Фильм Джокер (2019) Тодда Филлипса конечно очень хороший и впечатляющий. И очень грустный. Особенно если смотреть его в одиночестве. Среди других незнакомых и возможно одиноких людей в зале. Наверное были и такие. Потрясающий Хоакин Феникс продемонстрировал свой высокий класс актерского мастерства и подлинного перевоплощения. Он как Кристиан Бейл в Машинисте – истощал, ссутулился, высунул лопатку. И этот шрам на верхней губе соответствует образу.
Его Артур Флек такой болезненный и нездоровый, но видно, что в то же время физически он может быть очень сильным. С психическими вообще так, я где-то читал, что уж лучше на тебя пусть выйдет здоровый амбал, чем безумный дрыщ с отверткой. Бегает Флек очень быстро, что-то есть в нем от насекомого, никто его за весь фильм так и не догнал.
А этот танец на лестнице, такое сумасшедшее обаяние и нездоровая головокружительная красота, это когда в мюзиклах герой сходит вниз по ступеням. А тут еще он танцует и курит, и сверху двое детективов наблюдают за этим действом. Наверное в их головах не звучала та музыка. Синатра воспевал Нью-Йорк, а Готэм-сити это и есть Нью-Йорк, и мегаполис – он как отдельный персонаж. Как вспоминал Лимонов, однажды в 1977 году Нью-Йорк настиг блэкаут, город погрузился во тьму, электричества не было более суток, были разграблены тысячи магазинов. Тогдашний начальник полиции заявил, что вторую такую ночь Нью-Йорк не переживет. Вот такая призрачная цивилизованность, достаточно отключить свет и воду, как люди быстро потеряют человеческий облик. Однажды я посмотрел фильм “Высотка”, он как раз об этом. Одна надежда на Бэтмэна.
Очень жаль Артура Флека как человека. Жизнь у него была тяжелой и ой какой несладкой. В детстве его били и издевались над ним, причем при попустительстве его сумасшедшей матери. Она не придавала этому особого значения. Странно конечно, что вообще ей оставили сына при ее невменяемом состоянии. Ведь вы даже не представляете, насколько это легко – совершить физическое насилие над ребенком, какая это тонкая грань, как ее просто перейти. Если начать, очень сложно остановиться. Ребенок слабый и не может дать сдачи, он абсолютно беззащитен. Родителю можно скатиться в очень темную бездну. И кто-то кому-то может никогда этого не простить.
В свои 40+ Артур во многом как ребенок, он наивный, хрупкий, простой, чудаковатый. Фрик не от мира сего. Так часто бывает с людьми, которые всю жизнь живут со своей матерью. Мать манипулирует, внушает что ты еще ребенок и просто не дает тебе взрослеть. Опекает даже, если ничего сама уже не делает, да и не может делать. В начале фильма в Артуре еще нет злобы и ненависти. Только печаль, растерянность, разочарование в жестоком мире, мысли о смерти. “Будет лучше, если меня не станет”. В фильме мы видим трансформацию Артура Флека в Джокера, который отбросил добро и мораль, провозгласив хаос своим жизненным кредо.
Из спорных моментов эпизод где Артур и мальчик, сын кандидата в мэры – то как Флек его приманивает к себе. С чего он, Брюс Уэйн, такой доверчивый и неосторожный? Непонятно. Да еще и позволяет засунуть тому пальцы в свой рот, делая “улыбку”.
Шутки в фильме есть действительно неплохие. У Джокера особенное чувство юмора:
“Когда я был маленьким и говорил, что стану комиком, все надо мной смеялись. И вот сейчас я вырос, стал комиком и никто не смеется”.
Шутки о смерти – выстрелить себе в висок или наставить пистолет снизу и ба-бах! Или застрелить ведущего в прямом эфире. Что может быть смешнее? Особенно после того, как он над тобой смеялся и выставлял тебя посмешищем перед миллионной аудиторией. Вот теперь тебе смешно, Мюррей Франклин?
При мысли о романе с негритянкой я вспоминаю “Подземных” Керуака. И все-таки жаль, что с черной девушкой у Артура ничего так и не было, все оказалось плодом его больного воображения. Вероятно, она вытянула бы его из бездны, сделала бы нормальным. Обычные женщины и проделывают такое с мужчинами, которые отличаются от остальных, от “нормальной” средней массы. Мечтатели, революционеры, безумцы, авантюристы – случись им влюбиться в обычную женщину – она утянет его в мир обывателей, в семейную жизнь, где он погрязнет в ежедневных заботах и забудет о своих высоких устремлениях. Спокойствия тут конечно тоже может не быть, но это уже совсем другое море, житейское.
Эпизод с карликом действительно трогательный и по-своему милый. А толстяка, якобы приятеля Артура, давшего ему пистолет, нисколько не жалко. Этот актер играл маньяка в “Настоящем детективе”, отталкивающего персонажа, он и здесь получил по заслугам. Если герой Феникса притягивает, несмотря на свое безумие, то Рэндалл – этот точно отталкивает, он как свинья. Он опосредованно виноват в том, что произошло.
Артур совершает убийство, да сразу тройное, и ему это нравится. Он делает осознанный выбор, шаг в свою темную сторону. Это дает ему стимул, желание жить. “Я был душой больного общества”. Неконтролируемые припадки смеха постепенно уходят, и сейчас он смеется уже намеренно, по-новому. Чтобы противостоять системе, надо быть сумасшедшим. Одной смелости мало, чтобы бросить истэблишменту вызов. Отсутствия страха смерти мало, надо действительно быть безумцем. В этом красота и свобода этого фильма.
Джокер исповедует анархию, конечно не без оснований, везде мы видим власть богатых узурпаторов над толпами бедных угнетенных – это современный мир. Супер-крысы, горы мусора, массовые беспорядки, неконтролируемое насилие – это сегодняшние реалии. На планете все меньше остается спокойных мест. Все как в песне у Боба Дилана – времена меняются. Надо быть готовым к худшему. Надеюсь, что эти ожидания останутся лишь ожиданиями. Хотя бы на долгий срок.
Самая ужасная часть Джокера в том, что за десятилетия своего существования персонаж превратился в настоящего монстра: абсолютно любой Джокер… работает. Будь это безобидный Ромеро с гримом поверх усов или Лето с татуировками, нравится вам это или нет – Джокер будет работать всегда, в любом амплуа. Лично мне Леджер и Феникс в гриме всегда будут нравиться меньше, чем классический Николсон, полностью белый ввиду принудительного плавания в чане с химическими отходами, но… именно об этом я и говорю. Это самая сильная и самая слабая черта Джокера: ему не обязательно кого-то убивать, ему не обязательно быть сумасшедшим, ему не обязательно следовать канонам собственного комикса – он вполне может обойтись обычным гримом. Джокер стал именно тем, с чем его ассоциируют – настоящей анархией от мира персонажей. Если ты пишешь про Джокера – это сработает, что бы ты не написал. Лучше, хуже, кому-то понравится, кому-то нет, но Джокер… сработает.
Думаю, не стоит и говорить, что я – фанат данного персонажа. Я пересмотрел всё, что хоть как-то связано с Джокером, включая фильм Человек, Который Смеётся 28-ого года. Поэтому мне надо говорить о фильме, прежде всего отринув этого персонажа.
А фильм получился хороший. Очень красивый и грамотно сделанный. Тодд Филиппс упомянул, что на Джокера повлиял фильм Мартина Скорсезе Таксист – и я очень боялся, что я увижу что-то нудное и абсолютно непонятное, так как я считаю Таксиста самой переоценённой картиной за авторством товарища Скорсезе. К счастью, мои страхи не оправдались. Джокер – отличное кино.
Во-первых, главный герой… Очень хорошо, что в статье упомянули Машиниста – мне тоже сразу бросилось в глаза, насколько Феникс худой на экране. Даже обидно, насколько рьяно тело Феникса выделяется на фоне многих других актёров современных фильмов, которые к роли не готовятся от слова совсем. Хоакин явно подготовился и подготовился хорошо. И… наверное, даже не стоит говорить об актёрской игре. Всё идеально, вплоть до звука: оригинальная озвучка Джокера приводит в настоящий экстаз. Очень редко персонаж меняется в голосе на протяжении фильма, и этот факт тоже о многом говорит.
К слову о звуке: если и есть место данному фильму в контексте нашего сайта, так это однозначно из-за саундтрека. В OST фильма входит весьма солидное число классических джазовых композиций, включая несколько треков в исполнении Фрэнка Синатры, а также кислотная White Room в исполнении Cream и Rock & Roll за авторством Гари Глиттера (да-да, того самого педофила, которого Джин Винсент однажды почти застрелил).
Сюжетно фильм отлично показывает становление культа личности, причём самой личности этот культ, по сути, толком и не нужен. Всё красиво вырисовывается само собой. В контексте комиксов любителям Джокера будет интересно посмотреть, как и откуда у такой личности, как Джокер, может появиться культ, и почему вообще люди могут пойти за ним добровольно – как мне кажется, в комиксах эту тему ещё ни разу не раскрывали. По крайней мере, в фильмах и играх точно нет… ну, уж точно не настолько глубоко. Плюс весьма интересный момент состоит в том, что в данном фильме не Бэтмэн создаёт Джокера, а ровно наоборот: Джокер создаёт Бэтмэна – да, почти как в фильме 89-ого года.
Ну и… интересно в очередной раз заметить, что чем нуарней, мрачней и взрослей DC делает свой фильм, тем лучше он получается. Надеюсь, однажды студия наконец поймёт свою сильную сторону и перестанет пытаться соперничать с Disney/Marvel на чужом поле, на котором они всё равно ничего толкового показать не могут. У меня всё.
Редакция: спустя день после написания комментария я понял, что очень хотел отойти от Джокера, как персонажа, но при этом также не хотел говорить про данный фильм как про заявление о состоянии нашего общества – в конце концов, об этом уже сказали все, кому не лень. В результате комментарий получился крайне нескладный, ну да и чёрт с ним – пусть таким и остаётся. Скажу лишь только ещё одну вещь: с точки зрения любителя комиксов очень приятно смотреть эту киноленту, представляя себе, что это сам Джокер рассказывает свою историю, являясь ненадёжным рассказчиком, примерно как в The Killing Joke. Таким образом фильм, как мне кажется, оставляет после себя наибольшее количество позитивных впечатлений.