Швейцария – страна компактная, уютная и относительно нейтральная. Многоязыкие гельветы неторопливо лепят свой дырявый сыр и клепают свои точные часики. А в случае душевного порыва карабкаются на верхотуру и дуют в свои зычные трубы-альпенгорны. Даже гражданская война у них случилась ещё в середине XIX-го века, унеся жизни менее чем сотни солдат, после чего швейцарцы договорились выгнать из страны иезуитов, после чего тихо разошлись по домам клепать сыр и лепить часики. Однако в чужестранцах горный воздух и кукольные домики на альпийских лугах часто вызывали смутную тревогу.
В Швейцарии родился литературный Виктор Франкенштейн, похоронен литературный профессор Мориарти, принял швейцарское подданство Ставрогин из “Бесов”. Видимо, что-то витает в атмосфере самого вальяжного уголка Европы, если в 1998-м году в Цюрихе появляется банда, играющая, условно, рокабилли, а на деле коктейль из всех родственных жанров. В музыке этой команды, взявшей название Hillbilly Moon Explosion, помимо влияния классиков рок-н-ролла, ощущается и влияние более поздних групп, таких как американские Blondie или бельгийские Vaya Con Dios, а вокалистка HME Мануэла Хуттер великолепно вписывается в этот ряд маленьких женщин с “большим” голосом.
Следуя по стопам Дебби Харри и Дани Кляйн, она не ограничивает себя условностями одного стиля, о чём свидетельствуют альбомы дуэтов с французской певицей/актрисой/режиссёром Ариэлью Домбаль и главным вурдалаком английской психобилли-сцены Марком “Спарки” Филлипсом. Но Мануэла – лишь полдела, поскольку на равных с нею вторым основным певцом выступает сооснователь группы, контрабасист Оливер Барони. Нынешние гитарист Дункан Джеймс и барабанщик Сильвен Пети присоединились к составу несколько позднее. Новый альбом 2024, названный Back In Time, включает в себя одиннадцать собственных песен за авторством Хуттер и Барони и одну позаимствованную. Набивайте щёки швейцарским шоколадом, мы приступаем к прослушиванию!
Sometimes Late At Night – припанкованный боевик в духе означенных выше Blondie, пропитанный тревогой и сёрфовыми гитарными виньетками. Многих поклонников Hillbilly Moon подобный шаг озадачил, хотя он вполне логичен для группы, выпустившей сингл со своей версией Call Me ещё десять лет назад.
Summerlove – расслабленная и, на первый взгляд, легковесная вещица, чьё очарование раскрывается с каждым новым прослушиванием. Мяукающие струны увлекают в ночную прогулку по Цюриху, а нежная мелодия украсила б любой классический фильм с Одри Хэпбёрн. Не говоря уж о еле заметной чертовщинке, кроющейся в голосе и заставляющей зудеть подсознание.
Knocked Down – свингуче-прыгучий номер с весёлой грустинкой. Вызывает в памяти ранних The Madness и “Ubangi Stomp” в исполнении The Stray Cats, хотя звучит куда изящней последних. На заднем плане, что та Плакальщица из мексиканской легенды, жутко завывает Эмануэла, предоставив басисту солировать. Возможно, таким же воем сопровождалось падение Конан-Дойловского злодея в Рейхенбахский водопад.
1979 уже напрямую указывает, в какой эпохе черпали вдохновение музыканты на этот раз, если по первым песням кому-то было не понятно. Бодрый пауэр-поп родом точно из 1970-х с бас-гитарой, оправданно сменившей контрабас.
I Live In My Head напоминает то ли утомлённого “нарзаном” Игги Попа, то ли братьев Дэвис на форсаже. Подобные песни разные умники называют филлерами, а проще – наполнителями.
Sudden Ring – обязательная для Hillbilly Moon Explosion баллада в духе бескомпромиссного вестерна с помпезной гитарой и очередным зверским подвыванием. Страшно. Красиво. Красиво и страшно.
Jet Fuel Rock’n’Roll – рокабилли-блюзовый шаффл с жирнейшим, но не до тошноты, очень точным грувом и циничным почти речитативом Оливера. Именно от таких песен начинают подёргиваться нижние конечности.
Let’s Go (Back In Time) – угрожающий рок, приправленный несущими беду клавишами. Это путешествие во времени не будет увеселительной прогулкой с Доком и Марти, оно станет одним из эпизодов “Сумеречной зоны”. Заглавная вещь альбома вышла одной из лучших.
Nothing Takes The Place Of You, песня луизианского певца и органиста Туссена МакКолла, вышедшая в 1967-м году, была душещипательным соулом, который Эмануэла Хуттер могла бы превратить в очередное музыкальное послание с того света, но вместо этого её взялся исполнить Оливер Барони, в точности повторив бестолковую рэггей-перепевку Принца Бастера. Откровенно дурацкая штуковина.
В Always Just You голос Эмануэлы поддерживается приглушённой гитарой и эфемерным пощёлкиванием контрабаса, оживляя в памяти Tryin’ To Get To You и Crawfish Элвиса.
Death By My Side – ягода с того же поля, что и давний хит группы My Love For Evermore, разве что сейчас вместо надтреснутого рычания Спарки хулиганская мелодекламация Оливера. Для иного коллектива эта композиция стала бы успехом, для Hillbilly Moon Explosion, однако, выглядит, скорее, самоповтором.
Reno – восхитительная кантри-песня, окутанная призрачной дымкой ранних записей Лоретты Линн. Безусловная жемчужина, хотя и слишком тонкая, чтобы покорить чарты.
В конце концов, назвать новую пластинку швейцарцев безоговорочно хорошей мешают два странных довеска, гирями болтающихся на ногах птицы по имени Hillbilly Moon Explosion, летящей сквозь время. Но и провалом эту работу назвать нельзя, большинство песен добротны, а некоторые и вовсе прекрасны. Будем надеяться, что следующий альбом обитателей Цюриха будет лишён сегодняшних ошибок и продемонстрирует то лучшее, за что их любят во всём рокабилли-мире. Zurük in der Zeit, Лунные Псы!