Album cover of 13 Tracks by 13 Cats made into a thumbnail

13 Cats – 13 Tracks (2002), the only dog in town

Уух, я немного волнуюсь… В синем углу ринга у нас группа 13 Cats. Этот проект – так называемая супергруппа, что значит, что все его участники уже были когда-то в других коллективах и не являются новичками своего дела. О да, 13 Cats – все сплошь ветераны. У микрофона Тим “Polecat” Ворман, который впервые записал пластинку с группой The Polecats аж в 15 лет. Басист и гитарист пришли из мощного и весьма известного коллектива The Rockats Леви Декстера – это Сматти Смит и Дэнни Би Харви соответственно, причём последний успел выступить ещё и в роли клавишника. А на барабанах никто иной, как Слим Джим Фантом из легендарного трио Брайана Сетцера Stray Cats. С такой командой мне однозначно будет крайне непросто тягаться, но я всё же попробую.

Тем не менее, начну в своём стиле с лестной карамельно-сладкой похвалы. Трек Poison Candy представляет собой самый органичный, мелодичный и наиболее правильный пример использования классического кислотного синтезатора в рокабилли-музыке. Синт отлично подчёркивает все остальные инструменты, не перебивает гитару и гармонично меняется с ней местами, временами уходя на второй план и, в общем, Poison Candy однозначно является лучшей песней на альбоме и одной из лучших в принципе. И вообще я выбрал этот альбом на рассмотрение только из-за этого трека в надежде, что как можно больше народу узнает о нём, послушает его и полюбит.

13 Cats themselves
Группа 13 Cats: Tim Polecat, Danny B. Harvey, Slim Jim Phantom и Smutty Smith

Даже так скажу: если объективно, то придираться к музыке в этом альбоме крайне сложно. Несмотря на однозначно не самую классическую работу, все участники 13 Cats доказали, что коллективы, в которых они состояли, прославились далеко не без их непосредственного участия. Тем не менее, я всё же отмечу трек Sex Hex, в котором присутствует крайне странный звук в припеве. Я понятия не имею, какой именно инструмент издаёт подобное, но мне это дело совсем не понравилось. И ещё мне не понравилось упоминание марки Lamborghini. Я считаю, что нельзя упоминать подобные марки в рокабилли треках, за исключением, конечно, определённых контекстов. Например, контекстов сжигания суперкаров дотла… кхм, извините, отвлёкся.

Но, в целом, да, текст. Ведь песня – это не только музыка, но ещё и текст. Во-первых, тематика. Я не ханжа, я слушаю рэп и грязный блюз. Я люблю треки Люсиль Боган, чёрт возьми. Но, всё же, есть какая-то очень незримая грань, за пределами которой трек становится просто… мерзким. Порой достаточно поставить одно слово не туда, куда нужно – и всё, полное отвращение. У той же Люсиль есть песня Shave ‘Em Dry, и я её терпеть не могу.

Во-вторых, уровень… бредовости текста. В джазе и рок-н-ролле предостаточно прекрасных треков, которые не несут никакой смысловой нагрузки, но одно дело заменять слова какими-нибудь абсолютно нулевыми по значению wop-bop-a-loo-bop-a-lop-bom-bom, а другое дело когда ты всё же используешь слова с каким-никаким, но всё же значением. И тут тоже есть черта: если переусердствовать, то в какой-то момент текст превращается просто в бессвязный набор в лучшем случае строк, а в худшем – слов. И я просто не могу слушать такие треки.

Так вот, все композиции альбома 13 Tracks, если не весь жанр сайкобилли в целом, всегда и постоянно рискуют пересечь одну из этих черт и уйти в зону невозврата. Если вы не обращаете внимания на текст, то можете переставать читать, если ещё не перестали, и идти слушать альбом – он вам наверняка очень понравится. Ну а если обращаете, то мы с вами в одной лодке, и, честно говоря, мне было порой очень трудно понять, нравится ли мне тот или иной трек или нет.

Опять же, давайте сразу отметим безусловно хорошие треки. Это уже упомянутый Poison Candy, а также 13 Cats, Leather Straight Jacket, Teddy Boy Kung Fu Weapon и Snap, Crackle And Hiss. Тексты этих треков имеют определённую линию сюжета, которой они придерживаются от начала до конца. Да, в них есть немного вуду и тики, на то оно и сайкобилли, но вписано это дело аккуратно и очень даже стильно. Эталоном подобных песен на мой взгляд является Who Do You Love? от Бо Диддли, и вот пять указанных мною треков – они очень даже диддли. Особенно Teddy Boy Kung Fu Weapon – люблю этот трек. “I’m a nunchuka-chuka, gonna get your attention. My pinball balls gonna teach you a lesson. I’ll drag you down to hell, maybe take you up to haven, gonna get you with a teddy boy kung fu weapon!” – по словам эта песня даже круче, чем Poison Candy.

13 Cats на концерте в Японии
13 Cats на концерте в Японии

Ну а теперь перейдём наконец к тому, что я не люблю. Начнём с откровенной хрени – это Hell Bop и Drag On. Вот эти два трека представляют собой именно бессвязный набор слов, причём в Hell Bop товарищ Тим поёт так, что этот бред ещё надо постараться услышать. И ты стараешься, потому что хочется, и когда наконец слышишь – жутко разочаровываешься. Да, они стараются вытащить стилем, но одним только стилем вытащить нельзя. “Betty Page, devil girl, tumbling duce, lead sled, knuckle-duster, switchblade knife” – серьёзно, это же просто набор слов. Если бы я любил слушать наборы слов, то я бы слушал Оксимирона и прочих современных придурков. Ладно, Drag On чуть-чуть получше откровенного бреда, потому что в нём есть две строки припева, но всё же. Существование этих двух, простите, песен, заставляет меня задать вопрос: почему просто нельзя было записать два инструментала? Два инструментала на рокабилли-альбоме – самое оно. Тем более, когда вся группа – сплошь легенды, которые могут и умеют отлично играть. Отобрали бы у Тима микрофон и дали бы ему гитару – никто бы не обиделся. Даже больше: я знаю людей, которым очень нравится гитара Поулкэта, так какого чёрта он её не использовал?..

Ах, ладно… Дальше у нас идут треки Jungle Man, Robot Girl и Chanting For Cadillacs – в них почти всё нормально, за исключением того, что тема куплетов и тема припева не связаны почти ничем, а потому возникает впечатление, что припев пришёл к нам вообще из другой песни. Я так и не понял, почему мужик из джунглей и рободевчонка считаются “victims of the modern world”, судя по песне живут нормально… Ну да ладно, хрен с ним, но оба этих текста в третьем куплете уносит вообще хрен знает куда, и я абсолютно теряюсь. Нити сюжета в этих композициях однозначно нет. Или есть, но какая-то… Ну, взять например Chanting For Cadillacs. В первом куплете нам говорят: “I need a new God, this one is no good”, и весь куплет гнут именно это линию. Хорошо, приняли информацию. Начинается припев, и, вроде как становится понятно, что новый Бог – это Кадиллак. Но начинается второй куплет и первые две строки гласят: “My God lives in my TV, he thinks everything for me”. ОКей… тогда Кадиллак тут не как машина, а как просто предмет роскоши и понимать это надо, что нас, типа, телевизор нацеливает на заработок денег и всякого… ммм, мнимого богатства? Так, что ли? Ну ладно, пусть так, но третий куплет начинается со слов “All hail to Shirley McLaine, she will take away your pain”! Мать его, да причём здесь Ширли МакЛейн? Вот не упомяни вы её – и ещё куда бы ни шло, но она-то тут каким боком? Это как-то связано с её верой в реинкарнацию? Это связано с тем, что она звезда? С чем это связано? И как это связано с другими куплетами?

Вообще вписывать реальных личностей в неоднозначные контексты – это неправильно. Это выбивает из колеи, потому что ты не понимаешь, какой именно аспект этого человека имеют ввиду. Особенно это неудачно вышло с треком Flesh For Andy Warhol. Его я вообще не понял. Может быть, я не знаю какой-то там истории из его жизни, но, честно говоря, я бы эту песню воспринял гораздо легче и проще, если бы Энди Уорхола заменили на какую-нибудь… более абстрактную личность. Одна лишь фраза Flesh For Andy Warhol сама по себе вызывает у меня недоумение.

И отдельным особняком стоят треки Monkey See, Monkey Do и Dark Side. Они, в принципе, имеют крайне чёткую линию и даже, как ни странно, обладают весьма понятным посылом, а музыка с идеей – это всегда плюс. Но вот исполнение… Зачем было добавлять этот постоянный, абсолютно немелодичный и неэмоциональный чант Monkey See, Monkey Do в одноимённый трек? Dark Side в этом плане получше, но… как-то излишне психоделичный вокал и совсем классический инструментал не сходятся. Притащили бы тот синтезатор, что был на Poison Candy, что ли…

И да, последние два трека. Да, их на самом деле 15. Дело в том, что изначально был альбом под названием 13 Tracks. Он выходил только – вот угадайте где – в Японии. И лишь спустя год альбом перевыпустили в Великобритании, попутно закинув две песни бонусом. По-моему, первый случай, когда Япония получила меньше остальных. В общем, эти два последних трека имеют совершенно другое звучание и совершенно иной текст. Please Give Me Something и Crazy Baby – это две классических романтических рок-н-ролл песни. Их мелодия не настолько экспериментальная, а стихи этих композиций не имеют никаких сайкобилли-вставок. И это, надо сказать, создаёт в альбоме весьма приятный конец.

Blank CD
1. 13 Cats
2. Leather Straight Jacket
3. Poison Candy
4. Jungle Man – Robot Girl
5. Teddy Boy Kung Fu Weapon
6. Drag On
7. Chanting For Cadillacs
8. Sex Hex
9. Flesh For Andy Warhol
10. Monkey See, Monkey Do
11. Dark Side
12. Hell Bop
13. Snap, Crackle And Hiss
14. Please Give Me Something
15. Crazy Baby

13 Cats – 13 Tracks (2002), the only dog in town

5, голосов: 1

(Visited 63 times, 1 visits today)


Люблю ретро-автомобили, хот-роды, байки и вообще кастом-культуру и всё, что с ней связано: тематические фильмы, музыку и т.д. При наличии времени перевожу с английского, играю в видеоигры или разбираюсь в их коде. На выходных изобретаю коктейли, экспериментирую с алкоголем. Можете связаться со мной здесь: vk.com/thegoldenhorn