Я думаю, все слышали о фильмах, снятых по книгам или основанных на исторических событиях, ну либо, не знаю, на народном фольклоре. А кто-нибудь видел хоть раз фильмы, снятые по песням? Честно говоря, я так сходу ни одного примера, кроме Конвоя, вспомнить и не могу. Уж как-то так вышло, что во второй половине 70-ых в Америке все внезапно стали фанатеть по радио гражданского диапазона в целом и по дальнобойщикам в частности, и именно в то время, аккурат в 75-ом году, некто C. W. McCall записал кантри-трек Convoy, который занял первое место во многих чартах, причём не только в США.
Я так и не мог найти информацию о том, кому именно пришла в голову такая идея, но кто-то решил снять снять целый фильм с сюжетом, основанным на паре куплетов популярной на то время песни.
Что ещё более удивительно: режиссёром фильма внезапно стал никто иной, как Сэм Пекинпа. Товарищ Пекинпа был весьма известен своими баталиями с продюсерами и остальной командой: считается, что Принесите Мне Голову Альфредо Гарсия – единственный фильм, над которым Сэм имел полный контроль. Все остальные съёмки его кинолент никогда не проходили так, как задумывал Пекинпа: вмешивались студии, капризничали актёры, какие-то моменты приходилось переснимать – в общем, результат никогда полностью не соответствовал видению режиссёра.
C. W. McCall – Convoy
Помимо непростых отношений с командой, Пекинпа также был известен своим пристрастием к алкоголю, к которому на момент съёмок Конвоя добавился ещё и кокаин. Но если, как считают очевидцы, алкоголь чуть ли не приумножал уникальный взгляд Пекинпы, то кокаин однозначно убивал его. Кроме всего этого, ещё одной уникальной чертой Сэма было его желание изображать на экране насилие и жестокость неприкрытыми и в полной мере, за счёт чего Пекинпа получил кличку Кровавый Сэм. Однако под конец своей жизни Пекинпа стал жалеть о том, что он ставил в свои фильмы такое количество брутальности. Проблема была в том, что Сэм хотел таким образом шокировать зрителя, а не развлекать его. В интервью 76-ого года Пекинпа в частности объяснил, что раньше верил в греческую теорию, согласно которой человек, увидевший подобную жестокость, должен испытать страх и жалость, через которые он очистится и отторгнет, возненавидит подобное поведение. В том же интервью Сэм открыто заявляет, что был не прав и ошибался.
Конвой вышел спустя два года после этого интервью, и это уже вполне объясняет тот факт, что несмотря на наличие крови на экране никакой особо запредельной жестокости в фильме нет. Но есть и ещё несколько немаловажных нюансов, сопряжённых с весьма трудным процессом создания фильма. Началось всё ещё с того, что Пекинпе совсем не понравился сценарий, написанный неким Нортоном, и режиссёр всячески старался вдохновить актёров на переписывание диалогов и импровизацию. Что, по словам участников, не особо получилось, а то и вовсе лишь запутало дело, но по большей части на съёмках вообще царила апатия. Тогда Сэм Пекинпа решил сам отойти от сценария и добавил в каст пару чернокожих актёров. Честно говоря, в результате они запоминаются чуть ли не больше всего, но об этом чуть позже.
Здоровье Пекинпы на момент съёмок Конвоя уже оставляло желать лучшего, а потому немало времени он проводил не на площадке, а в своём трейлере. Солидное количество плёнки в результате было отснято вовсе не Сэмом, а его другом Джеймсом Кобёрном, который был режиссёром второй съёмочной группы Конвоя. Но самая главная из всех проблем случилась уже почти под конец создания фильма: Пекинпа собрал и нарезал черновую версию киноленты вместе с Гартом Кравеном – монтажёром, с которым Сэм работал уже долгое время. Тот вариант Конвоя длился 220 (!) минут, и когда студия и продюсеры увидели этот пробник, то они… попросту уволили Кравена вместе с Пекинпой, после чего создали свою версию фильма, главной задачей которой было паразитировать на фанатах недавно вышедшего Smokey And The Bandit (1977).
Стоит ли говорить, что фанаты Сэма Пекинпы и его работ далеко не в восторге от Конвоя. Сам товарищ Пекинпа был категорически против того, что студия решила закончить производство киноленты без его участия, и наотрез отказался смотреть тот фильм, что получился в результате. Все, кому довелось увидеть режиссёрскую версию, утверждают, что она намного лучше продюсерской и гораздо более “пекинпная”, с большим количеством фирменных режиссёрских приёмов от Кровавого Сэма. Некто Гарнер Симмонс так и вовсе заявил, что студиийная версия Конвоя “все внутренности из фильма вырезала”. С другой стороны, есть немалое количество людей, которые утверждали – да и до сих пор продолжают утверждать – что Конвой есть лучший фильм про дальнобойщиков, когда-либо существовавший в этом мире. К тому же нельзя не упомянуть тот факт, что из всей фильмографии Пекинпы, Конвой – самый коммерчески успешный фильм, а его тематика такова, что его даже прокатили в кинотеатрах СССР с официальным дубляжом.
И я, пожалуй, отнесу себя к той группе, которой фильм понравился. Сделаю сразу пару оговорок: Конвой – первый фильм Сэма Пекинпы, который я посмотрел, и при этом на момент просмотра я не видел ни одной киноленты из фильмографии этого режиссёра. Но при этом я смотрел фильм Смоки И Бандит, который мне очень даже понравился. Также стоит отметить, что я смотрел Конвой с тем самым советским дубляжом (но со вставками из войсовера на некоторые моменты, так как в советский прокат фильм выходил вроде как всё же порезанным, если мне не изменяет память). Это весьма важный нюанс, так как в обзорах этого фильма на английском языке порой отмечают, что актёры озвучили свои роли… ну, не то, чтобы плохо, но словно не понимая, что именно они хотят сыграть. В свете увольнения их режиссёра и, возможно, абсолютно иных требований студии, это вполне объяснимо, но в дубляже данная проблема напрочь отсутствует, и я остался доволен озвучкой. Да, монтаж порой странно прыгает, но, в целом, удобоваримый и, до сих пор не будучи сильно ознакомленным со стилем Пекинпы, я не могу сказать, как сильно Конвой отличается от его остальных работ.
Учитывая всё вышесказанное, я получил очень даже неплохой фильм на крайне непопулярную тематику. Да, это определённо лучший фильм про дальнобойщиков – потому что такого кино в принципе крайне мало. Вот так на ходу я могу вспомнить лишь три таких киноленты, и Конвой несомненно будет лучшей из них. В нём есть довольно простой, не особо напрягающий сюжет – почти роуд-муви с парой экшн-сцен, хотя под конец всё несколько меняется. Но несмотря на простоту, Конвой всё же ненавязчиво говорит об определённых проблемах общества, и вполне можно понять, почему фильм заслужил место в прокате кинотеатров Советского Союза. Актёры в целом может играют и не очень хорошо, но центральные роли протагониста и антагониста однозначно поставлены и исполнены на отлично. Главного героя по имени Резиновый Утёнок, к слову, играет никто иной, как Крис Кристофферсон – личность крайне многогранная. Киноманы скорее всего узнают его по роли Абрахама Уистлера – наставника истребителя вампиров Блэйда из одноимённой трилогии. Фанаты видеоигр могли слышать голос Криса в Fallout: New Vegas. Ну а любители кантри наверняка знакомы с музыкальными альбомами Кристофферсона. Работая с Сэмом Пекинпой не в первый раз, Крис был одним из тех, кто принял желание режиссёра внести изменения в сценарий, а потому решил сделать из Резинового Утёнка своего рода мессию для остальных дальнобойщиков. Но, как признался сам Пекинпа, он далеко не сразу понял намерения Криса. И вкупе со всеми упомянутыми событиями, в финальной версии фильма осталось не так уж много аллюзий на Иисуса и его последователей. А помните я упоминал о чернокожих актёрах? Это американский стэнд-ап комик Фрэнклин Аджайе и ямайская актриса Мадж Синклэйр. Из всех второстепенных персонажей они оба получились самыми колоритными и запоминающимися – особенно Мадж в роли дальнобойщицы Чёрной Вдовы.
Экшн-сцены редки и, как утверждается, большая их часть была отснята исключительно по стечению обстоятельств. Например – сейчас будет небольшой спойлер – та сцена, когда Чёрная Вдова переворачивает свой грузовик и служит генератором бесчисленных шуток за 300 про женщин за рулём была самой настоящей аварией, и её вписали в сценарий в основном потому, что грузовик был повреждён слишком сильно, чтобы его ремонтировать. И, что ж, несмотря на то, что это была случайность, сцена смотрится крайне эффектно – и подобное можно сказать про все экшн-сцены фильма. Я, конечно, могу ошибаться, но разве имеет значение, случайно это было или запланировано, если вышло наилучшим образом? Говорят, многие великие открытия были сделаны случайно, а уж сколько отличных кадров в самых разных фильмах появилось благодаря случайностям – уж точно не счесть. К чему я это? Да к тому, что некоторые пытаются выдать тот факт, что экшн-сцены не были запланированы заранее, как минус фильма. Лично я не вижу в этом никаких минусов. Да и вообще, разве не этого хотел Сэм Пекинпа – импровизации и изменения сценария?
Помимо этого Конвой отлично передаёт атмосферу того времени. Можно даже воочию полюбоваться на такую культуру, как Jesus Freaks – этакие хиппи с примесью религии. Но на самом деле, в фильме про дальнобойщиков самым важным аспектом являются грузовики – и вот тут уж полный порядок. Целая россыпь тяжеловесов – винтажных, новых, с носом и без, GMC, Kenworth, Diamond, Peterbilt, Brockway… Их много, очень много, некоторые мелькают на экране на пару секунд, а некоторые остаются с нами с самых первых кадров. И, конечно же, их лидер – чёрный Mack серии R с иконичной фигуркой на капоте – все они являются далеко не самой последней причиной того, что я Конвой очень люблю и всем всячески советую посмотреть.
И, конечно, нельзя не написать пару строк о песне, по которой был снят фильм. Существует… достаточно версий трека, чтобы в них можно было запутаться, а также солидное количество каверов и продолжение под названием ‘Round The World With The Rubber Duck, в котором конвой едет по Британии, Франции, СССР, Японии, Австралии… Нет, эту песню не экранизировали. Так или иначе, к сожалению ни одна из версий Convoy не содержит в себе всех куплетов, которые были использованы в фильме, что весьма печально. Лично я в результате нарезал для собственного использования нечто своё, что состоит из той версии песни, слова которой больше похожи на сюжет киноленты, у которой я заменил один куплет, вырезав из фильма другой, который мне больше понравился, попутно добавив мудрость от Миссисипи Флэша:
“The only things in life that count are fast trucks, fast women and fast food.”
Было бы, конечно, очень интересно увидеть оригинальную нарезку Конвоя в 3 часа 40 минут, однако она, судя по всему, потеряна навсегда. Но тот фильм, который мы получили, по моему мнению, тоже весьма неплох. В общем и целом – хорошее и крепкое кино, пусть даже в результате его и делали для того, чтобы собрать денег с любителей Смоки И Бандита. В нём есть идея и правильный посыл – и пусть он идёт от неправильного желания. В конце концов, неважно у кого ты покупаешь вещь и какие там цели преследует продавец – важно то, что сделаешь с этой вещью ты и какие цели будут у тебя.
Мой старший брат давным-давно рекомендовал посмотреть мне Конвой, сказал, что хороший фильм, где поднимаются проблемы общества, например расизм. Я смотрел его на одном дыхании, в некоторых моментах негодовал от несправедливости, а в остальных конечно восхищался Резиновым Утенком.
Посмотрев три других фильма от Кровавого Сэма, осмелюсь заявить, что Пекинпа не впечатлил. Совсем. Конвой по прежнему остаётся его лучшим фильмом с моей точки зрения, и как бы хреново это не звучало, но, по ходу, хорошо, что студия отобрала у него производство и закончила сама.
Если интересно, какой фильм я поставлю сразу после Конвоя, то на данный момент это Принесите Мне Голову Альфредо Гарсия. Несмотря на затянутость, кинолента хороша, а развязка – бомба. Но почти весь первый час фильма – ни о чём, его можно уместить в пятнадцать минут.