Годы 80-е стали золотым веком хоррора, породив многие легендарные франшизы, которые эксплуатируются и переснимаются по сей день. Это была эпоха смелых экспериментов, где не знали политкорректности, а щедрые порции эротики и кровавого гротеска создавали идеальный коктейль для взрослеющей аудитории. Фильмы того времени не стеснялись быть дерзкими, провокационными и по-настоящему пугающими, предлагая зрителям незабываемое путешествие в мир безграничного ужаса.
1. Вой (The Howling, 1981)

Вышедший в тот же год перед “Американским оборотнем в Лондоне” и “Волками”, этот фильм стал культовым, возродив интерес к теме оборотней. Тележурналистка Карен Уайт, пережившая травму от встречи с маньяком, отправляется со своим мужем в уединённую колонию “Вой” для психологической реабилитации. Вскоре она понимает, что обитатели колонии — не те, кем кажутся. Режиссёр Джо Данте наполняет фильм остроумием и многочисленными пасхалками для фанатов жанра, но при этом не забывает и об ужасе. Сцены превращений, созданные Робом Боттином, — впечатляющий для начала 80х перформанс, когда ломаются кости и растёт шерсть. “Вой” предлагает более стилизованную и “готическую” версию оборотней, чем его лондонский собрат, и мастерски играет на атмосфере паранойи, когда врагом может оказаться любой, даже самый приятный сосед. Фильм стал классикой благодаря своему уникальному тону, балансирующему между сатирой и животным страхом.
2. Зловещие мертвецы (The Evil Dead, 1981)
Дебютный фильм Сэма Рэйми, снятый с невероятной энергией и изобретательностью при мизерном бюджете, навсегда изменил лицо независимого хоррора. Пятеро друзей приезжают в заброшенную хижину в лесу, где находят “Книгу мёртвых” (Naturom Demonto) с записями заклинаний. Их необдуманное решение прочитать заклинание выпускает древнее зло, которое по очереди вселяется в героев. В отличие от своих более комедийных сиквелов, первая часть — это, в первую очередь, жёсткий и безжалостный хоррор. Рэйми использует новаторские приемы съёмки с угла зрения потустороннего зла и шокирующие спецэффекты, чтобы создать ощущение непрекращающейся паники и клаустрофобии. Эш Уильямс (Брюс Кэмпбелл) здесь ещё не супергерой, а просто напуганный до смерти парень, борющийся за выживание. Этот сырой и низкобюджетный хоррор безо всякой компьютерной графики до сих пор способен удивлять. Потом эти двое помогут братьям Коэнам с их первым фильмом, дав старт знаменитому творческому тандему.
3. Калейдоскоп ужасов (Creepshow, 1982)
Тандем “короля ужасов” Стивена Кинга и “мастера зомби-апокалипсиса” Джорджа А. Ромеро, воздавших дань уважения комиксам издательства EC 50-х годов. Фильм состоит из пяти самостоятельных новелл, обрамлённых историей о мальчике, который читает запретный комикс. Каждая история выдержана в уникальной стилистике: здесь и мстительный фермер, вернувшийся с того света (“Отец Дня”), и заражённый инопланетным метеоритом чудак (“Нечто на чердаке”), и ужасный подарок на день рождения (“День рождения”), и жуткое существо в ящике (“Ящик”), и маниакально чистоплотный миллионер (“Они ползут на вас”). Ромеро воссоздаёт на экране эстетику дешёвых комиксов с помощью яркой цветовой палитры, стилизованных декораций и анимированных переходов. “Creepshow” не про психологический ужас, а про щекочущее нервы, немного детское удовольствие от страшных историй у костра.
4. Муха (The Fly, 1986)
Шедевр Дэвида Кроненберга, римейк оригинала 1958 года, превративший фантастический сюжет о неудачном эксперименте в пронзительную и отталкивающую метафору распада личности. Эксцентричный учёный Сет Брандл ставит на себе эксперимент по телепортации, но в камеру вместе с ним попадает обычная муха. Начинается медленный и необратимый процесс мутации, в результате которого он превращается в гибрид человека и насекомого. Гениальность фильма — в том, что Кроненберг заставляет зрителя не просто бояться монстра, а сопереживать ему. Сначала мы видим непризнанного гения, затем — человека, с энтузиазмом открывающего для себя новые силы, потом — больного, отчаянно пытающегося найти лекарство, и, наконец — чудовище. Спецэффекты, отмеченные “Оскаром”, до сих пор шокируют своим реализмом и отвратительной красотой. “Муха” — это одна из самых грустных и философских картин в истории хоррора, где ужас заключён не в смерти, а в утрате самоидентичности. Джефф Голдблюм и Джина Дэвис показывают высокий класс, играя на максималках.
5. The Lost Boys (1987)
«Пропащие ребята» — это фильм, смешавший вампирский хоррор, подростковую комедию и молодёжную драму. Семья разведённой матери переезжает в калифорнийский городок Санта-Карла, который, как выясняется, терроризирует банда молодёжи на мотоциклах во главе с харизматичным Дэвидом. Старший брат Майкл влюбляется в загадочную девушку из этой компании и постепенно сам начинает превращаться в вампира, вынуждая его младшего брата Сэма и закадычных друзей-«охотников на вампиров» спасти его. Фильм стал эталоном «гламурных» вампиров — не старомодных аристократов, а крутых, сексуальных и опасных бунтарей, живущих в заброшенном отеле и слушающих рок-н-ролл. Фильм Джоэла Шумахера балансирует между по-настоящему жуткими сценами (тест на вампиризм с чесноком и зеркалом — классика), подростковым юмором и трогательной историей о братстве. «The Lost Boys» — фильм о взрослении, семье и том, как остаться собой, даже когда все вокруг толкают тебя на тёмную сторону. Главные роли исполнили Кифер Сазерленд, Джейсон Патрик и подружка Юджина из “Перекрёстка” Джейми Герц
6. Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна (A Nightmare on Elm Street 3: Dream Warriors, 1987)
Считающийся многими фанатами лучшим сиквелом франшизы, этот фильм мастерски сочетает в себе психологический ужас первой части с яркой фантасмагорией и развитием мифологии. Действие происходит в психиатрической клинике для подростков, где Нэнси Томпсон, повзрослев, возвращается, чтобы помочь новой группе пациентов, которых преследует Фредди Крюгер. Уникальность картины в том, что вместо пассивного ожидания смерти, подростки под руководством Нэнси учатся использовать свои сны как оружие, становясь “воинами сна”. Фильм предлагает невероятно креативные и визуально эффектные сцены убийств, основанные на страхах и талантах каждого героя, а также раскрывает прошлое самого Крюгера. Это был баланс между ужасом, фэнтези и приключенческим экшеном, сделавший Фредди настоящей иконой поп-культуры. Все дети 80х знали жуткую считалочку “Раз-два, к тебе пришел Фредди/Три-четыре, закрой покрепче дверь…”
7. Почти стемнело (Near Dark, 1987)

Культовый фильм Кэтрин Бигелоу — необычный вестерн-нуар, переосмысляющий миф о вампирах без единого упоминания слова “вампир”. Молодой парень Калеб из глубинки влюбляется в загадочную девушку Мэй (Дженет Райт) и попадает в банду бродяг, которые оказываются семьёй бессмертных убийц, колесящих по американскому Югу в фургоне, скрываясь от солнца. Сила фильма — в его гнетущей атмосфере и стиле. Банда вампиров, возглавляемая харизматичным и убедительным Джесси (Ларс Хенриксон), больше похожа на отпетых уголовников, а их негламурный, почти грязный образ жизни делает их одновременно притягательными и отталкивающими. Сцена в баре под версию “Fever” The Cramps с главным вампиром-беспредельщиком в исполнении Билла Пэкстона — одна из самых напряжённых и мрачных сцен в истории вампирского кино. Музыка от немецких краут-рокеров Tangerine Dream, знакомых нам по “Колдуну”.
8. Сердце Ангела (Angel Heart, 1987)
Атмосферный нео-нуар, мистический триллер и философская притча, мастерски замешанные Аланом Паркером. 1955 год. Частный детектив Гарри Энджел получает заказ от загадочного Луи Сайфера найти пропавшего певца Джонни Фэйворита. Расследование заводит его из мрачного Нью-Йорка в душный и суеверный Новый Орлеан, где царит древняя магии вуду, и где стираются границы между реальностью и кошмаром. С каждой новой уликой Энджел погружается во всё более сюрреалистичный и пугающий мир, а его собственная личность начинает трещать по швам. Фильм знаменит своей гнетущей и напряженной атмосферой, блистательной игрой Микки Рурка в роли потерянного детектива и Роберта Де Ниро в образе дьявольски спокойного Сайфера, а также провокационным финалом, который шокировал аудиторию. Это интеллектуальный хоррор, где главный монстр находится не снаружи, а внутри.
9. Тыквоголовый (Pumpkinhead, 1988)
Мрачная и поэтичная сказка-ужастик, режиссёрский дебют художника по спецэффектам Стэна Уинстона. Сюжет прост: фермер Эд Харли (снова Лэнс Хенриксон) в гневе и отчаянии после случайной гибели маленького сына от горе-эндуристов-мажоров прибегает к помощи местной ведьмы, чтобы призвать демона мести по имени Тыквоголовый, дальнего родственника Ксеноморфа. Однако расплата за использование древнего колдовства оказывается страшнее, чем он мог представить: каждый акт возмездия физически и духовно калечит самого Эда. Сила фильма — не в неожиданных поворотах, а в готической, почти библейской атмосфере и примечательном визуале. Сам монстр, созданный Уинстоном, одновременно жуткий и вызывающий жалость. “Тыквоголовый” — это трагедия, облечённая в форму хоррора, тут нет победителей, а есть только цена возмездия и необратимость проклятия.
10. Поцелуй вампира (Vampire’s Kiss, 1988)
Сложно назвать этот фильм ужасом в классическом понимании; это скорее сюрреалистическая черная комедия и психологическая драма о распаде личности, которая запоминается в первую очередь благодаря гениальной истеричной игре Николаса Кейджа. Он играет нью-йоркского литературного агента Питера Ло, который после укуса летучей мыши начинает убеждать себя, что превращается в вампира. Фильм неспешно и методично погружает зрителя в пучину его безумия: Питер начинает носить пластиковые клыки, охотиться на людей в ночном городе и совершает абсолютно абсурдные поступки (вроде поедания таракана). Культовая сцена, где он бегает по многолюдному Манхэттену с искажённым лицом, крича “I’m a vampire!”, стала визитной карточкой Кейджа. Это беспокойное путешествие туда, где стирается грань между реальностью и бредом, а вампиризм становится метафорой нарциссизма и экзистенциального кризиса.
11. Битлджус (Beetlejuice, 1988)
Мастерский готический фарс Тима Бёртона, который превращает смерть и загробный мир в красочный, абсурдный и невероятно забавный карнавал. Недавно погибшая пара Адам и Барбара Мэйтленды обнаруживают, что застряли в своём доме как призраки, а в их жилище вселяется новая владелица и её невыносимо эксцентричная дочь Лидия. Не сумев напугать новых жильцов, пара обращается за помощью к “био-экзорцисту” Битлджусу — похабному, мерзкому и абсолютно непредсказуемому демону, выпускать которого на волю крайне опасно. Фильм представляет собой триумф визуального воображения: от сюрреалистичного загробного мира с конторами для умерших до гротескных превращений. Но его сердце — это, безусловно, харизматичный и отталкивающий Битлджус в исполнении Майкла Китона, чья энергия буквально разрывает экран. “Битлджус” — идеальный хэллоуинский фильм: он одновременно жуткий, весёлый и трогательный, очаровывающий своей макабрической эстетикой. Стоит ли смотреть нового “Битлждуса в квадрате” каждый решит сам, но оригинал для своего времени выглядел шедеврально!
12. Кладбище домашних животных (Pet Sematary, 1989)
Один из самых мрачных и безысходных фильмов по Стивену Кингу, который исследует тему неконтролируемого горя и его страшных последствий. Доктор Луис Крид переезжает с семьей в идиллический загородный дом, рядом с которым обнаруживается древнее индейское кладбище, обладающее силой возвращать мёртвых к жизни. Сначала трагическая гибель кота заставляет Луиса пойти против предостережений и воспользоваться зловещим местом. Однако настоящий ужас начинается, когда на дороге погибает его маленький сын Гейдж. Отчаянное желание отца вернуть ребёнка оборачивается кошмаром, ведь “иногда мёртвое лучше”. Фильм не просто пугает внезапными скримерами, а методично погружает в атмосферу обречённости, а кульминация с маленьким зомби-мальчиком и его фразой “Now I want to play with you” навсегда остаётся в памяти зрителя.
13. Байки из склепа (Tales from the Crypt, 1989)
Весёлый до жути сериал «Байки из склепа», стартовавший в 1989 году, является квинтэссенцией хэллоуинского развлечения. Этот фильм-антология, выходивший на видеокассетах, представляет собой идеальную порцию страшилок, ироничных и морализаторских историй, которые стали визитной карточкой франшизы. Ведущий, очаровательный и саркастичный Хранитель Склепа с высоким и обаятельным смехом – это отдельный успех. Истории наполнены чёрным юмором, неожиданными развязками и стилистикой комиксов EC. Здесь есть и рождественскую месть с призраками, и роковые последствия супружеской неверности, и ужасы, скрытые в стенах дома. Фильм не стремится напугать до мурашек, а мастерски создаёт атмосферу мрачного карнавала, где зло всегда получает по заслугам самым изощрённым и поэтичным образом. Во франшизе отметились такие звезды как Арнольд Шварцнеггер, Роберт Патрик, Уильям Сэдлер, Деми Мур, Джо Пеши, Тим Карри, Брэд Питт, Стив Бушеми и Билли Зейн. “Tales from the Crypt” идеальный выбор для зрителей, кто хочет окунуться в серию коротких, остроумных и стильных страшилок, дарящих настоящее удовольствие от просмотра в канун Хэллоуина.
А какие фильмы из этих смотрел ты, о, искушенный читатель? И какие фильмы 80х предложишь для дополнения этого жуткого списка?
 
        





















