Печать Зла 1958, обзор фильма, ставшего классикой нуара

Печать Зла (1958): последний нуар

Если вы хоть немного любитель киноискусства, то, скорее всего, вы знаете, кто такой Джордж Орсон Уэллс. Даже если думаете, что не знаете. Два слова: Гражданин Кейн. По сути, авторское кино Уэллса, в котором он был и режиссёром, и продюсером, и сценаристом, и исполнил главную роль. А также режиссёрский дебют товарища Орсона, оставшийся самой известной кинолентой из всей его фильмографии. Так что, как мне кажется, я являюсь одним из многих, для кого Гражданин Кейн был первым просмотренным фильмом Орсона Уэллса. И это кино, честно говоря, меня не особо впечатлило, так что из всего остального и без того не особо обширного набора фильмов, снятых товарищем Уэллсом, я смотрел лишь несколько. Но из тех, которые я всё же посмотрел, больше всего меня восхитил тот, который является темой данной статьи – Touch Of Evil 1958-ого года, в русском переводе известный, как Печать Зла (хотя, конечно, более правильный вариант всё же Прикосновение Зла).

Орсон Уэллс в фильме Печать Зла, 1958, кадр из фильма
Орсон Уэллс образца конца 50-ых годов. Если вы помните, как он выглядел в Гражданине Кейне (то есть, в начале 40-ых), то наверняка удивитесь тому, насколько иначе он выглядит в Печати Зла.

Версии фильма Печать Зла и конфликт Уэллса с Universal

Перед тем, как составить мнение о данной киноленте, мне хочется отметить, что только официальных релизов было три: театральная версия, версия для предпросмотра и реконструированная версия. Театральная версия – предмет многих споров. Дело в том, что Уэллс Голливуд не любил, а Голливуд не любил его. Как говорил Чарлтон Хестон, исполняющий в Печати Зла одну из главных ролей,

“(Уэллс) был бесконечно обаятелен со своей командой и актёрами, но я видел, как он специально оскорблял начальство студии. Очень глупо. Это же ребята с деньгами. Если они не дают тебе денег, ты не снимаешь никаких фильмов”.

Орсон Уэллс, Кадр из фильма Печать Зла, Прикосновение Зла
Не знаю, насколько это заслуга костюмеров или, может, удачных планов камеры, но Орсон Уэллс на экране предстаёт фигурой действительно массивной и нуарно-суровой. Есть шанс, что Уэллс в те годы просто на самом деле выглядел настолько брутально и потёрто. Так или иначе, а в показанном на экране персонаже ну просто невозможно представить режиссёра, сценариста, да и вообще какого бы то ни было творца.

Так или иначе, но руководство студии Universal в какой-то момент отстранило Уэллса от процесса монтажа. А как вы, вероятно, догадались по первым двум абзацам, Джордж любил выступать и в качестве монтажёра своих кинолент, так что решение Universal его очень обидело. Тем не менее, ещё какое-то время Уэллс оставался на связи и даже написал развёрнутый меморандум в пятьдесят с лишним страниц, подробно описывающий, какой именно лично он хотел бы видеть финальную версию фильма. Однако спустя какое-то время товарищ Орсон окончательно плюёт на всё, и оставляет студию один на один со своим творением.

Орсон Уэллс и Аким Тамиров, Touch Of Evil, Кадр из фильма Печат Зла, Прикосновение Зла
На мой взгляд, крайне успешное противопоставление двух очень разных лиц. Вроде как, несложный приём, но в то же время редко встречаются настолько удачные кадры. Надо, всё же, уметь их поставить. Впрочем, к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Universal офигевают. Они вообще не знают, что делать с фильмом. Видение Уэллса кажется им слишком странным. В конце концов, они решают отснять дополнительные сцены с новым режиссёром, чтобы сделать из Печати Зла нечто более понятное и продаваемое. Некоторые актёры – например, уже упомянутый товарищ Хестон – пытаются отказаться сниматься из лояльности к Уэллсу. Конкретно Чарлтону указывают на то, что съёмки дополнительных сцен указаны у него в контракте, и он не имеет права отказываться – в общем, дополнительные сцены кое-как снимают, фильм кое-как монтируют и выпускают театральную версию.

Аким Тамиров в фильме Печать Зла, Touch Of Evil 1958, кадр из фильма, Прикосновение Зла
Из Акима Тамирова (справа) – армянина из российской империи – получился крайне правдоподобный итальянский гангстер.

Версия для предпросмотра была обнаружена, когда какой-то профессор Калифорнийского Университета города Лос-Анджелес запросил копию Печати Зла для показа своим студентам. Каким-то образом ему прислали вовсе не последнюю версию, а, как принято считать, один из ранних вариантов. В частности, критик Джонатан Розенбаум считает, что именно эта плёнка является наиболее близкой к тому, что хотел видеть лично Орсон Уэллс. Этот вариант фильма был публично выпущен в 1976-ом году, и именно эту версию долгое время считали “режиссёрской”.

Марлен Дитрих в фильме Печать Зла, Touch Of Evil
Марлен Дитрих, исполнившая в данной киноленте одну из второстепенных ролей, в своей автобиографии 1987-ого года упоминает ещё и тот факт, что Universal выдала Орсону весьма жалкий по размерам бюджет. “Как подачка бедняку. А поэтому Уэллсу пришлось трясти своих друзей, среди которых были Мерседес Маккэмбридж и я. Сегодня Touch Of Evil – международная классика. Но в 1958-ом Universal относилась к фильму крайне безразлично, а с Уэллсом обращалась шокирующе убого. Много лет спустя, когда Орсон Уэллс получил Оскар, лицемерие боссов Universal было невыносимым. Мне бы хотелось подложить им бомбу – или ещё каким-нибудь образом отправить их в ад.”

И, наконец, образец 1998-ого года был собран из имеющихся материалов, вроде как стараясь наиболее точно соответствовать упомянутому меморандому Уэллса. Именно эта версия называется реконструированной, теперь именно её принято считать наиболее близкой к видению режиссёра, а потому она наиболее котируется в последнее время. Тем не менее, стоит отметить, что это мнение далеко не едино. Некоторые критики, например, отмечают, что просмотрев бок о бок театральный релиз 58-ого и реконструкцию 98-ого, можно с увереностью сказать, что студия Universal вовсе не игнорировала просьбы Джорджа, и оригинальный вариант однозначно учитывал пожелания режиссёра вкупе с его многостраничными записями. И вообще разница между двумя монтажами не так уж и велика: почти все элементы остались прежними, многие сцены идентичны, изменения крайне тонкие – чуть ли не подсознательные – а местами вариант студии Universal даже лучше.

Смотрите еще  Удивительная миссис Майзель: что-то сломалось в жене, она больше не степфордская...

Чарлтон Хестон, Печать Зла, кадр из фильма, Прикосновение Зла
Помимо прочего, к 1958-ому году в моду успели войти солнцезащитные очки, которые главный герой часто и с удовольствием использует. В данной сцене, например, он надел их лишь для того, чтобы перейти улицу. Эта деталь смотрится очень интересно в старом чёрно-белом фильме и, вне всякого сомнения, добавляет нашему протагонисту +10 к крутизне и пафосу.

Определённые мнения так и вовсе говорят, что дополнительные сцены – что реконструированной версии, что для предпросмотра – необоснованно затягивают фильм и нарушают темп повествования. Так что… не всё так однозначно. И какую из трёх интерпретаций смотреть – решать лично вам. Впрочем, я, наверное, слегка облегчу задачу: у оригинальной редакции 58-ого, судя по всему, никогда не было перевода на русский язык, так что если английский оригинал для вас не вариант, то на выбор остаются только два переиздания. Лично я предпочёл вариант 1976-ого года.

Чарлтон Хестон, фильма Печать Зла
Стоит отдельно отметить, что Чарлтон Хестон в Печати Зла играет мексиканца – Рамона Мигеля Варгаса – и, если мне не изменяет память, именно так я и нашёл этот фильм. Позитивный персонаж из Мексики в американском чёрно-белом кино, да ещё и на самом переднем плане – это большая неожиданность.

Впечатления от нуара Печати Зла

Итак, теперь, когда мы разобрались, что же именно я посмотрел, наконец-то пришло время озвучить свои впечатления от просмотренного. Начну с повторения уже сказанного: Печать Зла, на мой взгляд, куда лучше Гражданина Кейна. За прошедшие между съёмками этих двух фильмов годы товарищ Уэллс явно набрался как актёрского мастерства, так и режиссёрского. Чарлтона Хестона вы, возможно, помните по главной роли в фильме про Зелёный Сойлент 1973-его года, однако уже в 58-ом году товарищ Хестон был чертовски талантлив и умел, так что в данной киноленте он тоже оставляет сплошь положительные впечатления. Наконец, последнюю из центральных ролей исполнила Джанет Ли, которая также обладает дюжей долей актёрского мастерства, в следствии чего закономерно прославится всего пару лет спустя, за счёт роли в знаменитом фильме Психо Альфреда Хичкока.

Деннис Уивер, Печать Зла, фильм нуар 1958
Раз уж мы начали перечислять актёров, то надо упомянуть ещё и Денниса Уивера, которого вы, надеюсь, знаете по фильму Дуэль за авторством Стивена Спилберга, в котором тот сыграл чуть ли не единственную роль. А в данной киноленте Уивер играет крайне запоминающегося дёрганного типа, который то ли параноик, то ли просто сумасшедший. “Я не дневной человек, я ночной человек! Дневной человек должен был прийти в 6 утра, а теперь они мне позвонили и сказали, что он не придёт! Они мне говорят, что они посылают нового человека, нового человека! Но если они думают, что я буду его здесь ждать, пусть им другое придёт подуматься…”

Многие актёры второго плана, снявшиеся в данной киноленте, мне тоже знакомы – и многие из них всё также талантливы. Например, Аким Тамиров – да, армянин из российской тогда ещё империи – в Печати Зла играет роль главного антагониста и на тот момент уже успел получить за своё мастерство Золотой Глобус. Или Марлен Дитрих, которую лично я особенно люблю за её роль в вышедшей за год до фильма Touch Of Evil обалденной экранизации одного из романов Агаты Кристи – Свидетель Преступления. Или Гарри Шеннон, с которым я познакомился ещё по тому же Гражданину Кейну. Или Жа Жа Габор, которую… Ох, в общем, актёрский состав в Печати Зла – это что-то. Столько весьма запоминающихся имён в одном списке я вижу не часто. Впрочем, даже неизвестные – то ли лично мне, то ли в принципе – актёры второго плана мне тоже весьма и весьма понравились. Например, местная банда мексиканских бриолинщиков, смотреть на которую – сплошное удовольствие.

Гризеры в фильме Печать Зла

хот-род, Печать Зла 1958, Прикосновение Зла
Я люблю машины, а поэтому видел множество необычных способов устроиться внутри транспортного средства или на нём… но такое вижу впервые. Причём хот-род на экране едет довольно резво и по неровной, незаасфальтированной дороге, так что данная сцена вызывает у меня много вопросов. Например, насколько подобное было распространено? Или насколько это вообще удобно? К сожалению, обо всём этом мне остаётся лишь гадать.

Да, конкретно наши ребята в данной киноленте и впрямь присутствуют – и находятся они, как водится, на тёмной стороне силы. Не то, чтобы имеющиеся в наличии бриолинщики были совсем уж злодеями, но, тем не менее, подрабатывают они, исполняя поручения местного криминального авторитета “Дядюшки” Джо Гранди, и именно гризеры в результате становятся причиной весьма важных для сюжета событий. Вообще надо сказать, что, в целом, не считая конкретно фильмов про бриолинщиков, у ребят в кожаных куртках тут довольно много экранного времени. Да и показаны они, кстати, довольно… адекватно, что ли. Всё же образ “бунтаря без причины” заезжен до ужаса, и связи с организованной преступностью местной банде очень даже к лицу: привносят какое-то обоснование их поступкам; появляется намёк на конечную цель, что ли… Всё это, в целом, делает нуарных чёрно-белых хот-роддеров Уэллса более серьёзными ребятами, чем их альтернативы во многих других фильмах.

бриолинщики, гризеры из фильма Печать Зла
Не поймите меня неправильно: я – как и все мы – очень люблю тех персонажей, которые в ответ на вопрос “Куда едешь?” улыбаются и отвечают “Никуда”, но всё же порой хочется какого-то разнообразия. А то человек в кожаной куртке в кино – это почти всегда какое-то клише. И хочется ещё раз отметить чертовски хорошую актёрскую игру и отличную постановку: бриолинщики в Печати Зла ощущаются куда большей угрозой, чем, например, ребята из фильма Иногда Они Возвращаются.

Печать Зла – лучший фильм Орсона Уэллса?

Сюжет в целом подаётся… интересным образом. Не могу сказать, почему конкретно, но фильм ощущается как-то… лихорадочно, что ли. Присутствует налёт какого-то сюрреализма всего происходящего. Впрочем, ровно то же самое мне показалось и в Гражданине Кейне, и уж тем более в экранизированном Уэллсом Процессе по роману Кафки, да и во всех остальных фильмах Орсона тоже. Так что, пожалуй, это можно назвать режиссёрским стилем. Все эти медленные планы, снятые снизу актёры… Почему-то в моём сознании возникает эффект некой… минимальной фантасмагории. Даже интересно, сохраняется ли этот эффект в театральной версии.

Смотрите еще  Нефтедобытчицы (1971) - первый фем-вестерн

За саундтрек в данной киноленте ответственность нёс Генри Манчини. Да, тот самый, который Розовая Пантера – ещё одно знаменитое имя в копилку Печати Зла. И да, товарищ Манчини тоже выложился на полную: всё, что вы, вероятно, ожидаете услышить при словах “Генри Манчини” – вот именно всё это и услышите. Разве что рок-н-ролл для бриолинщиов получился уж больно джазовый – такой, наполовину (или даже больше) джамп-блюз; очень много духовых. Но это – единственная моя претензия.

Орсон Уэллс в роли полицейского Куинлана, фильм Печать Зла, 1958
Позвольте представить вам поистине легендарный на мой взгляд кадр. Казалось бы, в нём нет ничего особенного, но… Помните, я говорил о несложных приёмах, которые надо уметь поставить? Так вот, это именно тот случай, когда поставлено крайне умело. И абсолютно всё остальное, помимо успешной постановки, тоже получилось исключительно удачно: начиная с самого начала производства фильма в виде написания сценария и кастинга – и заканчивая самим моментом, работой оператора и осветителей. Буквально всё в этой сцене – как мне кажется – сложилось идеально. При этом в ней нет ураганного экшена – персонаж просто встаёт с кресла. Нет никакого выдающегося грима – перед нами просто грузный человек в шляпе. Нет декораций, кроме бычьей головы, и нет диалогов – но, тем не менее, именно эта сцена буквально вонзилась в меня; осталась клеймом в моей памяти, куда более обжигающим, чем перестрелки Джона Ву или работы Гигера. Казалось бы, какая понятная и прямая аллегория – однако именно здесь всё сошлось в те самые кадры, ради которых режиссёры и изводят миллионы метров плёнки.

Ну и, в заключение хочется сказать, что Touch Of Evil – это всё же нуар. Более того, это кино известно в народе, как “последний нуарный фильм”. То есть, из классических, конечно же. Нео-нуар не в счёт. Так вот с учётом особенностей жанра, я не соглашусь с теми критиками, которым отсмотренная мною версия фильма 1976-ого года показалась затянутой. Нет, я, конечно, всё же не видел театральной версии, но всё же… Мне кажется, что всё было на своих местах. Нуар – он такой, тягучий, вязкий. Словно вестерн или роуд-муви, но тяжелее… И если выкинуть эти десять с хвостиком минут – то как будто бы получится слишком поспешно. Хотя, опять же, спекулирую. Но, так или иначе, суть в том, что фильм мне понравился всем и абсолютно всесторонне. Я бы хотел заменить в народном сознании Гражданина Кейна на Печать Зла, потому что, как мне лично кажется, именно Touch Of Evil является лучшим фильмом Орсона Уэллса. Да, повторюсь, я пока что не видел все его киноленты, но, чёрт возьми, настолько высокую планку поднять ещё выше очень и очень сложно.

Кадр 11 из фильма Прикосновение Зла, Чарлтон Хестон.
И хочется отдельно поставить ещё один кадр с Чарлтоном Хестоном. Даже не верится, что этот же человек в Зелёном Сойленте будет отчаянно кричать “Сойлент – это люди! Это люди!” – уж настолько жёстким и непробиваемым Хестон выглядит в Печати Зла. А если бы конкретно в этом кадре на нём ещё и солнцезащитные очки были, то Рамон Мигель Варгас смог бы составить конкуренцию Дюку Нюкему.

Так что Печать Зла 1958-ого года я смело советую всем. В конце концов, это Орсон Уэллс. Да, я сказал, что он переоценён, но самое время уточнить, что я не считаю товарища Уэллса переоценённым сильно: Орсон однозначно умелый и всесторонне талантливый человек, имеющий собственное, необычное видение и способный перенести его на экран. Так что у нас тут классический нуарный фильм, который в то же время авторский, а потому в оригинальном исполнении и со многими интересными элементами. Добавьте к этому целую россыпь заслуженно звёздных имён на всех позициях – чего ещё вообще можно желать? В общем, очень и очень интересное кино, на которое однозначно стоит потратить один вечер.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.