На дворе 1960-ый год. Дон Вэйджерс заманивает свою девчонку, Ширли Максвэлл, прокатиться в родстере 1929-ого года с двигателем V16. Как я уже однажды писал, в те времена гораздо проще было построить хот-род с необычным и оригинальным двигателем. Да, может в тот раз я и преувеличил, и может такие моторы всё же чего-то стоили – воспоминания очевидцев того времени порой прямо противоречат друг другу – тем не менее, как ни крути, приобрести двигатель от машины предыдущего поколения не то же самое, что искать музейный экспонат, произведённый 75 лет назад. И хоть герой нашей статьи затерялся в пучинах всепоглощающей реки времени, посовещавшись, мы всё же решили написать о нём. Уж больно редко встречаются настолько старые автомобили, которые не светились на выставках и журналах, но при этом обладают приличным количеством информации, да ещё и фотографиями со всех ракурсов. Плюс это будет ещё один небольшой экскурс в историю, которые наверняка любят все, кто читает мои статьи.
Итак, конец 50-ых годов в Южном Техасе. Уже успело вырасти поколение, которое не помнит Второй Мировой, а война во Вьетнаме для США ещё не началась. Дэнни & Юниоры только-только записали Rock’n’Roll Is Here To Stay, мускул-кары ещё не отвоевали своё место в сердцах молодёжи у свинцовых саней, а экономические реалии позволяют зарабатывать чуть больше, чем нужно для жизни. А потому большинству южан в общем-то нечем заняться, кроме как грозить кулаком коммунистам и неграм. Занятие это весьма спорное, а потому один парень решил использовать свои руки для более интересных целей и собрал себе восхитительный хот-род Ford с 16-цилиндровым двигателем от разбитого Cadillac’а седана 35-ого года выпуска, получивший название Sweet 16.
Этого кота звали Фред Уорнер Вэйджерс-младший, однако для друзей он был просто Дон. Построив необычный автомобиль, Дон решил позвонить Михаэлю Ламму и узнать, не заслуживает ли его Ford упоминания в журнале? Товарищ Ламм на тот момент работал фрилансером и помимо прочего писал статьи для журнала Speed Mechanics. Выслушав Вэйджерса, Михаэль понял, что хот-род с V16 находится в соседнем городке на расстоянии пары шагов, а потому почти сразу отправился на встречу с машиной и её владельцем. И вот, в августе 1960-ого года, Ламм встретил Дона – 18-ти летнего ученика старшей школы Эдинбурга – его одноклассницу Ширли и его Ford. Михаэль интересовался автомобилем не в последнюю очередь из-за того, что сам был владельцем Cadillac’а V16 будучи подростком, а потому Михаэлю было любопытно, как можно уместить такой гигантский мотор в такую маленькую машину. А хот-род Вэйджерса был даже меньше стандартной Model A, потому что Дон укоротил раму на 20 сантиметров, а тело на пятнадцать. Подогревало интерес Ламма и то, что он и раньше слышал о хот-родах с таким мотором, но ни разу не видел их – о, как я могу его понять!
Cadillac’овский V16 – это двигатель с верхним расположением клапанов, алюминиевым блоком и чугунными головками цилиндров, являющийся, по сути, двумя линейными восьмёрками в одном картере, и каждая из них имеет свой карбюратор с восходящим потоком и две катушки зажигания с конденсатором – на один общий здоровый трамблёр. Тем не менее, свои инновации V16 имел: это один из претендентов на звание первого американского двигателя с гидрокомпенсаторами клапанов. Сам факт создания такого двигателя был, возможно, принципиально важным для General Motors в то время, так как в 1915-ом году Packard выставил на рынок модель Twin Six с V12 – первый серийный 12-цилиндровый автомобиль в мире. И хоть уже в 23-ем году выпуск прекратился, ни одна другая модель в истории Packard’а не сделала так много для становления имени компании, как сделала Twin Six. Вполне вероятно, что оглядываясь именно на эти факты Cadillac разрабатывал свою 16-цилиндровую модель.
И у них действительно получилось создать нечто легендарное как в плане двигателя, так и в плане модели автомобиля в целом. Cadillac выпускал одну из самых роскошных машин довоенного периода с чертовски редким для автомобилестроения двигателем V16. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым хотелось хотя бы взглянуть на хот-род с подобным мотором. Однако Дон подошёл к делу по максимальной программе: он расточил двигатель с 7.4 до 7.7 литров, портировал головки цилиндров, зашлифовал распредвал в “полностью гоночный”, заменил гидрокомпенсаторы на цельные регулируемые толкатели и сделал новые впускные коллекторы под четыре или шесть карбюраторов Stromberg 97. Вэйджерс использовал четыре карбюратора на улицах и шесть на треке. Чтобы уместить монструозный двигатель в небольшом автомобиле, Дон расположил картер сцепления за файрволом, в результате чего рычаг коробки передач оказался прямо в центре салона. Выпускные коллекторы остались стандартными, и отдельные трубы вели в глушители от грузовичка Ford F-8. Вэйджерс предполагал, что его двигатель выдаёт около 250 л.с. по сравнению с заводским значением в 185.
На колёса вся мощь шла через 3-скоростную трансмиссию LaSalle 1937-ого года и задний мост 1940-ого Ford’а с передаточным числом 4.11 – и от модели того же года были взяты гидравлические тормоза. Подвеска была заводской зависимой на поперечной рессоре – синие овалы выпускали подвески такого типа вплоть до конца сороковых годов. Передний мост раньше стоял в Ford’е 32-ого; в хот-роде он был занижен на 7.5 сантиметров и на нём не было установлено никаких амортизаторов. На задней оси амортизаторы были, и они стояли под углом 45 градусов внутрь верхним краем “для стабильности”. Система рулевого управления была, опять же, с сорокового Ford’а, но Дон установил удлинённую рулевую сошку, чтобы автомобиль резче реагировал на движения руля. Тело автомобиля было окрашено в белый, а рама и 15-дюймовые колёса – в красный. Салон из искусственной кожи был исполнен в тех же цветах.
Дон Вэйджерс любил гонки и часто участвовал в заездах на четверть мили. Его лучшая скорость, по его собственным словам, была 183 км/ч, но, к сожалению, Ламм забыл спросить время. Михаэль – автор оригинального текста – так и не смог больше найти Дона Вэйджерса, как и не смог узнать, что случилось с шестнадцатицилиндровым хот-родом. Не упоминает Ламм и о том, была ли когда-нибудь напечатана в журнале статья об этой машине, а потому всё, что у нас есть – вот эти заметки и восемь фотографий, которые Михаэль сделал почти шестьдесят лет назад.
P.S. В комментариях народ указал, что есть как минимум одна заметка об автомобиле в июльском выпуске Hot Rod Magazine 61-ого года. Также вроде как нашли Ширли Максвелл, но, к сожалению, с февраля 2018-ого новостей не было. И ещё появилcя комментатор, утверждающий, что автомобиль был построен ещё до того, как Дон родился – до войны. И, мол, именно это – тот самый Ford с V16, в котором Клинт Секкомбе разогнался аж до 202 км/ч 30-ого июня 1940-ого года, что стало основной причиной появления класса Unlimited в SCTA…
Большая часть данной информации скорее всего останется на уровне слухов. С каждым днём всё меньше шансов опровергнуть или подтвердить что-либо из вышесказанного, с каждым днём всё меньше шансов на продолжение этой истории. И, судя по всему, судьба ещё одного неординарного хот-рода навсегда останется тайной.
Источник: https://www.hemmings.com/blog/2017/11/10/sweet-16/ (10-ое ноября 2017-ого года)