Колдун (Sorcerer, 1977) кино из списков “лучшие фильмы 70х, которые вы никогда не видели”. Формально считается римейком “Платы за страх” (1953) Анри-Жоржа Клузо (с Ивом Монтаном в главной роли), но таковым не является, и режиссер Уильям Фридкин это также отрицает. Они со сценаристом Уолли Грином (“Дикая Банда” Пекинпа) даже не читали книгу-первоисточник, т.к. она была только на французском. Это фильм, соревнующийся с “Апокалипсисом Сегодня” Копполы и в чём-то вдохновленный “Агирре, Гнев Божий” Вернона Херцога. Еще много вопросов вызывает название фильма, ведь это ни разу не фэнтези и не альбом Майлза Дэвиса. Но ведь и Citizen Kane изначально назывался просто American. А рабочее название “Колдуна” – еще более сомнительное Ballbreaker.
Sorcerer – так назывался один из грузовиков 1951 GMC M211, оставшихся после корейской войны. Второй GMC M211 был наречен Lazaro, испанский вариант имени Lazarus. Эти потрепанные и восстановленные грузовики (их можно назвать rat-rods!) также являются главными героями этого во многом экспериментального фильма. На самом деле Sorcerer – один из лучших фильмов про грузовики и все фанаты тяжелого машиностроения должны оценить не только Конвой, но и Колдуна: мощнейшая сцена с веревочным мостом заставит их трепетать и плакать от восторга. Все это снималось без всяких CGI! Каждый грузовик падал с моста 5-6 раз! Такой режиссерский подход сделал съемки чистым безумием, притом очень дорогим.
История такова, что когда строили мост в 1й локации, он возвышался примерно в 12 футах над ревущей рекой. Но когда приступили к съемкам, река высохла – первый раз за все время! И пришлось разобрать мост, и заново построить уже в другой стране, но история с рекой начала повторяться. Эти и другие превратности сделали съемки адом, бюджет перевалил за 20 миллионов долларов, режиссер разругался со всей съемочной группой, после окончания работы он слег с малярией, а у участников съемок был весь джентльменский набор от гангрены до прочих тропических болезней. Удивительно, как они прошли через все это и никто не умер.
Sorcerer снимался 2 года в пяти странах. Съёмки проводились в Нью-Йорке, Париже, Иерусалиме, в Мексике и Доминиканской Республике. Действие фильма происходит в деревеньке Порвенир, Никарагуа. В то время страной правил очередной диктатор Дебайле Анастасио Сомоса, прозванный Tachito “мусорной свалкой”, продавшийся с потрохами США и отдавший национальные ресурсы на разграбление. Фридкин умудрился критиковать колониализм на данные ему деньги колонизаторов. Когда снимали теракт в Израиле, там произошел реальный теракт, и съемочная группа поехала и запечатлела последствия этой трагедии. В Нью-Йорке реальный эпизод с ограблением церкви произошел не так далеко от киношного, а для достижения идеально снятой сцены автокатастрофы пришлось угробить не менее 12 автомобилей Plymouth Fury. На главную роль приглашались Клинт Иствуд, Лино Вентуро, Джек Николсон, Стив Маккуин и даже Марчелло Мастрояни. Однако именитые коллеги отказались ехать сниматься куда-то за тридевять земель, и вместо них здесь оказался Рой Шайдер, бывший боксер с переломанным носом, который хоть и будучи звездой “Jaws” и “All That Jazz”, все же не был звездой A-списка. После выхода “Колдуна” в интервью он говорил, что люди, которые ходят в кинотеатры, хотели бы сопереживать или сочувствовать героям, что вряд ли возможно в случае Sorcerer, т.к. персонажи изначально подаются с отрицательной точки зрения, и не особенно раскрываются в процессе истории. Фридкин же в долгу не остался, считая, что выбор Шайдера на главную роль был его самой большой ошибкой за всю кинокарьеру.
Если фильм Exorcist о таинстве веры, то Sorcerer о тайне судьбы, здесь она – плохой колдун, фатум, злой рок. Здесь не про дороги, которые мы выбираем, а про дороги, которую мы не выбираем. Эти дороги уже выбрали своих героев, и даже когда они (не все) дойдут до конца, то лучше не станет. Пройденный путь, вызовы и страдания не станут очищением, а будут черной воронкой, затягивающей все глубже. Кто решил залечь на дно в LatAm среди бывших нацистов, работая на нефтяную корпорацию, нацистов настоящих, вряд ли сможет выбраться в этом путешествии на край ночи в мифической Икстлан даже за баснословные барыши.
Пессимистичный и мрачный путь через латиноамериканские джунгли и горные хребты сопровождается нервным эмбиентом от немецких краут-рокеров Tangerine Dream. 200 миль с динамитом в кузове, в любую секунду готовым сдетонировать – не иначе как дорога в преисподню? Sorcerer – фильм местами жуткий и экзистенциально страшный, и тем особенно притягательный. Как отозвался один из современных зрителей: “я заплатил за целое место в кинотеатре, но сидел лишь на его краю”.