Тьма проникла в джаз настолько давно, что уже и не разобрать, кто из музыкантов первым свернул на скрюченную дорожку. Билли Холидей, помимо жуткой “Strange Fruit”, исполнила целый ряд загробных песен, закончив великой предсмертной “I’m A Fool To Want You”. Арти Шоу ещë в 1936-м сочинил как визитку своего оркестра макабрическую “Nightmare”.
Billie Holiday – I’m A Fool To Want You
Героиновый Эфиоп кул-бопа Майлз Дэвис для режиссёрского дебюта Луи Маля “Лифт на эшафот” в 1958-м году создал несколько воистину “чёрных” звуковых полотен. Но Эфиоп же и разрушил до основания Храм Свинга, придумав какой-то там фьюжн, который пугал слушателя разве что обилием нот, тогда как голос Билли пугал натуральностью прожитого, немногие решались переслушивать старческий вокал юной Холидей, вещающий о странном плоде, свисающем с багровой ветви искорёженного южного дерева. Ладно, чего уж там, свинг с семидесятых вовсю убивали английские верещащие гривомахи.
В 1984-м Фрэнсис Крёстный-отец-его-ети Коппола наконец снял достойный фильм “Клуб “Коттон”, где фигурировали и Эллингтон, и Кэллоуэй, а Ричард Гир играл на трубе сам, без каскадёров. Фильм провалился в прокате и был обсижен критиками, кормящимися на компосте итальянской мафии. Следующим годом, в котором джаз смог поднять голову, случился 1991-й. Анджело Бадаламенти сумел вернуть многим интерес к джазу, вывернув его страшной изнанкой наружу. Визуальным сопровождением к музыке были пляшущий карлик и неподвижный гигант, алые портьеры и зигзаги паркета.
Отдельный шедевр – появление Джимми Скотта, певца, в силу генетических нарушений оставшегося подростком с так и не сломавшимся голосом даже в 65. Дряхлый юношеский голос в обрамлении смычкового контрабаса – завораживающее камлание под кронами сикамор, “Sycamore Trees”. Именно музыка к “Твин Пикс” дала импульс появлению жанра dark jazz. Уже в 1992-м году четверо отъявленных немецких панков сменили орала на шептуны. Назвавшись Bohren & Der Club Of Gore, они пошли по тропе Бадаламенти, бряцая кандалами краут-рока и шаркая опорками эмбиента. Сменив гитару на саксофон, тевтонцы окончательно погрузились во мрак, сочиняя звуковое сопровождение к неснятым нуарам. Показательные вещи: “Maximum Black”, “Midnight Radio part 3”.
Голландцы из The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble начинали с сочинения сюит к синематографическому экспрессионизму Фрица Ланга, Фридриха Мурнау и прочих. Обогащённые тромбоном, виолончелью и скрипкой, TKDE, похоже, неоднократно пытались вызвать Дагона, Ктулху и прочих Древних. Существование нашего сайта и его читателей утверждает, что у них не получилось. Однако такие знаковые композиции, как “Mists Of Krakatoa” и “Samhain Labs” заявляют: армагеддон был близок.
Москвичи Fogh Depot решили не стеснять себя рамками, поскольку грани, когда дарк джаз переходит в трип-хоп, а трип-хоп в IDM, неуловимы иногда и знатоками. Fogh Depot характерны, помимо прочего, мягким использованием русских мотивов. Необходимые для понимания: “Anticyclone”, “Svetly Prazdnik”.
“Для меня «даркджаз» — нишевый жанр, элементы которого довольно быстро превратились в общедоступное и легковоспроизводимое клише. Мне кажется, никакой особой философии за ним толком никогда не стояло. На втором альбоме мы стали сознательно дистанцироваться от этого жанра и вряд ли когда-нибудь в него вернёмся в чистом виде”.
– Таковы мысли Алексея Гусакова, барабанщика и основателя Fogh Depot.
Слушать онлайн или скачать сборник Dark Jazz (mp3, 143 Мб)
Нажмите для получения ссылки...
Современный dark jazz действительно является в большей степени фоновой музыкой, под которую приятно смотреть, как гаснут фонари, качаются висельники, а окна заливает осенний абсент. Но для того, чтоб тот или иной стиль наполнился содержанием, это содержание нужно в него вложить, тов. Гусаков. Во многом dark jazz свернул не туда ровно потому, что им занимались далёкие от джаза люди, хотя и в современном джазе таких большинство.
Как бы то ни было, у жанра огромный потенциал, вложенный предтечами, остаётся лишь дождаться творца, способного оживить голема.