Thumbnail for V16 powered Ford article

Sweet 16: потерянный во времени Ford с V16

На дворе 1960-ый год. Дон Вэйджерс заманивает свою девчонку, Ширли Максвэлл, прокатиться в родстере 1929-ого года с двигателем V16. Как я уже однажды писал, в те времена гораздо проще было построить хот-род с необычным и оригинальным двигателем. Да, может в тот раз я и преувеличил, и может такие моторы всё же чего-то стоили – воспоминания очевидцев того времени порой прямо противоречат друг другу – тем не менее, как ни крути, приобрести двигатель от машины предыдущего поколения не то же самое, что искать музейный экспонат, произведённый 75 лет назад. И хоть герой нашей статьи затерялся в пучинах всепоглощающей реки времени, посовещавшись, мы всё же решили написать о нём. Уж больно редко встречаются настолько старые автомобили, которые не светились на выставках и журналах, но при этом обладают приличным количеством информации, да ещё и фотографиями со всех ракурсов. Плюс это будет ещё один небольшой экскурс в историю, которые наверняка любят все, кто читает мои статьи.

Sweet 16 с двигателем в центре. Ford 16 цилиндров
Для лучшего распределения веса Вэйджерс расположил двигатель чуть ближе к центру. Посмотрев под раму автомобиля, можно оценить полную длину двигателя.

Итак, конец 50-ых годов в Южном Техасе. Уже успело вырасти поколение, которое не помнит Второй Мировой, а война во Вьетнаме для США ещё не началась. Дэнни & Юниоры только-только записали Rock’n’Roll Is Here To Stay, мускул-кары ещё не отвоевали своё место в сердцах молодёжи у свинцовых саней, а экономические реалии позволяют зарабатывать чуть больше, чем нужно для жизни. А потому большинству южан в общем-то нечем заняться, кроме как грозить кулаком коммунистам и неграм. Занятие это весьма спорное, а потому один парень решил использовать свои руки для более интересных целей и собрал себе восхитительный хот-род Ford с 16-цилиндровым двигателем от разбитого Cadillac’а седана 35-ого года выпуска, получивший название Sweet 16.

Sweet 16. пришлось срезать 15 см с дверей родстера и заварить их намертво
Помимо прочего, Дону пришлось срезать 15 см с дверей родстера и заварить их намертво. Кабина получилась несколько тесноватой, но Вэйджерс не находил в этом неудобства.

Этого кота звали Фред Уорнер Вэйджерс-младший, однако для друзей он был просто Дон. Построив необычный автомобиль, Дон решил позвонить Михаэлю Ламму и узнать, не заслуживает ли его Ford упоминания в журнале? Товарищ Ламм на тот момент работал фрилансером и помимо прочего писал статьи для журнала Speed Mechanics. Выслушав Вэйджерса, Михаэль понял, что хот-род с V16 находится в соседнем городке на расстоянии пары шагов, а потому почти сразу отправился на встречу с машиной и её владельцем. И вот, в августе 1960-ого года, Ламм встретил Дона – 18-ти летнего ученика старшей школы Эдинбурга – его одноклассницу Ширли и его Ford. Михаэль интересовался автомобилем не в последнюю очередь из-за того, что сам был владельцем Cadillac’а V16 будучи подростком, а потому Михаэлю было любопытно, как можно уместить такой гигантский мотор в такую маленькую машину. А хот-род Вэйджерса был даже меньше стандартной Model A, потому что Дон укоротил раму на 20 сантиметров, а тело на пятнадцать. Подогревало интерес Ламма и то, что он и раньше слышал о хот-родах с таким мотором, но ни разу не видел их – о, как я могу его понять!

Смотрите еще  The Dragon Lord, часть 1: яркий пример культуры вэннинга

Приборная панель Ford Sweet 16 взята из Auburn
Приборная панель взята из Auburn’а тридцатых годов. Хорошо видно, что Дон заменил спидометр на тахометр.

Cadillac’овский V16 – это двигатель с верхним расположением клапанов, алюминиевым блоком и чугунными головками цилиндров, являющийся, по сути, двумя линейными восьмёрками в одном картере, и каждая из них имеет свой карбюратор с восходящим потоком и две катушки зажигания с конденсатором – на один общий здоровый трамблёр. Тем не менее, свои инновации V16 имел: это один из претендентов на звание первого американского двигателя с гидрокомпенсаторами клапанов. Сам факт создания такого двигателя был, возможно, принципиально важным для General Motors в то время, так как в 1915-ом году Packard выставил на рынок модель Twin Six с V12 – первый серийный 12-цилиндровый автомобиль в мире. И хоть уже в 23-ем году выпуск прекратился, ни одна другая модель в истории Packard’а не сделала так много для становления имени компании, как сделала Twin Six. Вполне вероятно, что оглядываясь именно на эти факты Cadillac разрабатывал свою 16-цилиндровую модель.

Трамблёр Sweet 16 действительно огромный. И, в отличии от Marmon, у каждого цилиндра этого двигателя свой выпускной канал.
Трамблёр действительно огромный. И, в отличии от Marmon’а, у каждого цилиндра этого двигателя свой выпускной канал.

И у них действительно получилось создать нечто легендарное как в плане двигателя, так и в плане модели автомобиля в целом. Cadillac выпускал одну из самых роскошных машин довоенного периода с чертовски редким для автомобилестроения двигателем V16. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым хотелось хотя бы взглянуть на хот-род с подобным мотором. Однако Дон подошёл к делу по максимальной программе: он расточил двигатель с 7.4 до 7.7 литров, портировал головки цилиндров, зашлифовал распредвал в “полностью гоночный”, заменил гидрокомпенсаторы на цельные регулируемые толкатели и сделал новые впускные коллекторы под четыре или шесть карбюраторов Stromberg 97. Вэйджерс использовал четыре карбюратора на улицах и шесть на треке. Чтобы уместить монструозный двигатель в небольшом автомобиле, Дон расположил картер сцепления за файрволом, в результате чего рычаг коробки передач оказался прямо в центре салона. Выпускные коллекторы остались стандартными, и отдельные трубы вели в глушители от грузовичка Ford F-8. Вэйджерс предполагал, что его двигатель выдаёт около 250 л.с. по сравнению с заводским значением в 185.

Хромированная решетка радиатора от пикапа Ford 1937
Хромированная решётка радиатора взята у пикапа Ford 37-ого года.

На колёса вся мощь шла через 3-скоростную трансмиссию LaSalle 1937-ого года и задний мост 1940-ого Ford’а с передаточным числом 4.11 – и от модели того же года были взяты гидравлические тормоза. Подвеска была заводской зависимой на поперечной рессоре – синие овалы выпускали подвески такого типа вплоть до конца сороковых годов. Передний мост раньше стоял в Ford’е 32-ого; в хот-роде он был занижен на 7.5 сантиметров и на нём не было установлено никаких амортизаторов. На задней оси амортизаторы были, и они стояли под углом 45 градусов внутрь верхним краем “для стабильности”. Система рулевого управления была, опять же, с сорокового Ford’а, но Дон установил удлинённую рулевую сошку, чтобы автомобиль резче реагировал на движения руля. Тело автомобиля было окрашено в белый, а рама и 15-дюймовые колёса – в красный. Салон из искусственной кожи был исполнен в тех же цветах.

Смотрите еще  1934 Chrysler (DeSoto) Airflow: на заре аэродинамики

Sweet 16, старый бензобак Ford Model A был заменен на новый большего объема
Чтобы прокормить монструозный двигатель, Дон снял стандартный бензобак от Model A и поставил в багажник новый, большего объёма.

Дон Вэйджерс любил гонки и часто участвовал в заездах на четверть мили. Его лучшая скорость, по его собственным словам, была 183 км/ч, но, к сожалению, Ламм забыл спросить время. Михаэль – автор оригинального текста – так и не смог больше найти Дона Вэйджерса, как и не смог узнать, что случилось с шестнадцатицилиндровым хот-родом. Не упоминает Ламм и о том, была ли когда-нибудь напечатана в журнале статья об этой машине, а потому всё, что у нас есть – вот эти заметки и восемь фотографий, которые Михаэль сделал почти шестьдесят лет назад.

Выхлоп Ford Sweet 16, хромированные задние крылья
Выхлопные трубы стильно проходили сквозь завёрнутый под багажником лист стали. И оцените эти хромированные задние крылья!

P.S. В комментариях народ указал, что есть как минимум одна заметка об автомобиле в июльском выпуске Hot Rod Magazine 61-ого года. Также вроде как нашли Ширли Максвелл, но, к сожалению, с февраля 2018-ого новостей не было. И ещё появилcя комментатор, утверждающий, что автомобиль был построен ещё до того, как Дон родился – до войны. И, мол, именно это – тот самый Ford с V16, в котором Клинт Секкомбе разогнался аж до 202 км/ч 30-ого июня 1940-ого года, что стало основной причиной появления класса Unlimited в SCTA…

Hot Rod Magazine July 1961, page 74 scan
Страница 74 из июльского выпуска Hot Rod Magazine 1961-ого. Покупая журнал, я надеялся увидеть хоть немного новой информации, но внутри меня ждали лишь уже знакомые мне фотографии, да несколько абзацев, в которых об автомобиле меньше, чем написано на этой странице.

Большая часть данной информации скорее всего останется на уровне слухов. С каждым днём всё меньше шансов опровергнуть или подтвердить что-либо из вышесказанного, с каждым днём всё меньше шансов на продолжение этой истории. И, судя по всему, судьба ещё одного неординарного хот-рода навсегда останется тайной.

Источник: https://www.hemmings.com/blog/2017/11/10/sweet-16/ (10-ое ноября 2017-ого года)

(Visited 456 times, 1 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.