Как уже получалось не один раз, этот автомобиль был обнаружен совершенно случайно: я интересовался выпусками журнала Vans & Pickups 1979-ого года в попытках найти статью про другую машину, а в результате обнаружил нечто гораздо круче того, что хотел найти изначально. К сожалению, помимо нескольких абзацев в журнале, никакой другой информации про Outrageous найти так и не получилось… не считая некролога, в котором было сказано, что владелец и строитель фургона – Тим Вертманн – умер в 2019-ом году. Впрочем, в той же заметке всё же посвятили и несколько слов автомобилям Тима, включая героя данной статьи: было сказано, что уже в 1978-ом году Outrageous заработал награду Фургон Года, а товарища Вертманна за постройку этого монстра внесли в Зал Славы Вэннеров. Так позвольте же вам рассказать, за какие же конкретно инженерные успехи Тим Вертманн был удостоен такой чести.
Итак, в 1976-ом году товарищ Вертманн приобрёл новенький Dodge прямиком с конвеера и тут же принялся радикально его переделывать. Будучи фанатом надутых гоночных автомобилей и мускул-каров, Тим установил супернаддув 6-71 от GMC и на двигатель своего фургона. Помимо этого на силовом агрегате объёмом в 5.9 литров можно было найти выпускные коллекторы известной фирмы Hooker, к которым были подсоединены трубы от Корвета, и распредвал Mopar Purple.
Подвеска также была переделана, и самой интересной деталью, упомянутой в статье, являются самодельные лестничные балки – весьма интересный вариант подвески, о котором крайне грамотно рассказывает сайт gaz24.ru: “В этой подвеске используются два параллельных рычага, как правило выполненных в виде трубчатых ферм (отсюда и название — буквально «лестничные балки»), которые жёстко, без шарниров закреплены на балке моста, а на передних концах имеют сферические шарниры или втулки. Мост качается совместно с этими рычагами, всегда оставаясь параллельным дороге. Поперечное перемещение моста как правило ограничивается короткой тягой Панара или диагональной тягой.
Данная подвеска очень популярна в дрэг-рейсинге, но едва ли применяется где либо ещё. Она фактически не допускает никакого крена кузова, что хорошо для машины, созданной для соревнований на ускорение по прямой, но совершенно не годится для прохождения поворотов. В повороте она сразу же встаёт в «зажим», делая поведение автомобиля крайне норовистым. В общем, в машине, претендующей на хорошую управляемость, места ей нет.”
Вся эта механика на боевых дисках Ansen Sprint и с соответствующей покраской – без присущих семидесятым роскошных муралей – создаёт впечатление, что перед нами весьма спортивный фургон. И, хоть конкретные цифры в журнале не указаны, можно не сомневаться в том, что мощностей под капотом у этого автомобиля хватало. Но, тем не менее, внутри нас ожидает не суровый салон с одним сидением и полукаркасом, а характерный для вэннинга стопроцентный набор роскоши – да плюс ещё процентов десять-двадцать сверху.
Дело в том, что по профессии Тим Вертманн был электротехником – то есть, проектировал, монтировал, ремонтировал и творил прочие непотребства с электрическим оборудованием и системами всех сортов. А поэтому для своего фургона товарищ Вертманн собрал такую передовую для 78-ого года штуку, как компьютер, мощностей которого, пожалуй, хватило бы, чтобы отправить Аполлон на Луну. Заметили эти классные открывающиеся фары, отсылающие к таким машинам, как Dodge Charger и Mercury Cougar? Они управляются компьютером. Обратили внимание, что Тим сбрил все ручки со всех дверей? Как открывать двери после такой модификации – это вопрос, решаемый самыми разнообразными методами, но в Outrageous они контролируются компьютером.
Хитрые поворотники, мигающие лампами в определённой последовательности, радиостанция гражданского диапазона, обычное радио, кассетный проигрыватель, усилитель, колонки, окна, освещение салона, сигнализация (причём не только противоугонная, но и пожарная), сидения (которые двигаются по всем осям, да ещё и вращаются), система публичного оповещения и даже вращающаяся кровать – абсолютно всё в данном фургоне подключено к компьютеру и управляется с его помощью. Интерфейс – консоль над головой водителя, а сам компьютер прячется за водительским сидением. Оба электронных чуда можно увидеть на чёрно-белых фотографиях на страницах журнала выше.
Конечно, в наше время никого не удивить чем-то подобным, но в далёком 78-ом году подобное решение было, пожалуй, революционным: не каждый концепт-кар мог похвастать настолько централизованной системой контроля. Outrageous обогнал своё время лет на двадцать, а то и на все тридцать, если не больше. Тем не менее, прошло уже почти пятьдесят – и Outrageous, как и множество других восхитительных технологических решений, остался где-то позади. В более светлом мире подобная техника заняла бы вполне заслуженное место в каком-нибудь музее: только задумайтесь ещё раз, сколько сил вложил Тим Вертманн в свой фургон, сколько технологических решений спроектировал и воплотил в жизнь. А мы ведь почти даже и не затронули, например, покраску этого автомобиля, которой занимались сразу два человека – Джон Шмидт и Ларри Смит. Ну чем подобный автомобиль хуже статуи или картины?