Покуда франки безбожно грабили галльское население, босота вела борьбу за жизнь, потребляя плебейских лягушек, упаднических улиток и нигилистический сыр с плесенью. В лучшие дни жабья тушка запивалась перебродившим вином с пузырьками, от которого кривилась знать. Не будь французский язык так красив, мир не купился бы на сомнительное очарование Парижа, откуда, покрикивая “bistro”, стремились смотаться казаки атамана Платова. А горбатый звонарь возглавил бы шайку под названием Le Chat Noir, став героем совсем иного романа. Однако французский язык красив, но и протяжен, в отличие от англо-саксонского односложного суржика, который так удобен для ритма. А это требует иного подхода к музыке.
Французский шансон, представляемый, зачастую, бельгийцами, еврейцами и армянцами, известен всем и отдельного разбора не требует. Французский рок? Оказывается, он существовал ещё до не к ночи помянутого русского рока. Вот только был это не совсем рок, а назывался и вовсе не по-французски коротко и легкомысленно: йе-йе (ye-ye). Не кан-кан, не “Марсельеза”, и не приступ энуреза. Первой радио-передачей для дрыгающейся молодёжи в конце 1950-х стала “Salut Les Copains/Приветик, ребзя”, ведомая двумя выдающимися практиками абсурдного юмора: Франком Тено и Дэном Филипаччи. В 1962-м Франсуаза Арди спела “La Fille Avec Toi”, чей небольшой рефрен и дал название стилю, в котором, помимо американского ритм-н-блюза, замешались европейская версия джаза, пресловутый шансон, европейская же архаика, от барокко до ренессанса, и всяческие элементы экзотики.
Одной из ярчайших звёзд йе-йе стала Франс Галль, которую европейский шоу-бизнес взял в оборот очень рано. Уроженка Парижа, Галль в 17-ть лет взяла первый приз на Евровидении (тогда это ещё был солидный конкурс) от могучей державы Люксембург с песней “Poupée De Cire, Poupée De Son”. Песню эту, что характерно, написал одесский греховодник Серж Генcбур, сочинивший для Франс ещё несколько хитов, наиболее отвязным в их числе является “Laisse Tomber Les Filles”, известный любителям современного рокабилли как “Chick Habit” швейцарцев Hillbilly Moon Explosion. А в “Jazz A Go-go” Галль предвосхищает Жанну “Марсианам-здесь-не-место” Агузарову.
France Gall – Jazz a Go-go
Сальвадоре Адамо стал кумиром франкофонной молодёжи с пронзительными нестареющими балладами “La Nuit” и “Tombe La Neige”. Les Chats Sauvages были настоящей рок-н-ролльной бандой, что слышно по мощнейшей “Twist A Saint-Tropez”. В 1961-м совместно с Винсом Тейлором они устроили форменное безумие в парижском Дворце спорта. Призванные унять дебош жандармы также пустились в пляс, помахивая дубинками в манере Луи Де Фюнеса.
Франсуаза Арди внесла весомый вклад как в жанр, так и в копилку мировой музыки. Её “Le Temps De L’Amour” можно услышать и сейчас в различных сериалах на разных языках. В 1963-м на всё том же Евровидении она выступила от могущественного княжества Монако. Однако. Парад бездарностей в том году увенчал некий Ронни Кэрролл со слащавой и устаревшей уже в момент написания “Say Wonderful Things”. Автором музыки и спутником жизни для Франсуазы вплоть до 1988-го оставался легендарный певец Жак Дютрон, в чьём багаже найдётся и гаражный рок с психоделией, и зрелый шансон.
Клод Франсуа, для фанаток просто Кло-Кло, наряду с собственными композициями исполнял на родном языке и заокеанский материал из репертуара, к примеру, братьев Эверли, в свою очередь песня его авторства “Comme D’Habitude”, в США переведённая как “My Way”, стала знаковой для Фрэнка Синатры и позднего этапа творчества Элвиса.
Джонни Холлидэй (Жан-Филипп Лео Смет, разумеется), пожалуй, является крупнейшей звездой нашего списка. В мире лягухофагов он поимел 5 бриллиантовых альбомов, 22 платиновых и 40 золотых. Также Жан-Филипп отметился в синема, сыграв более чем в тридцати лентах, включая “Rock’n’Roll”, где Джонни Холлидэй талантливо изобразил Джонни Холлидэя. Для дегустации его творчества прекрасно подойдёт “Elle Est Terrible”, весёлая и злая версия “Something Else” Эдди Кокрэна, которая на французском приобретает новые смыслы и оттенки.
Элементы йе-йе обнаруживаются даже в богатейшей дискографии Шарля Азнавура, это и авторская “Il Faut Savoir”, и американская “Jezebel”, прозвучавшая ранее у Фрэнки Лэйна и на первом альбоме Джина Винсента.
В одной статье невозможно упомянуть всех знаковых деятелей эпохи, но возможно уверенно рекомендовать такие французские продукты, как йе-йе, коньяк и арманьяк. Что-нибудь да ляжет на душу. Особенно Арди! Лягушки беспардонно заквакали, улитки пассионарно захлюпали, сыр заплесневел, как узник Бастилии. Au revoir, les chiens de la lune!
P.S.: les chiens de la lune – сложно написать, невозможно прочесть. Мы им ещё припомним Бородино…