Если вы хоть немного любитель киноискусства, то, скорее всего, вы знаете, кто такой Джордж Орсон Уэллс. Даже если думаете, что не знаете. Два слова: Гражданин Кейн. По сути, авторское кино Уэллса, в котором он был и режиссёром, и продюсером, и сценаристом, и исполнил главную роль. А также режиссёрский дебют товарища Орсона, оставшийся самой известной кинолентой из всей его фильмографии. Так что, как мне кажется, я являюсь одним из многих, для кого Гражданин Кейн был первым просмотренным фильмом Орсона Уэллса. И это кино, честно говоря, меня не особо впечатлило, так что из всего остального и без того не особо обширного набора фильмов, снятых товарищем Уэллсом, я смотрел лишь несколько. Но из тех, которые я всё же посмотрел, больше всего меня восхитил тот, который является темой данной статьи – Touch Of Evil 1958-ого года, в русском переводе известный, как Печать Зла (хотя, конечно, более правильный вариант всё же Прикосновение Зла).
Версии фильма Печать Зла и конфликт Уэллса с Universal
Перед тем, как составить мнение о данной киноленте, мне хочется отметить, что только официальных релизов было три: театральная версия, версия для предпросмотра и реконструированная версия. Театральная версия – предмет многих споров. Дело в том, что Уэллс Голливуд не любил, а Голливуд не любил его. Как говорил Чарлтон Хестон, исполняющий в Печати Зла одну из главных ролей,
“(Уэллс) был бесконечно обаятелен со своей командой и актёрами, но я видел, как он специально оскорблял начальство студии. Очень глупо. Это же ребята с деньгами. Если они не дают тебе денег, ты не снимаешь никаких фильмов”.
Так или иначе, но руководство студии Universal в какой-то момент отстранило Уэллса от процесса монтажа. А как вы, вероятно, догадались по первым двум абзацам, Джордж любил выступать и в качестве монтажёра своих кинолент, так что решение Universal его очень обидело. Тем не менее, ещё какое-то время Уэллс оставался на связи и даже написал развёрнутый меморандум в пятьдесят с лишним страниц, подробно описывающий, какой именно лично он хотел бы видеть финальную версию фильма. Однако спустя какое-то время товарищ Орсон окончательно плюёт на всё, и оставляет студию один на один со своим творением.
Universal офигевают. Они вообще не знают, что делать с фильмом. Видение Уэллса кажется им слишком странным. В конце концов, они решают отснять дополнительные сцены с новым режиссёром, чтобы сделать из Печати Зла нечто более понятное и продаваемое. Некоторые актёры – например, уже упомянутый товарищ Хестон – пытаются отказаться сниматься из лояльности к Уэллсу. Конкретно Чарлтону указывают на то, что съёмки дополнительных сцен указаны у него в контракте, и он не имеет права отказываться – в общем, дополнительные сцены кое-как снимают, фильм кое-как монтируют и выпускают театральную версию.
Версия для предпросмотра была обнаружена, когда какой-то профессор Калифорнийского Университета города Лос-Анджелес запросил копию Печати Зла для показа своим студентам. Каким-то образом ему прислали вовсе не последнюю версию, а, как принято считать, один из ранних вариантов. В частности, критик Джонатан Розенбаум считает, что именно эта плёнка является наиболее близкой к тому, что хотел видеть лично Орсон Уэллс. Этот вариант фильма был публично выпущен в 1976-ом году, и именно эту версию долгое время считали “режиссёрской”.
И, наконец, образец 1998-ого года был собран из имеющихся материалов, вроде как стараясь наиболее точно соответствовать упомянутому меморандому Уэллса. Именно эта версия называется реконструированной, теперь именно её принято считать наиболее близкой к видению режиссёра, а потому она наиболее котируется в последнее время. Тем не менее, стоит отметить, что это мнение далеко не едино. Некоторые критики, например, отмечают, что просмотрев бок о бок театральный релиз 58-ого и реконструкцию 98-ого, можно с увереностью сказать, что студия Universal вовсе не игнорировала просьбы Джорджа, и оригинальный вариант однозначно учитывал пожелания режиссёра вкупе с его многостраничными записями. И вообще разница между двумя монтажами не так уж и велика: почти все элементы остались прежними, многие сцены идентичны, изменения крайне тонкие – чуть ли не подсознательные – а местами вариант студии Universal даже лучше.
Определённые мнения так и вовсе говорят, что дополнительные сцены – что реконструированной версии, что для предпросмотра – необоснованно затягивают фильм и нарушают темп повествования. Так что… не всё так однозначно. И какую из трёх интерпретаций смотреть – решать лично вам. Впрочем, я, наверное, слегка облегчу задачу: у оригинальной редакции 58-ого, судя по всему, никогда не было перевода на русский язык, так что если английский оригинал для вас не вариант, то на выбор остаются только два переиздания. Лично я предпочёл вариант 1976-ого года.
Впечатления от нуара Печати Зла
Итак, теперь, когда мы разобрались, что же именно я посмотрел, наконец-то пришло время озвучить свои впечатления от просмотренного. Начну с повторения уже сказанного: Печать Зла, на мой взгляд, куда лучше Гражданина Кейна. За прошедшие между съёмками этих двух фильмов годы товарищ Уэллс явно набрался как актёрского мастерства, так и режиссёрского. Чарлтона Хестона вы, возможно, помните по главной роли в фильме про Зелёный Сойлент 1973-его года, однако уже в 58-ом году товарищ Хестон был чертовски талантлив и умел, так что в данной киноленте он тоже оставляет сплошь положительные впечатления. Наконец, последнюю из центральных ролей исполнила Джанет Ли, которая также обладает дюжей долей актёрского мастерства, в следствии чего закономерно прославится всего пару лет спустя, за счёт роли в знаменитом фильме Психо Альфреда Хичкока.
Многие актёры второго плана, снявшиеся в данной киноленте, мне тоже знакомы – и многие из них всё также талантливы. Например, Аким Тамиров – да, армянин из российской тогда ещё империи – в Печати Зла играет роль главного антагониста и на тот момент уже успел получить за своё мастерство Золотой Глобус. Или Марлен Дитрих, которую лично я особенно люблю за её роль в вышедшей за год до фильма Touch Of Evil обалденной экранизации одного из романов Агаты Кристи – Свидетель Преступления. Или Гарри Шеннон, с которым я познакомился ещё по тому же Гражданину Кейну. Или Жа Жа Габор, которую… Ох, в общем, актёрский состав в Печати Зла – это что-то. Столько весьма запоминающихся имён в одном списке я вижу не часто. Впрочем, даже неизвестные – то ли лично мне, то ли в принципе – актёры второго плана мне тоже весьма и весьма понравились. Например, местная банда мексиканских бриолинщиков, смотреть на которую – сплошное удовольствие.
Гризеры в фильме Печать Зла
Да, конкретно наши ребята в данной киноленте и впрямь присутствуют – и находятся они, как водится, на тёмной стороне силы. Не то, чтобы имеющиеся в наличии бриолинщики были совсем уж злодеями, но, тем не менее, подрабатывают они, исполняя поручения местного криминального авторитета “Дядюшки” Джо Гранди, и именно гризеры в результате становятся причиной весьма важных для сюжета событий. Вообще надо сказать, что, в целом, не считая конкретно фильмов про бриолинщиков, у ребят в кожаных куртках тут довольно много экранного времени. Да и показаны они, кстати, довольно… адекватно, что ли. Всё же образ “бунтаря без причины” заезжен до ужаса, и связи с организованной преступностью местной банде очень даже к лицу: привносят какое-то обоснование их поступкам; появляется намёк на конечную цель, что ли… Всё это, в целом, делает нуарных чёрно-белых хот-роддеров Уэллса более серьёзными ребятами, чем их альтернативы во многих других фильмах.
Печать Зла – лучший фильм Орсона Уэллса?
Сюжет в целом подаётся… интересным образом. Не могу сказать, почему конкретно, но фильм ощущается как-то… лихорадочно, что ли. Присутствует налёт какого-то сюрреализма всего происходящего. Впрочем, ровно то же самое мне показалось и в Гражданине Кейне, и уж тем более в экранизированном Уэллсом Процессе по роману Кафки, да и во всех остальных фильмах Орсона тоже. Так что, пожалуй, это можно назвать режиссёрским стилем. Все эти медленные планы, снятые снизу актёры… Почему-то в моём сознании возникает эффект некой… минимальной фантасмагории. Даже интересно, сохраняется ли этот эффект в театральной версии.
За саундтрек в данной киноленте ответственность нёс Генри Манчини. Да, тот самый, который Розовая Пантера – ещё одно знаменитое имя в копилку Печати Зла. И да, товарищ Манчини тоже выложился на полную: всё, что вы, вероятно, ожидаете услышить при словах “Генри Манчини” – вот именно всё это и услышите. Разве что рок-н-ролл для бриолинщиов получился уж больно джазовый – такой, наполовину (или даже больше) джамп-блюз; очень много духовых. Но это – единственная моя претензия.
Ну и, в заключение хочется сказать, что Touch Of Evil – это всё же нуар. Более того, это кино известно в народе, как “последний нуарный фильм”. То есть, из классических, конечно же. Нео-нуар не в счёт. Так вот с учётом особенностей жанра, я не соглашусь с теми критиками, которым отсмотренная мною версия фильма 1976-ого года показалась затянутой. Нет, я, конечно, всё же не видел театральной версии, но всё же… Мне кажется, что всё было на своих местах. Нуар – он такой, тягучий, вязкий. Словно вестерн или роуд-муви, но тяжелее… И если выкинуть эти десять с хвостиком минут – то как будто бы получится слишком поспешно. Хотя, опять же, спекулирую. Но, так или иначе, суть в том, что фильм мне понравился всем и абсолютно всесторонне. Я бы хотел заменить в народном сознании Гражданина Кейна на Печать Зла, потому что, как мне лично кажется, именно Touch Of Evil является лучшим фильмом Орсона Уэллса. Да, повторюсь, я пока что не видел все его киноленты, но, чёрт возьми, настолько высокую планку поднять ещё выше очень и очень сложно.
Так что Печать Зла 1958-ого года я смело советую всем. В конце концов, это Орсон Уэллс. Да, я сказал, что он переоценён, но самое время уточнить, что я не считаю товарища Уэллса переоценённым сильно: Орсон однозначно умелый и всесторонне талантливый человек, имеющий собственное, необычное видение и способный перенести его на экран. Так что у нас тут классический нуарный фильм, который в то же время авторский, а потому в оригинальном исполнении и со многими интересными элементами. Добавьте к этому целую россыпь заслуженно звёздных имён на всех позициях – чего ещё вообще можно желать? В общем, очень и очень интересное кино, на которое однозначно стоит потратить один вечер.
Кто-то считает, что это как минимум переходный фильм от нуара к неонуару, а возможно и первая ласточка нового жанра.