В родном подполье творятся любопытнейшие дела. Множество стилей и культур переплетаются для создания новых гибридов. Сегодня мы рассмотрим группу, которая сочетает в своём творчестве сайкобилли, панк-рок и его идеологию с культурой блэк-металлистов. Что же из этого получилось? Кое-что очень любопытное. Мощный психический удар наносит скоростная и опасная банда из города Орехово-Зуево, трио SlapClaps.
Родившись во второй половине прошлого десятилетия как дуэт, ШлёпХлоповцы изначально были адептами панк-сцены в равной степени с сайкобилли. Причём чисто домашней DIY-ной панк-сцены, выпуская синглы и не давая концертов. Всё изменилось в двадцатом году, когда в команду пришёл барабанщик. А барабаны дома – идея не самая хорошая, поэтому настало время выйти на свет. Сейчас SlapClaps играют бескомпромиссно быструю сайку, наполненную панковской агрессией. Мне это напоминает The Meantraitors времен альбома From Psychobilly Land. Любителям мягких сладостей лучше быть поосторожнее на их гигах: насмерть не заврекуют, но идеальную причёску помять могут. Не со зла, конечно. Просто таковы правила безудержного яростного веселья.
И при всей этой чертовщине, на вокале и контрабасе здесь представительница прекрасной половины человечества: обворожительная Лидия Рябова. За гитару отвечает её супруг, Сергей Рябов, а на барабанах всю эту мясорубку раскручивает Антон, возможно Павлович, Чехов.
Помимо женского вокала в столь суровом жанре, отличительной особенностью коллектива является подход к записи, позаимствованный у адептов чёрного металла. В духе старой школы всё, что только можно, записано самостоятельно на аналог. Звучит это как бескомпромиссный подвальный, причём с каждым релизом подвал всё глубже. Отдельных эстетов такое звучание отпугнёт, но Бог им судья. Как по мне, это гораздо лучше, чем выдавать полтора вылизанных до блеска коммерческого звучания сингла в тысячелетие. Однако ребята несколько увлекаются… Но обо всём по порядку.
Кто не любит подземелья? Все мы их любим! А SlapСlaps их любят настолько что репетируют, по их словам, в старом московском бомбоубежище. Похоже BZfOS пора подвинуться с их наигранной радиоактивностью. Вот кто действительно шарит!
Dvngeon Kvlt (2021)
Именно про подземелья первая номерная пластинка тройственного состава: EP на четыре трека под названием Dvngeon Kvlt, вышедшая в 2021 году. До этого были несколько синглов записанных семейным дуэтом Рябовых, но рассмотрим деятельность трио.
Первый одноименный трек Dvngeon Kvlt повествует о московских подземельях и метаморфозах загробной жизни. Очень любопытно, что в тематике песен, вместо набивших оскомину зомби-оборотней из чёрно-белых ужастиков, присутствует более родной нам современный фольклор, городские легенды и крипипасты, наполненные аналоговым шумом.
В целом это очень приятная саечная пугалка с духом задорной жути. Общая атмосфера песни, вместе с оформлением издания, делает реверанс к чёрнометаллической культуре. При большом желании традиционный органчик можно прировнять к данжен-синт элементу. Впрочем, всего чёрного и подвального будет гораздо больше на следующих альбомах.
Bubble – песня более чем десятилетней выдержки, сильно изменившаяся за это время. Нынешний вариант приятно цепляет припевными бэками и открывающим риффачком. А ещё здесь замечательное короткое подвижное гитарное соло. По словам коллектива, композиция посвящена экзистенциальным переживаниям.
Delusion начинается с настоящей ритм-секционной лавины, подкрепляемой гитарной мелодией. Это очередной ужастик, на этот раз про чудовище сонного паралича.
По-настоящему дикая Point of No Return посвящена проблеме злоупотребления всякими штуками. Её звучание очень навевает мысли о мощнейшем пьяном дебоше и его последствиях.
Стремительным рывком проносится этот мини-альбом, воскрешая в памяти старый добрый неформальный раш. А следующая ипишка ещё более лютая.
Psychomania (2022)
Psychomania записана в 2022 году за одну ночь на четырёхдорожечную кассетную портостудию. Всё по классике! Никаких тебе компьютеров! Релиз посвящен одноименному британскому фильму 1974 года.
Сразу хочу сказать, что эта пара треков уже для посвящённых, поскольку звучание этого аналогового рая по-настоящему подпольное.
Первый трек In Your Eyes такой же дикий, как и предыдущие работы. Давя приятным низкочастотным хаосом, эта подвижная песня заставляет волосы встать дыбом, как и должно быть от олдовой сайки. Ну и тамбурин здесь даёт шика.
А вот вторая песня Swamp Machines меня покорила прям сразу. Потому что она посвящена моей любимой крипипасте про Болотные механизмы. Ранее я ни у кого не замечал творчество на эту благодатную тему. И вот, наконец-то! А ещё здесь на вокале Сергей. С вокалом у него не хуже, чем у Лидии. Особенно удаются надрывные выкрики.
Laugh from Underground (2023)
Следующим релизом является Laugh from Underground 2023 года. И с этим подпольным смехом всё не так однозначно. Во-первых, из семи треков, шесть представляют из себя перезапись, а пять из этих шести представлены выше. А во-вторых, это перезапись на ту самую кассетную портостудию, что и предыдущий сингл. И я понимаю, что это идеологически верно и что аналог – это всегда круто и весело, но вышедшие треки я всё-таки предпочту в версиях с предыдущих работ. Даже пару треков с Сайкомании, поскольку вагон замогильного реверба на вокале – не то, что мне нравится в этом контексте.
С другой стороны, если рассматривать этот альбом на физическом носителе, аудиокассете, комплексное впечатление должно быть более положительным. То самое ощущение музыкального артефакта из параллельных вселенных.
Каждый трек отдельно я рассматривать не буду, поскольку значительных аранжировочных отличий тут не вижу. Взглянем только на пару свежих треков.
Apathy & Hate впервые появилась в виде сингла в ковидном 2020 году. Версия с Подпольного Смеха звучит живее, но в целом то же самое.
All in Vain действительно свежий в добротный сайкобоевик с лютейшей вокальной экспрессией.
Релизы 2024-…
Кроме этих релизов, из свежих есть ещё пара синглов, где трио погружается всё глубже в лоуфайную шахту. В Under My Skin барабаны целиком записаны на кассетный диктофон, а Psychopunx Crushers на него будто записано вообще всё. Настоящие панковские выходки, но это уже слишком дико. Блэкарская культура норвежских подвалов здесь правит бал по-настоящему ужасного звучания. Ну и к сайкобилли это уже не имеет отношения. Прослушивать на свой страх и риск.
Таковы плёночные ужасы нашего Подмосковья, которые творят на самом деле крайне добрые и душевные люди. Так у нас в андеграунде принято. SlapCalps – одна из самых самобытных команд на сегодняшней сцене. Творчество группы наполнено энергией и желанием идти поперёк стандартов. Это точно не каждому понравится, но в этом определённо что-то есть. Не забудьте перемотать кассету!