Cthulhu Saves Christmas, Ктулху Спасает Рождество, обзор и рецензия на игру

Cthulhu Saves Christmas: Новый Год за вуалью реальности

Не поверите, но я не думал, что буду писать обзор этой игры. Но почему-то всем очень хочется новогодней или рождественской статьи, в то время как лично я к этому празднику отношусь примерно так, как описал Чехов в “Ночи На Кладбище”. Так что эта игра – своего рода компромисс: одна из немногих связанных с Рождеством вещей, которая доставляет мне удовольствие, и которую при этом можно пропихнуть на наш уютный сайт. Ибо в разделе рецензий на видеоигры у нас творится абсолютный хаос, так что от привнесения сюда доли неописуемого безумия и прочего Лавкрафта хуже не станет.

Cthulhu Saves Christmas, скриншот игры, надписи на надгробиях кладбища
Кладбище, к слову, мы тоже посещаем. Ктулху обожает читать надписи на надгробиях, и одно из них гласит: “Автор. Всем плевать, что ты там думаешь”. Никаких конкретных имён не указано, так что это явно обобщённый стёб над фанфиками, фанатским сообществом, а заодно над самой игрой и, например, над такими случаями, как продажа Диснеем Лило И Стича японцам или покупка Диснеем же Звёздных Войн у Лукаса… Короче, тут у нас в целом всего одной строкой прекрасно описано, как часто произведение уносит в чёрт знает какие немыслимые дали от оригинальной затеи.

Особенности национального безумия

Начнём с очевидного: как может стать понятно из названия, на самом деле никакого лавкрафтовского ужаса тут не будет. Но это вовсе не значит, что создатели незнакомы с материалом. Напротив – знакомы, и очень даже хорошо. И поэтому они прекрасно понимают, что вся суть слова “невообразимый” как раз в том, что его нельзя вообразить, а следовательно всякая попытка сделать из книг Лавкрафта фильм, игру, комикс, серию натюрмортов – нужное подчеркнуть – обречена на провал в неисчислимом количестве раз из десяти. Надо быть крайне талантливым человеком, чтобы вообразить невообразимое. К сожалению или к счастью, но таких людей единицы, а потому слово “лавкрафтовский” в описании обычно читается не “я сделал нечто великое”, а “у меня нет таланта и я хочу присосаться к легенде”.

Cthulhu Saves Christmas, скриншот игры, Не буди спящего Ктулху
Не буди спящего Ктулху!

В общем, товарищи из Zeboyd Digital Entertainment и не пытаются сделать ничего лавкрафтовского. При этом нельзя сказать, что у них нет таланта – просто они прекрасно понимают: их талант лежит в направлении трэша и комедии, так что именно к этим двум конечным точкам всё и стремится. В первой же заставке Ктулху оперативно лишают всех его сил, в результате чего остаётся лишь Ктулху образца демотиваторов двухтысячных годов, который может лишь зохавывать моск, да и то через раз. Больше всего по поводу происходящего – что весьма уместно – негодует сам Ктулху, ибо какого фхтагна непредставляемый ужас вдруг взяли и представили в таком непотребном виде? И да, в той же первой заставке с лёгкой руки ломается четвёртая стена, а Ктулху начинает спорить непосредственно с закадровым рассказчиком. Что, в общем, настраивает на нужный лад.

В процессе игры наш древний зелёный товарищ украшает ёлочки непроизносимыми ужасами и неевклидовыми пространствами, поёт колядки на языке Р’льеха, посещает Общество Анонимных Культистов, спасает инопланетных котов из зоомагазинов – и вообще на экране происходит полное пх’нглуи нафх. Стоит отметить, что при всём при этом “Ктулху Спасает Рождество” ощутимо наполнена такой любовью к оригинальным произведениям Говарда Л., которую даже самые серьёзные последователи Лавкрафта далеко не всегда способны передать. Студия имени Роберта Бойда действительно умеет и могёт.

Вся правда о вгах’нагл

Как говорится, всё лучшее познаётся в сравнении, а потому пришло время отметить, что “Ктулху Спасает Рождество” – это вторая игра серии. По факту, данное произведение является приквелом к видеоигре “Ктулху Спасает Мир”. Насколько важно играть в первую игру? Ну, в принципе… не очень важно. Конечно, некоторые шутки были написаны с оглядкой на первую игру, но они вполне себе сработают – хоть и несколько иначе – даже если вы сначала спасёте Рождество, а потом уже мир. Даже то, что вы не будете знать персонажей из первой игры, может обернуться лишь плюсом. Я, конечно, не могу подтвердить эти слова наверняка, так как я всё же играл в эти игры в том порядке, в котором они выходили, и этого уже не изменить. Но судя по тому, как именно написаны тексты в “Ктулху Спасает Рождество” – да, лично мне кажется, что всё сходится вполне неплохо, если пройти сначала приквел, а потом уже оригинал.

Cthulhu Saves Christmas, Ктулху Спасает Рождество, скриншот из игры
“Я устал придумывать дурацкие объяснения тому, что ты получаешь всякую новую фигню при каждом удобном случае. Так что просто наслаждайся экипировкой, и закончим на этом, ладно?” – рассказчик время от времени показывает, что он и впрямь заслуживает критики.

Лишь одно стоит отметить сразу: в полной мере “Ктулху Спасает Рождество” всё же ощущается лишь в комплекте с первой игрой. В каком именно порядке их проходить, быть может, и не важно, но пройти всё же стоит обе, иначе многое останется непонятым. Но не волнуйтесь: обе эти игры чрезвычайно короткие. Настолько короткие, что я даже прошёл каждую из них дважды, а это – та ещё редкость, так как я всегда относился к играм, как к книгам. Если и перечитывать – то только самые лучшие, и только спустя лет пять-десять, а то и больше. Но у дилогии о Ктулху есть способы преподнести повторное прохождение как нечто, способное доставить удовольствие.

Во-первых стоит сказать, что обе игры – ну, они просто очень хороши собой, и в них действительно хочется поиграть ещё даже такому привередливому и брюзгливому геймеру, как я. А во-вторых, разработчики всё же потрудились привнести в повторное прохождение определённые изменения – и я имею ввиду именно солидные такие изменения, а не просто дополнительный босс в самом конце или ещё что-нибудь такое ленивое, вкинутое, мол, “нате вам и отвалите”. В частности, “Ктулху Спасает Мир” предлагает для повторного прохождения на выбор сразу несколько режимов, самый интересный из которых называется… ах… Ангелы Ктулху. Этот режим весьма радикально меняет историю, дарит нам новых персонажей, новых боссов, новую музыку и вообще много чего. До самостоятельной игры всё же не дотягивает, но для повторного прохождения – самое оно. Так что очень его советую.

Смотрите еще  Cloudpunk: бегущая в облаках

Вторая же игра предлагает Новую Игру Плюс. Но не спешите с выводами: на самом деле в Новой Игре Плюс… Ааах, спойлеры, спойлеры! Короче, это не Новая Игра Плюс. Разработчики нагло врут и мерзко хихикают, сама игра тоже ничем не выдаёт себя, да и я сам в результате был очень близок к тому, чтобы так никогда и не узнать об истинном положении вещей. Повторюсь: мне дико не по нраву повторные прохождения. Но “Ктулху Спасает Рождество” – это такая короткая и такая хорошая игра, что я всё же кликнул на эту самую Новую Игру Плюс. Наверное, мне стоило как-то догадаться, что в данной видеоигре даже повторное прохождение – это не то, чем оно кажется, ведь на протяжении всей истории Zeboyd только и занимались, что высмеивали всё подряд, включая все возможные стереотипы и самих себя впридачу… Однако я не догадался. Но и мимо всё-таки не прошёл, так что теперь могу однозначно сказать: если будете играть в “Ктулху Спасает Рождество” – не игнорируйте Новую Игру Плюс. Её тоже надо пройти. Да и вам самим наверняка захочется, если уж даже мне захотелось.

Cthulhu Saves Christmas, персонажи игры, Ктулху, Снегурочка, Баба Яга, Белсникель
Ктулху ня пх’нглуи кавайи фхтагн.

Немыслимый заголовок жирным шрифтом

Как уже было сказано, обе игры чрезвычайно короткие. Если говорить конкретнее, то “Ктулху Спасает Мир” можно растянуть на два-три вечера, в то время как “Ктулху Спасает Рождество” проходится так и вовсе за вечер. С Новой Игрой Плюс – за два вечера. И если проходить обе игры, то в сумме для среднестатического игрока это будет развлечением максимум на неделю с небольшим. Или даже меньше, если играть не только вечерами, а посвятить досугу несколько праздничных новогодних дней. Сам процесс прохождения чрезвычайно лёгкий несмотря на то, что по механике перед нами ничто иное, как JRPG. И если в первой игре ещё можно найти пару секретов, побродить по карте, погриндить мобов и на всякий случай заглянуть несколько раз в прохождение, то вот в рождественском приквеле всё просто неописуемо линейно и количество сражений на уровень строго ограничено.

Пропустить что-либо во второй игре тоже весьма сложно – ну, кроме вышеупомянутой Новой Игры Плюс, конечно же… В общем и целом, всё весьма сбалансировано и ненапряжно – по крайней мере, на средних сложностях. Для совсем уж казуальных игроков есть сложности пониже средних, для любителей JRPG-жести и гринда – сложности повыше. Не скажу, что перепробовал их все, однако с виду всё на месте и никто не должен уйти обиженным. Рождественская игра так и вовсе позволяет менять сложность в процессе прохождения, и можно вполне начать на максимальной сложности, а потом уйти пониже, если вдруг окажется слишком тяжело. Лично мне наоборот в какой-то момент показалось слишком просто, и я задрал всё на максимум.

Cthulhu Saves Christmas, Санта Клаус возвращает Ктулху силы древних, скриншот видеоигры, пиксель арт
Санта Клаус возвращает Ктулху силы древних. Роберт Бойд, пиксели, экран, 2019-ый год.

Думаю, к этому моменту мой дорогой товарищ-читатель наверняка уже понял, что “Ктулху Спасает Рождество” в несколько раз меньше первой игры. Да, тут нет открытой карты, сама игра в несколько раз короче и так далее, но всё это компенсируется невероятной красотой рождественского издания. Если “Ктулху Спасает Мир” была крайне минималистичной, напоминая собой JRPG на Сегу из 90-ых, а местами так и вовсе аляповатой, то вот в “Ктулху Спасает Рождество” почти всё сделано с еловой иголочки. Портреты персонажей – восхитительны. Задники – чмок тебя в тентакли. Музыка – почти стопроцентное попадание. Атмосфера – сплошь новогоднее безумие и рождественский Лавкрафт. Короче, красота да и только. И если с первой игрой после двух прохождений расставаться довольно просто, то вот после двойного прохождения приквела становится даже как-то грустно: уж очень быстро заканчивается всё это великолепие, и хочется ещё. Не покидает мысль: ну неужели это и вправду всё? Может, есть Новая Игра Плюс-Плюс? Но нет, падает занавес, зрители расходятся… Наверное, как минимум с этой точки зрения лучше пройти сначала Ктулху Спасает Рождество, а уже потом Ктулху Спасает Мир – быть может, так будет чуть менее печально расставаться с полюбившимися персонажами.

Слушать онлайн или скачать OST Cthulhu Saves Christmas (mp3, 130 Мб)

Нажмите для получения ссылки...

Рождество пожирает мир

К слову о персонажах. Нашими сопартийцами являются – внезапно – такие знакомые всем девчата, как Снегурочка и Баба-Яга. Причём Баба-Яга напрямую попадает под определение слова “девчата”, так как в данном произведении она является вполне себе молодой девочкой-волшебницей. И фанатеет от куриц, одна из которых, судя по всему, гнездится прямо у неё на голове. Впрочем, Яга также каким-то образом прекрасно осведомлена о том, кем ей предстоит стать в народном сознании, что, само собой, является лишь очередным источником для интересных и забавных диалогов с Ктулху. Нет, серьёзно, тут Баба-Яга и Ктулху творят неописуемое добро на одном экране – чего вам вообще ещё надо?

Смотрите еще  Void Bastards: несчастные подонки из открытого космоса

Баба Яга и избушка на курьих ножках, скриншот из игры Cthulhu Saves Christmas
Хотели когда-нибудь узнать, как именно появились курьи ножки у той самой избушки? Только в Ктулху Спасает Рождество: секретные материалы славянского фольклора. То, что скрывали волхвы.

Завершает список сопартийцев Белсникель – уже из немецкого фольклора. И это только наши герои. В список боссов входят Йольские Парни и Йольский Кот из исландских рождественских историй, Серая Лошадь с Уэльса, Крампус (ибо куда уж без него) и многие другие. С миру по нитке, в общем – и, готов поспорить, о многих из этих персонажей вы услышите впервые. Замечательная возможность узнать о них чуть больше при помощи вашей любимой поисковой системы, и не только поиграть в интересную видеоигру, но и расширить свой кругозор, узнав чуть больше о рождественских традициях разных народов мира! Жаль только, что в игре не появился фирменный персонаж студии Zeboyd по имени Молли – студентка, комсомолка и просто красавица, чей параметр везения стремится к настолько непостижимым значениям, что её одновременно разодрали на части вампир, зомби и оборотень. Данный несчастный случай превратил Молли в легендарное существо – вампизомборотня… Нет, у того, кто всё это придумал – реально талант. Но да, Молли-Вампизомборотень появляется только в первой игре про Ктулху.

Абсолютная невероятность перевода

А теперь о грустном. На GOG в списке поддерживаемых игрой языков указан один и только один: р’льехский английский. Есть ли для игры фанатский перевод на русский – мне неведомо. Но даже если таковой имеется, то я, честно говоря, сильно сомневаюсь в его качестве. Просто в “Ктулху Спасает Рождество” присутствует немалое количество всякой забавной чуши, перевести которую качественно довольно сложно. Чего стоит только вступительное стихотворение, пародирующее знаменитый Визит Святого Николая товарища Клемента Мура. Или, например, пародия на популярные для аниме-игр “отношения” – relationship – которые в данной игре превратились в R’lyehtionship. Ну, ладно, пока я писал статью, я всё же придумал, как можно перевести последнее слово. Внимание… ТоваР’льехщество! Неплохо, да? Но вот вступительный стишок… Да, я хотел прилепить скриншотами всю вступительную заставку, чтобы вы сходу поняли уровень трэша и угара, высыпающийся на игрока немыслимой снежной бурей с самых первых кадров. Но посмотрев на стих… я решил, что вы всё же обойдётесь одним скриншотом с Ктулху, спящим в уютной кроватке. Так что да, с переводом, скорее всего, труба.

атака Баба-Яги, Mortar Combat, обзор игры Ктулху Спасает Рождество
Вот вам ещё пример абсолютно непереводимого юмора: одна из атак Бабы-Яги называется не иначе, как Mortar Combat.

Если хотите проверить, насколько игра подходит под ваши знания языка – можете потыкать в видео, демонстрирующее все R’lyehtionship-диалоги и посмотреть, насколько это смешно и читаемо. Осторожно, спойлеры. Особенно ближе к концу видео.

Нечеловеческий код

И, если вы читали мою предыдущую статью, то, возможно, вы захотите спросить меня о технической начинке игры. И да, я в ней немного покопался, так как в какой-то момент мне показалось, что я пропустил сундук. Уже не помню, действительно ли я его пропустил или нет, но суть в том, что я заглянул в сохранения. Их можно редактировать в блокноте, однако они представляют из себя весьма низкоуровневую штуку: голый набор переменных вида 2XP0, 2XP1, 1Battle617, 3Chest18, 3Equip96, 0Day, 1Day и так далее, плюс значения переменных в численном виде. Если делать бэкап сэйва, заходить в игру, открывать сундук, а затем тут же сохраняться, выходить из игры и сравнивать файл до открытия сундука и после – то можно понять, какие переменные отвечают за какие сундуки, и какие значения отвечают за определённые состояния, но… честное слово, мне не кажется, что это нужно делать. Если на West Of Dead действительно можно просто попрактиковаться читать и изменять какой-то плюс-минус базовый код, то система, представленная в данной рождественской видеоигре, уж слишком специфична и вряд ли принесёт вам какие-то полезные умения. Да и – повторюсь – “Ктулху Спасает Рождество” является весьма небольшой и при этом крайне линейной штукой, так что вряд ли вы в ней запутаетесь. Но если вам вдруг тоже покажется, что вы пропустили какой-то сундук или ещё чего – что ж… Сохранения лежат по адресу C:\Users\Имя_Пользователя\AppData\LocalLow\Zeboyd\Cthulhu Saves Christmas – блокнот вам в руки и удачи. Во всех остальных отношениях “Ктулху Спасает Рождество” является игрой на Unity, так что тут набор программ стандартный. Если интересно узнать больше – пишите в комментариях или куда-нибудь мне лично. Я вам с удовольствием расскажу, как закапываться с головой в игры на Unity и какими лопатами пользоваться, но в рамках данной статьи информации, пожалуй, достаточно.

Вполне вообразимый вывод

Подводя итоги, думаю, что статья не скрывает моего восторга. Да, лично мне игра очень понравилась, и её главным недостатком я считаю тот факт, что она слишком уж короткая даже с учётом повторного прохождения. Конечно, я могу придраться и найти какие-то мелкие недостатки… Например, портреты персонажей – это всё же аниме, что, конечно, не очень рок-н-ролл. Или вот – до сих пор не могу понять – почему при достижении максимального ТоваР’льехщества вдруг начинает играть настолько тревожная и угрожающая музыка, которая как будто бы абсолютно не к месту… Но на фоне общего великолепия данной игры вся эта моя критика – сущая мелочь. Да и всем известно, что если очень захотеть, то можно придраться к чему угодно. Но нужно ли? Да и вообще, сколько вы сможете назвать конкретно рождественских игр? Да, есть отдельные рождественские уровни и моды на новогоднюю тему – но так, чтобы целая рождественская игра? То-то и оно. Ктулху уже победил. Так что вы можете продолжать прятаться за приятной вуалью реальности, но за её пределами правда – и правда в том, что Рождество в опасности, и оно ждёт героя, который отправится в Р’льех и разбудит древнего Ктулху.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.