Два мула для сестры Сары, обзор фильма с Клинтом Иствудом

Два мула для сестры Сары (1970): ковбой и монахиня

Время действия вестерна Два мула для сестры Сары (Two Mules for Sister Sara, 1970), теперь уже ставшего классикой, прекрасно описано Иосифом Бродским в его «Мексиканском дивертисменте» – время, почти совпавшее с Гражданской войной в США. Те самые годы, в которые происходит действие и «долларовой трилогии» Серджио Леоне. Поэтому кажется не случайным, что в образе одинокого ковбоя, авантюриста чистейшей пробы, в погоне за золотом не страшащегося оказаться даже в пучине войны на чужой территории, вновь предстаёт на экране никто иной, как Клинт Иствуд. Правда, к изначальному замыслу этой киноистории не был причастен никто из тех, кто её создавал в реальных пейзажах Мексики ровно 55 лет тому назад.

В 1967-м первый вариант сценария этой ленты создал Бадд Беттикер, долгое время проживший в Мексике и известный своими вестернами класса «Б». Главными героями задуманной истории должны были стать ковбой и монахиня, путешествующие по Мексике на фоне драматических событий французской интервенции 1860-х годов. И сыграть их должны были, немного потускневшие к тому времени, звёзды пятидесятых Роберт Митчум и Дебора Керр. В 1957 году они уже воплотили похожий экстравагантный дуэт в фильме великого Джона Хьюстона «Бог знает, мистер Аллисон», где монашенка и морской пехотинец прятались от японцев на маленьком атолле в годы Второй мировой войны.

Бог знает мистер Алисон 1957, кадр из фильма

То есть Беттикер, не мудрствуя лукаво предлагал, как бы версификацию того сюжета в другом историческом антураже. Он же должен был выступить и постановщиком этой ленты. Но, что-то не срослось на уровне продюсирования фильма и приобретший права на постановку Мартин Рэкин поручил переписать историю известному писателю и сценаристу, включённому во времена маккартизма в «чёрный список Голливуда» Альберту Мальцу. После изгнания из фабрики грёз тот поселился в Мексике и хорошо владел фактурным материалом, но, главное, он совершенно преобразил первоначальную задумку (не будем спойлерить в чём – это будет хорошо видно, тем, кто досмотрит фильм до конца).

Смотрите еще  Pale Rider (1985): Всадник по имени Смерть

В новой сценарной версии роль монашенки страстно желала исполнить легендарная Элизабет Тейлор. Вот она-то и познакомила с сюжетом Клинта Иствуда во время съёмок военно-приключенческого боевика «Там, где гнездятся орлы». Сама голливудская дива не принимала в нём участие, а сопровождала на съёмочной площадке своего великого супруга Ричарда Бартона, в дуэте с которым Иствуд сыграл одну из первых главных ролей в Голливуде, покорив его через леоновские спагетти-вестерны.

Так в фильме появился одинокий ковбой в образе Клинта, а вот его спутницей стала не Клеопатра мирового кино, а чудесная, хоть и неуживчивая на съёмочной площадке, Ширли Маклейн. Так возник этот великолепный экранный дуэт, а режиссёром ленты стал Дон Сигел. Возможно его участие в проекте обеспечил успех предыдущей работы – криминального триллера «Блеф Кугана» с участием того же Иствуда. Наряду с Серджио Леоне для Клинта именно Дон Сигел был тем мастером, у которого брал уроки режиссуры будущий постановщик «Непрощённого» и других вестернов, ставших классикой мирового кино.

Ширли Маклейн в роли сестры Сары
Дон Сигел и Клинт Иствуд

Клинт Иствуд и Ширли Маклейн на съемочной площадке вестерна

Добавим в затянувшуюся преамбулу ещё и то, что композитором ленты, вероятно, также с подачи Клинта Иствуда, стал маэстро Эннио Морриконе, без музыки которого нельзя представить шедевральных вестернов Леоне и многих других киномагов итальянского и мирового экрана.

Клинт Иствуд,  Два мула для сестры Сары
Дон Сигел и Ширли Маклейн

«Два мула для сестры Сары» были совместным кинопроизводством одного из голливудских мейджеров Universal Pictures и одной крупной мексиканской студии, привлекшей к участию не только львиную долю актёрского состава, но и оператора Габриэля Фигероа, снявшего многие картины мексиканского периода творчества гения киносюрреализма Луиса Бунюэля. Впрочем, вторым оператором ленты был также мастодонт Голливуда трижды оскароносный Роберт Сёртис, работавший до этого с Иствудом и Сигелом над постановкой «Блефа Кугана».

Смотрите еще  Парень Из Калифорнии - один из лучших фильмов для ТВ

А что касается рассказа о самом вестерне, то лучше его хотя бы один раз увидеть, чем прочитать о нём горы книг. А посмотрев раз, уверен, захочется это сделать снова. Ведь этот фильм из тех, что гарантировано дарят настроение и прекрасно смотрятся в компании друзей. Впрочем, вероятно, могут найтись и те, кто по какой-то причине не совпадёт с этим неординарным фильмом. Как это, к примеру, произошло с его изначальным сценаристом Баддом Беттикером, после знакомства с лентой спросившим у Сигела, как он мог снять «такой ужасный фильм»? На что режиссёр иронично заметил, что нет более прекрасного чувства — проснуться утром и знать, что на почте у вас есть чек. Но, ревнивый к успеху друга, Беттикер парировал: а ещё лучше, проснувшись утром, иметь возможность посмотреть на себя в зеркало без угрызений совести. Вам решать друзья, кто в этом споре был прав. Но сделайте это опытным путём и включите в свой ближайший просмотровый список «Два мула для сестры Сары». А с вестернами Дона Сигела (снимавшего замечательны фильмы в разных жанрах) мы ещё, уверен, встретимся в этой рубрике.

Клинт Иствуд в фильме Два мула для сестры Сары

(Visited 63 times, 3 visits today)

Историк культуры и киновед, ведущий сообществ КИНОлоция и ПИИТ, лектор-фрилансер