Большинство из нас хотело бы иметь свой любимый бар, где бармен – твой лучший друг на вечер, приготовит тебе «тот самый коктейль», который позволит тебе «почувствовать себя лучше». И чтобы пианист фоном тихонько блюзы наигрывал ещё.. Разве я много прошу?! Хотя, по правде говоря, много. Такие посиделки больше подходят персонажам художественных произведений. Такое интерактивное произведение сегодня на обзоре. С неоном и киберимплантами!
Предыдущая моя статья отсылала на автомобильный раздел нашего журнала, а эта будет отсылать к разделу алкогольному. Потому что готовить коктейли здесь – вторая по важности игровая механика. Первой является диалоговая система, но обо всём по порядку.
Камерный киберпанк или Технонуар
Множество жанров и сеттингов с обретением полярности и коммерциализацией перерождаются, теряя глубину, первоначальный дух и идею. В конечном итоге от первоисточника мало что остаётся, а под его именем понимается что-то уже совсем иное, часто низведённое до стереотипа. При слове «Киберпанк» у вас возникнет множество ассоциаций, с неоновыми мегаполисами, киборгами и синтвейвом. Все эти ассоциации не то что бы неверные. Скорее они более поздние.
Изначально киберпанк – литературный поджанр, где замученные люди пытаются провернуть свои маленькие делишки. Мегаполисы там по-настоящему грязные и гадкие, как реальные окраины современных городов, киборги – несчастные брошенные ветераны-ампутанты с протезами средней паршивости, а музыка – первородный блюз о бесконечной кручине простого человека, которому никакая техника будущего не принесла счастья, как не принесли его нам смартфоны и повсеместный интернет. Всё это куда ближе к стереотипному нуару, и возможно корректнее называть это «технонуар», но я не хочу развязывать войну категорий.
История в Клубе Красных Нитей разворачивается именно в таком литературном киберпанке, похожем на короткие произведения Уильяма Гибсона «Сожжение Хром» и «Джонни Мнемоник» (рассказ, а не его экранизация). Также как и у Гибсона, действие очень камерно, всё глобальное произошло или происходит за кадром истории. А у нас большую часть времени будет наш бар, персонажи, их разговоры и выпивка.
Счастье для всех и каждого!
Сюжет повествует о проекте «Общественное Психическое Благополучие», разработанного корпорацией Supercontinent. Посредством имплантов корпорация желает избавить всё человечество от негативных эмоций. Протагонистам, владельцу бара Доновану и хактивисту Брендайсу, концепция принудительного счастья не очень нравится и они начинают свою борьбу, используя мягкую силу. Сила – это информация. Поэтому Донован будет расспрашивать посетителей бара – в меру высокопоставленных сотрудников корпорации и своих завсегдатаев по совместительству. Отрадно видеть как идеологическое противостояние по разные стороны баррикад делает их почти друзьями по разные стороны барной стойки.
Кроме основного вопроса «Свобода или счастье?» игра поднимает множество вопросов смежных этических и философских категорий. Среди них нет заезженного тропа про осознающих себя ИИ, и борьбы за права угнетённых андроидов. Вообще есть некоторая эволюция сюжета про всемогущий Искусственный Интеллект, превосходящий своего создателя. Теперь речь идёт об Эмоциональном Интеллекте, как искусственном, так и вполне человеческом, поскольку чувства сложнее и важнее знаний. За искусственные эмоции отвечает третий протагонист – эмпатический андроид Акара. Мы привыкли к андроидам слугам, солдатам и бунтарям. Здесь другая история. Акара создана чтобы любить людей и заботится об их счастье не как слуга, и не как властный хозяин, а как врач-исследователь. Её диалоги с Донованом – отдельная жемчужина.
Следи за речью и наливай!
Лучший способ избежать лудонарративного диссонанса – уменьшить количество одного из двух этих компонентов (игры, как таковой и нарратива), поэтому чаще всего нарративные игры не про геймплей. То есть про геймплей специфичный, во многом очень простой и лишённый динамики: вам нужно ходить и говорить. Здесь же и хождения никакого нет, что даже как-то сюжетно обосновано: Донован не может покинуть бар, а коктейли сами себя не приготовят.
Механика приготовления коктейлей представляет из себя замороченную кнопку выбора из двух и более вариантов. Нельзя приготовить плохой коктейль или не приготовить его вовсе, пролив всё на барную стойку. Как бы криво и долго вы не возились, в конечном итоге у вас обязательно получится приготовить уникальный коктейль «достойный бара The Red Strigs Club». Но эффект погружения потрясающий. Коктейли не рвут повествование, а дополняют его. Всё очень тактильно, примерно как в серии «Amnesia». Достичь такого эффекта в 2D пиксель-арте – показатель огромного таланта разработчиков.
Биогончарное дело Акары, напоминающей уже биопанковый арт-хаус, как в «Преступлениях будущего» Кроненберга, и телефонные шалости Брендайса работают похожим образом: вы лично набираете телефонный номер на клавиатуре, и буквально своими руками создаёте новые органы. Всё остальное время в игре вы будете говорить. И как говорить!
Мало того, что диалоги прекрасно написаны и обладают художественной ценностью на уровне лучших литературных представителей подобной фантастики, не говоря об играх. Их система делает текст ещё лучше. Вопрос, который вы задаёте посетителю бара, можно задать один раз. Не получится просто так бесконечно крутить портянку вопросов и ответов, как в том же Disco Elysium. Для этого необходимо будет добавить (своими руками, вспомним механику) пилюлю с амнезиаком в коктейль посетителя. Эти амнезиаки будет выдавать Акара, в награду на её игру правильно ответьте на большую часть вопросов, которые она задаст о каждом из посетителей и таблетка ваша.
У всего один конец
Очень интересна концепция местной вариативности. Структура повествования линейна и наши выборы и расследования меняют не глобальную историю, но нашу реакцию, наше отношение, наши мысли и выводы, как персонажей, так и игрока. Наши действия имеют значение для нас самих. При этом каждая развилка ощущается именно выбором. Нет эффекта, который я заметил в «Море» (Pathalogic 2) – когда некоторые реплики настолько ничего не меняют, что даже не сильно согласованы с ответом. Как будто персонаж пробурчал себе под нос что-то невнятное. Здесь такого нет. Все диалоги ощущаются живыми.
Мы с самого начала знаем чем всё закончится. Узор красных нитей ведёт в одну точку, но это лично твой узор. Такой подход мне кажется куда более сильным, чем пара «хорошая/плохая концовка». Живыми нам из жизни не выбраться, но этот факт не жизнь обесценивает.
Самая цельная игра
Есть мнение, что ограничения дают возможность раскрыть настоящий талант, который будет прорастать, как трава сквозь асфальт, а шедевр можно сделать используя любые материалы и технику. Клуб Красных Нитей вполне может подтверждать этот тезис. Пикcель-арт здесь эталонный: живой и осмысленно подвижный. Он настолько хорош, что невозможно представить эту историю в ином техническом воплощении. Я искренне удивлён, что интернет не заполонён уютными гифками из этой игры, которые так характерны именно для этого стиля. Звуковое оформление также не роняет планку.
Музыка и звуковые эффекты просто изумительны. Звук делает эту игру на 60%, выступая как клей для пиксельных картинок, заставляя их ожить и позволяя поверить в них. Открывающая мелодия, та самая, которую Брендайс играет на пианино в баре, вперемешку с эффектом дождя останется в вашей памяти на долгое время неясным намёком на что-то светлое и печальное. Маленький такой катарсис.
Пожалуй это самая цельная игра из всех, что я видел за долгое время. Нет никаких лишних, кривых и выпирающих элементов, которые бы ломали приостановку неверия. Препарировать её оказалось сложно и как-то кощунственно.
Фанатский фильм по игре
При подготовке этой статьи впервые решил посмотреть видео по этой игре. В поисках информации я наткнулся на другое спрятанное сокровище: российский фанатский фильм, являющийся сиквелом сюжета игры! На моей памяти, это второй случай, потому что по «Papers, Please!» выходила замечательная российская короткометражка с восхитительным Игорем Савочкиным в главной роли, также отметившимся в прекрасном фильме «Казнь» 2021 года. Но по «Вашим документам» хронометраж был всего 10 минут, а тут почти 40! И это явно с меньшим опытом и ресурсами.
Конечно градус «любительскости» значителен, но всё-таки это более чем достойно просмотра. Происходит некоторое переосмысление сеттинга, так как при перенесении этого пиксельного мира на живых людей во вполне узнаваемую обстановку приближает несбыточную мечту об идеальном баре настолько близко к реальности людей, говорящих на русском языке, насколько это возможно. Раз уж вы дочитали до сюда, то вам стоит ознакомиться. Лучше после прохождения, т.к. в фильме присутствуют спойлеры к игре.
Плюсы, минусы, подводные камни
Плюсы:
+ Лучшее погружение в историю за долгое время;
+ Цельное и оригинальное произведение;
+ Личный киберпанк, который ты заслужил.
Минусы:
– Система сохранений в контрольных точках истории не всегда очевидна;
– Если вы не любите много читать – эта игра точно не для вас;
– Многие считают игру короткой.
Подводные камни: попробуйте поиграть, выпив небольшое количество алкоголя, и сравните свои эмоции с игрой на трезвую голову.
Заключение: Красные струны – эталонный hiding gem. Она неизвестна и тем удивительно хороша. Вместо статуса игры тысячелетия, перевернувшей вселенную, тон мемасов и упоминаний в топах, у неё есть кое-что более ценное, эфемерное и неосязаемое. Что именно? Узнайте сами. Бар ещё открыт!
Эта штука висела у меня в списке желаемого несколько лет… после чего я её оттуда выкинул со свистом, так и не поиграв в неё. Причиной этому был отзыв на GOG.com, который до сих пор висит там с пометкой “Наиболее полезный отзыв”, в чём каждый может убедится сам: https://www.gog.com/game/the_red_strings_club
А я переведу из этого отзыва несколько абзацев:
“…игра буквально вбивает тебе в голову, что некоторые персонажи транссексуальны – время от времени в ущерб погружению в атмосферу игры. Например, тот факт, что один из персонажей транс является решением одной из загадок, которая необходима для продолжения сюжета – и подаётся всё это весьма криво…
…И, к тому же, тот же самый транс-персонаж слегка… превозносится? В какой-то момент игры, можно наблюдать, как тот или иной персонаж реагирует на другого. И в то время, как большая часть подобных реакций – это презрение или враждебность – все (и я имею ввиду, буквально все) по какой-то причине любят транс-персонажа. В свете принудительного раскрытия факта транссексуальности персонажа, всё это выглядит чуть более, чем слегка натянуто…”
Разумеется, современная повестка никак не отражает качества игры и геймплэя, но если кто-то буквально физически не переносит всего этого “социального правосудия” или как оно там называется, то, возможно, стоит сэкономить себе время и просто пройти мимо. Лично я так и сделал, потому что обладая сотнями игр в списке на поиграть, я ищу буквально любой предлог хотя бы парочку игр оттуда выкинуть.
К слову о замечательной российской короткометражке по Papers, Please! – от тех же ребят есть чуть менее замечательная, но очень стильная короткометражка по Beholder, на которую очень советую потратить десять минут: https://www.youtube.com/watch?v=MBviyr97Dok
Максимально удивительно , потому что за полтора прохождения не заметил там настолько явной повестки. Более того, я с трудом понимаю о каком персонаже идёт речь!
Возможно имеется ввиду Акара. До парика у неё нет никаких вторичных половых признаков.
Но она изначально не человек и человеческие категории к ней неприменимы. К тому же, насколько я помню, ИИ в киберпанке редко имеет какую-либо выраженную гендерную принадлежность.
“все (и я имею ввиду, буквально все) по какой-то причине любят транс-персонажа. ” – опять таки, если это Акара, то это нормально. Делать людей счастливым основная её задача.
То есть как таковой пропаганды я там не заметил вообще.
Есть вполне себе немаленькая вероятность, что всё зависит от языка, на котором играется игра. Озвучка у игры отсутствует, так что переводчик текста – или даже сами разработчики – вполне могли пойти на хитрость и “локализовать” подачу сюжета.