Есть что-то абсолютно фантастическое для меня в музыке со скандинавского полуострова. Дело не только в астрономическом количестве интересных артистов и релизов на любой вкус, будто каждый второй в северных странах является рок-музыкантом. Есть у викингов и их соседей какое-то особое понимание того, как надо жить в радость под серыми холодными небесами. К такому особому северному прочтению аутентичного рокабилли относится пластинка Майка Белла Lightning Bolt, вышедшая в августе 2024 года.
Миикка Сиирра родился в августе 1979 года в городке Хя́меэнли́ннаё, в южной Финляндии. Начав свой рокабилли маршрут как сольный артист, к 2008 году Миикка стал более лаконичным Майком, и собрал свой квартет The Belltones, перебравшись в Хельсинки. С тех пор Mike Bell and The Belltones стали драгоценной жемчужиной в короне европейской рокабилли-сцены. За это время они записали четыре, включая нынешний, полноформатника и девять EP. Среди них, особенно любопытна совместная работая с легендарным Хьюлином Дювалем, вышедшая в 2011 году.
Четвёртый по счету лонгплей коллектива выдержан в той же фирменной аутентичной манере. Звучание стало ещё более высушенным, полностью мимикрировав под исторический артефакт. Тимо, Икку и Яппи (да простят они мне подобную транскрипцию!) играют без несолидных выкрутасов, не растеряв при этом нужный драйв: горячее сердце и холодная голова. Ритм секция слаженна Яппи и Икку слажена и в меру напориста. Ведущая гитара Тимо звучит местами снисходительно, как строгий, но справедливый учитель наблюдает за расшумевшимися тинейджерами. Этого же тинейджерского духа больше всего в ритм-гитаре Майка. Есть что-то бунтарское в простой акустике!
Это особая аутентика, достаточно сильно отличающаяся, например, от заводных The Wise Guyz и The Mars Attacks. Наполненное прохладой тысячи озёр, звучание Беллтонов я могу, пожалуй, сравнить с нашими родными Neva River Rockets и The Diamond Hand. Это что-то на уровне ощущения, когда ты находишь способ укрыться от невзгод и ледяного ветра в маленьком безопасном пространстве. И музыка из других времён и мест здесь слабый, но надёжный источник тепла.
Если же убавить градус поэтики, то это классический глуховатый уютный комок музыки, превращающий любое воспроизводящее устройство в радиолу. И в этот раз вокруг этой радиолы хочется танцевать, пускай и немного меланхолично.
Bare Bone Boogie с первых нот задаёт нужный пространственно-временной континуум. Это очень приятная миниатюрная открывашка, под которую хочется засучить рукава и засунуть папиросу Лаки Страйк из мягкой пачки за левое ухо.
Второй трек Lightning Bolt уже не столь консервативен, с цитатой из Walk Don’t Run от The Ventures и появлением в аранжировке клавишных. В целом, я считаю правильным решением вынести эту песню в заглавие. Есть в этом странном симбиозе сёрфа и традиционного звучания 50х что-то цепляющее. Следующие пара треков, The Gambler и Slowly Killin’ Me звучат куда более умеренно и несут характерную повествовательную нагрузку, про дурные и притягательные вещи.
Затем Fussin’ & Fightin’ слегка даёт встряхнуться, как глоток свежего воздуха за дверями бара. И завершает сторону А приятнейшая When the Night Comes, как воспоминание о славном вечере выходного дня.
Вторую сторону альбома открывает размеренная и успокаивающая Bright Lights. Это буквально вторая моя любимая вещь у коллектива, наравне с Dark Side Of The Moon c альбома Payback. Именно за эту светлую грусть я их и полюбил. Спокойный ритм качает слушателя, как дитя в колыбели, а перекличка гитары и клавиш создаёт нашёптывает мысли о вечном. Эта песня как путь домой.
Впрочем, ещё рано! Riot Rhythm возвращает нас на метафорический танцпол, а Key to Your Heart задаёт достаточно романтичный настрой этим движениям.
Далее бразды правления вновь забирает меланхолия Your Lovin’ On My Mind, в которой как-то особое место занимает солирующая гитара: временами ноты похожи на капли редкого дождя. Holy Land звучит же достаточно жизнеутверждающе, чем-то напоминая When the Saints Come Marching In.
Далее прямая как стрела Make With The Shake вновь заставляет нас двигаться, продолжая эту тенденцию в Knock Knock. В последней как-то по особенно радуют барабанные брейки. И, с намёком на Train Kept A-Rollin, пластинку завершает I Wanna Go: своего рода квинтэссенция всего, что мы слышали ранее.
Вот, собственно, и всё. Lightning Bolt очень цельный рокабилли-альбом. Очень аккуратно, вежливо, без излишеств. Своеобразная капсула мечты. Этот альбом вышел в августе 2024 года, как подарок на день рождение Майка своим слушателям и самому себе. И это последняя работа коллектива. В сентябре 2024 года Майк Белл, в возрасте 45 лет, отправился на Рок-н-рольные Небеса.
Творчество Майка всегда напоминало мне романтику Бадди Холли, только более зрелую и умеренную. Таким оно останется навсегда. Пускай эта скромная пластинка согревает всех нас холодной зимой.