Norco – маленький захолустный городок, расположенный в сердце болот Луизианы. Это история противостояния маленьких людей, беглецов и бродяг, большому запутанному хищному миру промышленных гигантов и технологической сингулярности. Эта игра – южная готика, история об американских скитаниях, сложностях семейных взаимоотношений, принятии себя и своей родины. А ещё тут есть андроиды, органический интернет из мёртвых птиц, цифровизация сознания и прочий weird fiction cyberpunk stuff.
Беглецы и бродяги
Все мы хоть раз сбегали из дома. Хотели познать необъятный мир, колесить автостопом по дорогом огромной страны, удрать от провинциальной серости. Так поступила и Кей, главная героиня игры. Её не остановил, а может даже подтолкнул к этому шагу факт умирающей от рака матери, тем более что рак в захудалом городишке встречаются у каждого второго жителя, старше пятидесяти лет и вызван он деятельностью нефтеперабатывающего завода, с чем никто конечно же ничего не может поделать. Путешествие Кей заканчивается, когда она получает крайне неприятное известие от брата
Манящие, бесконечно романтичные дорожные скитания рассказываются нам в потрясающе красивой открывающей кат-сцене. Мы начинаем путь уже в родительском доме с чувством вины, которое отражается на лице Кей – неоновом грустном смайлике. Дом почти пуст, ведь брат исчез, а матери уже нет в живых. Так что компанию мрачному путешествию составят семейный андроид Миллион с миллионом переливающихся галактик на зеркальной маске, и, если повезёт, любимая плюшевая обезьянка.
Вечность пахнет нефтью
Нас ждёт история о прошлом матери Кей, за которую, вполне ещё живую, нужно будет сыграть во втором акте. Это во многом история противостояния крупного бизнеса и маленького человека, при этом без явных перегибов в сторону борьбы за всё хорошее. Авторы игры прекрасно понимаю и дают понять игроку, что всё гораздо сложнее чёрно-белой палитры. Тем более, что значительная часть сюжета наполнена сюрной психоактивной галлюцинацией поэта битника. Как например Супер-Дак. Я так и не понял, что это такое, но примерно… это вирус, создающий сеть биокомпьютеров из птиц и прочей органики, произошедший из цифровой копии сознания умирающего, но ещё живого старика, который может… подкинуть тебе работёнку, через приложение на смартфоне! Так же через смартфон можно найти религиозные пророчества, в виде голограмм и прийти в культ подростков, занявших заброшенный торговый центр, где они все носят одинаковый рубашки с именем «Гаррет» на бейджиках. Вроде они хотят улететь в космос, как гули из Нью-Вегаса.
И вся это история выполнена именно в таких трагикомичных тонах, напоминающих прозу Курта Воннегута. Большинство второстепенных персонажей обезоруживающе нелепы, как твои лучшие непутёвые друзья. Чего стоит только частный детектив-алкаш-попрошайка с проблемами в области пищеварения! Или одинокий конспиролог-срыватель покровов со «своим сайтом, где говорят правду»! А ещё продавец тухлых хот-догов, чей квест настоятельно рекомендую пройти до конца. Всё это без преувеличения дико смешно.
Вообще тут хватает абсурдного и откровенно сортирного юмора, который смотрится очень органично и делает историю более живой.
Таким образом мы получаем многослойное произведение, с центральной проблематикой, достойной большой литературы, особенно современной американской. Огромное влияние битников и «новых странных». Этот центр щедро обмазан влиянием литературы жанровой, например стандартные тропы киберпанка, и поп-культурными отсылками, в сторону, как мне кажется секретных материалов. Этого более чем достаточно, чтобы стать для кого-нибудь любимым художественным произведением. По крайней мере остаться равнодушным просто невозможно.
Как настоящий детектив
Геймплейно это традиционный point-and-click здорового человека, с адекватными и вполне логичными загадками. Охоты за точками нет как таковой, во всяком случае я на неё не натыкался. Но кликать на экранные объекты ещё как нужно! Через предметы и объект, их описание и ассоциации раскрывается история и мир.
Так же есть карта мыслей персонажа – сложная, красивая, и весьма уместная штука, ведь в очередной раз на юге разыгрывается настоящий детектив. Однако она несет скорее повествовательный элемент. Хотя буквально пару раз за игру используется для решения некоторых загадок.
Загадки, необходимые для прохождения этой прекрасной истории очень просты и напоминают Resident Evil с подчёркиванием ключевых элементов в тексте. Достаточно азарта, чтобы быть игрой, а не визуальной новеллой, и достаточно простые, чтобы избегать боли всех, знакомых с русскими квестами нулевых и девяностых.
В рамках мини-игры, есть аркадные покатушки на лодке по топям. Встречается буквально пару раз. А вот боевая система встречается куда чаще, но она так же декоративна. Norco отсылает к коллективному бессознательному RPG с приставок Нинтендо, за которыми наверняка росли разработчики: есть партия героев, пошаговый бой, но с аркадными ритм элементами.
Лучший картридж на свете
Графически Норко исполнен потрясающе. Он напоминает классические квесты Lucas Arts, как, например Full Throttle. Пиксель-арт раскрывает себя на полную, когда речь идёт о кат-сценах: многие изображения хочется запечатлеть в качестве постера или обоев на рабочий стол. Ещё тут восхитительный ЭЛТ фильтр, который я настоятельно рекомендую включить прям сразу.
И какой здесь звук! Больше всего это напоминает симфонию аналоговых синтезаторов. Причём не реальную, а утрированно фантастическую. Будто автор музыки и саунд-дизайнер срослись со своими музыкальными машинами, стали одним из множества странных персонажей этой вселенной.
Продолжая ретро-приставочные аналогии, Norco выглядит как лучший картридж на свете, который ты случайно нашёл на барахолке и запускаешь его на пузатом кинескопном телике ранним утром выходного дня.
Конструктор жёлтого цвета
Из всех нарративных игр Norco наиболее походит именно на литературу. Причём литературу вполне конкретную. Как будто эта книга под оранжевой обложкой серии «Альтернатива» из нулевых. Да, та самая, где Чак Паланик и Ирвин Уэлш. Вернее, это подсерия «Альтернативная фантастика», вроде кардиологии «Обеспечение» Руди Рюкера, сборника рассказов «Рибофанк» Пола Ди Филиппа. Ещё лучше подходит абсолютно любой роман Манчестерского затворника Джеффа Нуна, ведь Норко – это реально существующий город в Луизиане, родина одного из разработчиков. Фантастический элемент Норко так же сюрреалистичен, странен и иносказателен. На его фоне контрастно выделяется приземленность окружения и некая обыденность персонажей. Всё здесь живое, настоящее. За всеми безумствами истории беглянки, и её матери, проживающей последние дни, кажется чуть ли не документальной. Как будто авторы взяли реальных, знакомых им людей и поместили их в небывалые фантастические декорации, тем самым раскрашивая обыденность собственных жизней.
При этом, как и в случае с жёлтыми книжками, значительное число обычных нормальных таких игроков находят «скучной» «непонятной» и «под особый склад мышления». Бог им, унылым нормисам, судья.
Через месяц-другой после прохождения Norco приходит в ум раковым смрадом заводов, гнилью болотных топей, влажной духотой прокуренных баров и неубранных квартир, дорожной пылью. Всё это щемяще знакомое и такое родное, хотя я, как и большинство читающих этот текст, никогда не был на берегах Миссисипи.