Арт-хаусный фильм Прямо в Ад Straight To Hell Returns (1987) привлек меня своим необычным актерским составом. Здесь легенда панк-рока Джо Страммер, группа The Pogues в роли мексиканской банды, Джим Джармуш, Элвис Костелло, Грейс Джонс, Деннис Хоппер и даже Кортни Лав. Такой звездностью может похвастаться далеко не каждый фильм. Оставалось выяснить, есть ли в нем что-то еще примечательное кроме участников. Straight To Hell позиционируется как панк-рокабилли ковбойский-гангстерский спагетти-вестерн. Мало где встретишь такой винегрет, даже звучит трэшово.
Главные герои – три незадачливых бандита. Норвуд (Сай Ричардсон) это Форест Уитакер и Сэмюэль Л. Джексон в одном лице. Неспроста Джулс из Криминального Чтива оделся так же как Норвуд. И сцена с убийством в отеле тоже напоминает Pulp Fiction, до которого впрочем еще 8 лет. Вилли (Дик Руд) – с прической рокабилла-гризера, смазливый и вполне себе чистенький. Романтик, страдающий от неразделенной любви и шизоидный психопат. Симмс (Страммер) – панк и серцеед, все девушки ему сразу дают, хотя он еще тот неряха. А вообще он плохой как человек и как друг. Норвуд наиболее крутой и хладнокровный, cool tough guy. У него есть подруга, пухленькая слегка беременная Велма (Кортни Лав), которая везде таскается с ним и его товарищами.
За этих бандитов становится сразу стыдно. За то, что они сразу всё теряют – и вещи и деньги. Впрочем, в деньгах эти ребята не нуждаются, и относятся к ним как к бумаге. Хлипкие чемоданы открываются, купюры разносит ветер и черта с два их кто-то кинется собирать. Эй, зачем же тогда грабить банки, рискуя жизнью? И стыдно за то, что они напиваются чуть ли не до поросячьего визга, да и вообще ведут себя отвратительно. Не стыдно только за их стрелковые способности.
Мексиканская банда McMahons (очевидно отсылка к формальному лидеру Шейну Макговану) это The Pogues в полном составе. В городке вместо алкоголя в почете кофе. Бандюки возят с собой машину для эспрессо и даже в перестрелках делают кофе-брейки.
Сценарий написали Алекс Кокс и Дик Руд. Среди съемочной группы даже был “консультант по сексу и жестокости”, некто Мартин Тейлор. Отдельного реверанса заслуживают костюмы, за них отвечала Пэм Тейт. Персонажей писали под актеров, тут такая околомузыкальная тусовка. Думаю, все 4 недели, пока снимался фильм, все отрывались по полной. The Pogues собирались ехать в тур, однако не нашли на него денег и поэтому все музыканты были свободны. Режиссер Алекс Кокс отказался от съемок Трех Амиго (Three Amigos) по сценарию Стива Мартина и вместо этого снял вот такой арт-хаус Straight To Hell. По сути это дань уважения и оммаж спагетти-вестернам Серджио Леоне. Кокс впоследствии надеялся, что маэстро таки увидел его фильм на одном из фестивальных показов. Фильм снимался в испанской Алмерии – как раз там, где проводились съемки вестерн-хитов Леоне. В этих сюрреалистичных пейзажах Андалусии создавались “Лоуренс Аравийский”; “Хороший, Плохой, Злой”; фильмы про Джанго и другие. Губная гармоника, зазвучавшая в одном из первых эпизодов, отсылает нас к герою Чарльза Бронсона из “Однажды на Диком Западе”.
Местный театр абсурда и безумия чем-то напоминает персонажей Феллини. Сначала фильм вроде бы откровенно скучный, тянется занудно, смотрится с трудом. Лишь симпатичные девчонки, колоритные бандиты и аутентичная атмосфера wild wild west вкупе с хорошей операторской работой не позволяют его выключить. Однако к концу Straight To Hell раскачивается и последние полчаса доставляют истинное удовольствие. И приятное послевкусие. Версия “Прямо в ад” 1987 года называлась Straight To Hell, как и одна из песен Страммера (которой впрочем нет в фильме), а Straight To Hell Returns, Ад Возвращается, это как я понял, режиссерская версия 2010 года, которая длится 91 минуту, что длиннее оригинальной ленты на 5 минут.
Тут не ожидаешь, кто когда схлопочет пулю. Все люди очень жестокие, до гротеска, аж порой смешно. Жизнь человека не стоит ни гроша. “На человека нам пули не жалко!”; “- Ты похож на парня, которого мы вчера повесили! – Я его брат!” В “Аде” нет положительных персонажей, все скорее отрицательные, поэтому когда кого-то убивают, не испытываешь особого сочувствия. Смерть здесь это такой черный юмор.
Элвис Костелло (у него роль батлера) в то время был продюсером The Pogues. Джо Страммер временно был участником The Pogues и гастролировал с ними после записи их самой известной песни Fairytale of New York. Они даже добавили в свой репертуар London Calling и I Fought The Law. Дик Руд снимался в основном в 80х в фильмах Алекса Кокса. Как режиссер снял несколько клипов для RHCP. Дик также был другом Джо Страммера и сделал документалку об его последнем туре Let’s Rock Again. Среди актерского состава Cait O’Riordan, некогда басистка The Pogues, она вышла замуж за Костелло и ушла из группы в 1986, устав от изматывающих безумных туров. Джим Джармуш шикарен “Норвуд! Костюм не испорти!”
Присутствие нескольких красавиц делает фильм весьма сексуальным. Это прежде всего Фабиана (Дженнифер Балгобин), а также Летиция (Сью Кил) и Слим МакМэон (уже упомянутая Кайт О’Риордан). Да и Кортни Лав тогда была довольно симпатичной, без героинового шика.
Отдельной строки заслуживает саундтрек.
Нажмите для получения ссылки...
Здесь группа Pray For Rain из Сан Франциско, Joe Strummer и The Pogues. Те же участники ранее были привлечены к работе над музыкой для предыдущего фильма Алекса Кокса “Сид и Нэнси” (1986). Rake At The Gates Of Hell в финальных титрах страсть как хороша.
The Pogues – Rake At The Gates Of Hell
Симмс: Пистолет это всего лишь инструмент, не лучше и не хуже, чем человек, который его использует.
Летиция: Точно как обувь.
Симмс: Да, а ты смотрела Чемпионат Мира?
Летиция: Этот пиджак, который ты носишь, у него дыра в рукаве. Ты когда-нибудь меняешь свою одежду?
Симмс: Пустыня прекрасна ночью. Она прекрасная, но одинокая.
Летиция: Я люблю черный кофе в воскресенье утром. Черный и крепкий.
Симмс: Некоторые люди не верят в Бога.
Летиция: Элвис – Король.