)
10 Ry Cooder – Willie Brown Blues (3:46)
11 Ry Cooder – Walkin’ Away Blues (3:38)
12 Steve Vai – Head-Cuttin’ Duel + Eugene’s Trick Bag (3:43)
13 Steve Vai – Eugene’s Trick Bag (1:16)

Скачать или слушать онлайн саундтрек OST Crossroads (Ry Cooder) + Head-cuttin’ Guitar Duel + Eugene’s Trick Bag (Steve Vai) (mp3, 101 Мб)

Нажмите для получения ссылки...

Арлен Рот

В начале 1984 года, режиссёр Уолтер Хилл позвонил гитаристу Арлену Роту (он ранее работал над музыкой к фильму Братья Блюз) и рассказал о новом фильме Перекресток, который он снимал с Ральфом Маччио в главной роли. Они хотели, чтобы Ральф был по-настоящему убедительным гитаристом, поэтому Рай Кудер, музыкальный директор фильма, сказал Уолтеру Хиллу: «Арлен тот самый человек, кто должен был его научить, а также придумать партии, которые он будет изображать на гитаре на протяжении всего фильма.» Далее прямая речь от самого Арлена Рота:

В общем, почти сразу же я начал приходить к Ральфу домой на Лонг-Айленд 4 дня в неделю. И занимался с ним по 2 часа в день! (Его тренер по карате по фильму «Karate Kid 2» приходил после). Так продолжалось около двух месяцев, за это время я научил его электро- и акустическому блюзу, фингерстайлу, слайд-гитаре и даже классической гитаре! Вся его комната была заставлена моими гитарами! Мы с Ральфом очень сблизились, и нам было весело. Какой он был классный ученик! Конечно, ему нужно было лишь научиться «имитировать» игру в фильме. Хотя он был твёрдо намерен играть на гитаре, вскоре он понял, что это слишком сложная задача для него, чтобы выполнить её за столь короткий срок. Мы работали со сценарием, который, конечно же, постоянно менялся по ходу дела, и я хотел убедиться, что у него достаточно гитарного навыка, чтобы я мог создавать композиции для фильма, в которых он будет выглядеть правдоподобно. Это оказалось бесценным, поскольку Уолтер Хилл часто заказывал музыку «из ниоткуда» для определённых сцен, которую мне приходилось сочинять и играть прямо на месте; иногда прямо посреди тишины и покоя полей или болот в дельте Миссисипи!

Ральф Маччио и Арлен Рот, на съемках фильма Перекресток
Ральф Маччио и Арлен Рот на съемках фильма Перекресток

После двух недель первоначальной записи нескольких треков в Лос-Анджелесе вместе с Раем Кудером, Джимом Келтнером и Джимми Дикенсоном я отправился на 6 недель натурных съёмок в Миссисипи… Один из самых потрясающих моментов в моей жизни! Съёмки в такой «реальной» обстановке, как дельта Миссисипи, просто не имеют себе равных, когда речь идёт о придании фильму настоящей достоверности, и это действительно сплотило всех нас. Поистине незабываемый опыт, который навсегда останется с нами. Актёры Джо Мортон, Джо Сенека, Джейми Герц, Ральф, съёмочная группа, другие музыканты, такие как Джук Логан (преподаватель игры на губной гармошке), и я невероятно сблизились и отлично провели время! Было так весело тусоваться в Миссисипи, ходить по старым ломбардам, искать классные гитары (многие из которых я использовал при записи музыки к фильму), кушать барбекю и так далее!

Джо Сенека и Ральф Маччио
Вилли Браун (Джо Сенека) и Юджин Мартон (Ральф Маччио)

Настоящими потрясениями для меня были моменты, когда Уолтер Хилл внезапно вставал и говорил: «Арлен, ты срежиссируй эту сцену; ты знаешь о происходящем гораздо больше меня!!” И конечно же, я садился в режиссёрское кресло, иногда прямо посреди хлопкового поля в Миссисипи, и начинал режиссировать! Господи, когда вся съёмочная группа вдруг переключается и начинает смотреть на тебя как на режиссёра, это то ещё чувство, которое я никогда не забуду! Отличный опыт, и я благодарен Уолтеру Хиллу за эту возможность.

Смотрите еще  The Gun Club - Lucky Jim (1993), лебединая песня Джеффри Ли Пирса

Фильм Перекресток, Эпизод в церкви, был вырезан из фильма при монтаже
Эпизод в церкви (не вошел в фильм)

Однажды вечером в Гринвилле, штат Миссисипи, я решил пойти и посидеть в местном джук-джойнте. Казалось, я был первым белым, кто играл там за долгое время. Ральф хотел присоединиться и был так поражён, увидев, как я запрыгиваю на сцену, что захотел такую же сцену в фильм, что, конечно же, и произошло! Словно РЕАЛЬНЫЙ опыт пребывания в стране дельта-блюза проникал в самую суть фильма, делая его ещё более реалистичным. Группа, с которой я играл, называлась Frank Frost and the Wonders и еще там был Сон Томас, и когда Рай услышал их, он настоял, чтобы мы использовали их в фильме для этих сцен! Мы даже устраивали импровизированные джем-сейшны во время съёмок и играли все вместе часами! Вот это было время! Они фактически воссоздали бар для съёмок в Голливуде. Настолько, что Фрост зашёл и заказал пиво, забыв, что теперь он находится на искусственной съёмочной площадке в Лос-Анджелесе!

Эпизод на кладбище, не вошедший в фильм Перекресток
Эпизод на кладбище, не вошедший в фильм

После многих недель чудесного времени в Миссисипи нам пришлось вернуться в Лос-Анджелес. Мы продолжили снимать на декорациях, построенных так, чтобы сохранить последовательность сцен, которые мы снимали на натуре в Миссисипи. В том числе и концовка со Стивом Ваем, которая была довольно спорной.

На эту роль в гитарной дуэли сначала рассматривались Кит Ричардс, Фрэнк Заппа и Стиви Рэй Воэн, но в конечном итоге, поскольку продюсеры хотели извлечь выгоду из бума «гитарного шреда» середины восьмидесятых, был утвержден Стив Вай, который быстро включился в эту роль, даже написав дополнительную музыку для фильма, включая «Eugene’s Trick Bag», обновленную классическую пьесу в кульминации фильма. (Ред. – Эту композицию на самом деле сыграл именно Вай, и она во многом основана на Caprice №5 Никколо Паганини, что даже было связано с данной историей, поскольку, согласно мифу, подобно Роберту Джонсону, Паганини, также продал душу дьяволу в обмен на свои музыкальные навыки.)

Steve Vai – Eugene’s Trick Bag (Niccolo Paganini – Caprice #5)

Уолтер Хилл, Арлен Рот, Стив Вай на съемках гитарной дуэли
Уолтер Хилл, Арлен Рот, Стив Вай на съемках гитарной дуэли

Поскольку я также был музыкальным консультантом фильма в целом, я был категорически против участия Вая в той сцене. Мы уже записали оригинальную финальную «дуэль», и это была гораздо более «соответствующая сценарию» дуэль на слайд-гитаре между мной и Раем Кудером. Можете представить, как ЭТО звучало круто!!

Ry Cooder & Arlen Roth – Original Slide-Guitar Duel (Crossroads)

Это был фильм о блюзе, а не о хэви-метале, и я был в ярости от того, что продюсеры и режиссёры фильма поддались этой ерунде с хэви-металом середины 80-х про шреддинг и «волосатые» группы. Они говорили мне: «Арлен, но это же 1985 год!», а я отвечал: «Да, и вы осовремениваете фильм, вместо того чтобы сделать его вне времени». Не поймите меня неправильно: мы со Стивом Ваем стали друзьями на всю жизнь благодаря совместной работе над этим фильмом, и нам было так весело, что нас часто выгоняли со съёмочной площадки за то, что мы слишком много хихикали! Я просто хотел, чтобы фильм сохранил ту аутентичность, которая ему так нужна. Уолтер Хилл хотел, чтобы финал был больше похож на «боксёрский поединок», как он выразился, поэтому, думаю, это была блюзовая версия «Малыш карате» с тем же Ральфом Маччио в главной роли!!! Всё это довольно сильно разочаровало Кудера, ведь именно он должен был сниматься в в роли, которую в итоге сыграл Вай. Изначально сцена начиналась с того, как Вай разделывается с Шагги Отисом (гитарист-виртуоз и сын известного лос-анджелесского блюзмена Джонни Отиса), но после многих дней съёмок её вырезали из фильма, потому что посчитали неполиткорректным, чтобы белый парень побеждал чёрного. Эй, а я-то думал, что он дьявол!!! В общем, это было грустно, ведь это бы возродило карьеру Шагги.

Арлен Рот, Ник Нолт, Рай Кудер
Арлен Рот, Ник Нолт (?), Рай Кудер

Тем временем в мире Crossroads начали происходить странные вещи… они так и не подписали мой контракт, хотя я уже пять месяцев работал над проектом. Я писал музыку и играл её, ожидая, что меня укажут в титрах. Меня вышвыривали из студий звукозаписи, когда я должен был быть там, работая над гитарными партиями для Ральфа. Всё стало каким-то странным и таинственным, и казалось, что они пытались что-то от меня скрыть. Когда фильм наконец вышел, я как автор и исполнитель не был там указан, как было обещано, и это было очень обидно. Тем не менее, я получил много опыта, много внимания, и Вай всегда упоминал в своих интервью, что именно я написал гитарные партии для большей части фильма. Билл Канегайзер играл классическую музыку на протяжении всего фильма, и к финальной дуэли мы ВСЕ были вовлечены в эту музыку! Мы с Раем, Стив и Билл – все играли свои гитарные соло! У меня до сих пор хранится гитара из фильма, как и множество других особенных вещей, которые они для меня сделали, например, специальный ремень Crossroads и так далее. Это была потрясающее приключение, и, несмотря на некоторые минусы, как например эта подстава в титрах, это был личный и творческий опыт, который я бы ни на что не променял.

Смотрите еще  Ghost Radio - No Time For Fun (2019), рокабилли-привет из Южного Урала

Стив Вай

Стив Вай вспоминал свое участие в фильме как переломный момент в его карьере, он ранее записал альбом Flex-Able и был известен как восходящая звезда, новый виртуоз. Рай Кудер позвал его в фильм и было совершенно непонятно, как все должно было выглядеть в финале. В сценарии написано, что Джек Батлер проигрывает и его гитара “звучит как грузовой поезд”. И Стив Вай согласился, мол, я знаю как это сделать, наиграю вам испорченных риффов.

Видео эпичной гитарной дуэли из фильма Перекресток:

И Батлер по идее был блюзовым гитаристом, так что он должен был проиграть, потому что Юджин начал примешивать классическую музыку, которую тот не знал. И Вай сам сыграл эту быструю тему, услышав которую, его персонаж проигрывал. И съемки этой финальной сцены гитарной дуэли заняли примерно 12-14 дней по 18 часов ежедневно. Где-то в Бёрбанке была построена эта дьявольская церковь. И Джек Батлер проиграл Юджину Мартону. И это лишь кажется, что это просто – показать свое поражение, плохо сыграв какой-то кусок, который ты на самом деле можешь сыграть от и до хоть во сне, однако если ты стараешься сыграть плохо, то это сразу видно, и это выглядит фальшиво. И самое интересное, что через месяц после окончания съемок Стиву Ваю позвонил режиссер и сказал, что в той сцене не очевидно, что ты проиграл, на что Вай возразил, ведь все сказали, что так и было понятно, однако Хилл был не согласен и они заново сделали эту церковь, опять собрали всех актеров и съемочную группу и пересняли последний эпизод.

А вот как звучала бы гитара Юджина Мартона в руках Ральфа Маччио на гитарной дуэли, если бы она была действительно подключена (автор BradleyHallGuitar):

Юджин побеждает Батлера своим телекастером, однако красная гитара Джексон Суперстрат Вая произвела на тогдашних подростков куда большее впечатление – и он специально вложил в своего персонажа побольше экспрессии.

Вай также оценил огромную работу Арлена Рота над фильмом и всегда в интервью говорил про то, что тот записал много слайд-гитары для фильма, и к сожалению что его вклад не был упомянут.

Стив Вай так прокомментировал работу с Раем Кудером в студии:

“До этого я слышал Рая. Мне нравилась его приземлённость, его сырой звук, вокруг всего, что он делал, всегда было пространство. И него всегда был свой звук. Когда я пришёл к нему в студию, я многому научился. Потому что этот парень просто делает своё дело. Он не говорит: «Ладно, давай сделаем второй дубль». Ты делаешь, и всё. И вот что забавно: у меня, конечно же, был совершенно другой подход. Я весь в электронике, с дисторшном и всем таким. У меня там был мой педал-борд, и я настроил дилэй, ну, вроде, 250 миллисекунд. И Рай такой: «Что это?». Он сел, послушал, и потом он начал отбивать ритм ногой и играть с задержкой, хотя никогда ничего подобного раньше не делал. И я смотрел на него и поражался, насколько это красиво и музыкально, и как он мгновенно научился играть с дилэем и создавать просто великолепную музыку. И когда он так брал и работал, это была фантастика. Да, это было одно из лучших воспоминаний, которые я получил от «Crossroads».”

Стив Вай в фильме Перекресток, гитара Jackson Superstrat

***

Джон Фаско написал этот сценарий в качестве студенческой выпускной работы, в его основе его собственный опыт блюзмена и истории, которые он узнал, путешествуя по дельте Миссиссипи, у “Слепого Пса Фултона”, Вилли Брауна, был реальный прототип, который также играл на губной гармошке. Фаско получил за сценарий премию FOCUS, а потом этот текст купила Columbia Pictures.

Джон Фаско и Ральф Маччио
Джон Фаско и Ральф Маччио

Концовка вообще должна быть такой, что Вилли Браун садится в грейхаунд и там умирает в дороге. Но у Уолтера Хилла незадолго до съемок умер отец и ему было очень тяжело снимать, так что он сделал другую концовку, которую не одобрил сценарист – оригинальный сценарий был больше жизненной драмой, чем метафизической притчей, живописующей вещи более литературно и лирично. Реальная дуэль должна была происходить в заброшенном железнодорожном депо в Кларксдейле, и представлять подпольный блюзовый бой гитаристов. И зрителю предполагалось самому решить, был ли здесь Дьявол или нет.

“Сегодня фильм уже заслужил культовый статус среди музыкантов и многие мне сами об этом сказали. Поэтому, я примирился с этой концовкой фильма, однако где-то глубоко внутри, это все равно меня задевает… И то влияние, которое фильм оказал на новое поколение блюзовых и рок-музыкантов – само по себе является наградой. Ничто не делает меня более счастливым. “

Музыкант, автор песен. Играю на гитаре. Рокабилли, кантри, джаз, блюз, советская эстрада. Люблю английский язык и делать переводы. Люблю фильмы про музыку, Америку и жизненные сериалы.