Тамбнейл для статьи про фургон Outrageous.

1976 Dodge Tradesman Van Outrageous: будущее, которое осталось в прошлом

Как уже получалось не один раз, этот автомобиль был обнаружен совершенно случайно: я интересовался выпусками журнала Vans & Pickups 1979-ого года в попытках найти статью про другую машину, а в результате обнаружил нечто гораздо круче того, что хотел найти изначально. К сожалению, помимо нескольких абзацев в журнале, никакой другой информации про Outrageous найти так и не получилось… не считая некролога, в котором было сказано, что владелец и строитель фургона – Тим Вертманн – умер в 2019-ом году. Впрочем, в той же заметке всё же посвятили и несколько слов автомобилям Тима, включая героя данной статьи: было сказано, что уже в 1978-ом году Outrageous заработал награду Фургон Года, а товарища Вертманна за постройку этого монстра внесли в Зал Славы Вэннеров. Так позвольте же вам рассказать, за какие же конкретно инженерные успехи Тим Вертманн был удостоен такой чести.

фургон Dodge Van Tradesman Outrageous, 1976
Эта одинокая старая фотография – всё, что удалось найти на просторах интернета помимо того, о чём уже было сказано. Однако обратите внимание, что на этом фото на переднем бампере фургона написано его имя. Фотографии для журнала Vans & Pickups, судя по всему, были сделаны до нанесения надписи на бампер – она появляется только на обложке журнала.

Итак, в 1976-ом году товарищ Вертманн приобрёл новенький Dodge прямиком с конвеера и тут же принялся радикально его переделывать. Будучи фанатом надутых гоночных автомобилей и мускул-каров, Тим установил супернаддув 6-71 от GMC и на двигатель своего фургона. Помимо этого на силовом агрегате объёмом в 5.9 литров можно было найти выпускные коллекторы известной фирмы Hooker, к которым были подсоединены трубы от Корвета, и распредвал Mopar Purple.

Распредвал Mopar Purple
Не знаю, почему меня это удивило, но распредвал Mopar Purple и впрямь окрашен в пурпурный цвет.

Подвеска также была переделана, и самой интересной деталью, упомянутой в статье, являются самодельные лестничные балки – весьма интересный вариант подвески, о котором крайне грамотно рассказывает сайт gaz24.ru: “В этой подвеске используются два параллельных рычага, как правило выполненных в виде трубчатых ферм (отсюда и название — буквально «лестничные балки»), которые жёстко, без шарниров закреплены на балке моста, а на передних концах имеют сферические шарниры или втулки. Мост качается совместно с этими рычагами, всегда оставаясь параллельным дороге. Поперечное перемещение моста как правило ограничивается короткой тягой Панара или диагональной тягой.

Схема подвески с лестничными балками
А от сайта RockThisTown – отдельный рассказ о том, что такое точка подбора. По сути, это та точка, в которой лестничные балки крепятся к остальному шасси. Её принято называть “точкой подбора”, так как именно через неё подвеска такого типа давит на раму вверх, и сила этого давления приподнимает – или “подбирает” – перед автомобиля. Не в последнюю очередь именно благодаря этой подвеске драгстэры имеют привычку привставать на дыбы. К тому же, в то время как лестничные балки давят на раму вверх, они давят в противоположном направлении на колёса автомобиля, тем самым сильнее прижимая резину ведущих колёс к поверхности, значительно усиливая сцепление.

Данная подвеска очень популярна в дрэг-рейсинге, но едва ли применяется где либо ещё. Она фактически не допускает никакого крена кузова, что хорошо для машины, созданной для соревнований на ускорение по прямой, но совершенно не годится для прохождения поворотов. В повороте она сразу же встаёт в «зажим», делая поведение автомобиля крайне норовистым. В общем, в машине, претендующей на хорошую управляемость, места ей нет.

Смотрите еще  Двигатели V12 на кастом-сцене: Lincoln-Zephyr

Вся эта механика на боевых дисках Ansen Sprint и с соответствующей покраской – без присущих семидесятым роскошных муралей – создаёт впечатление, что перед нами весьма спортивный фургон. И, хоть конкретные цифры в журнале не указаны, можно не сомневаться в том, что мощностей под капотом у этого автомобиля хватало. Но, тем не менее, внутри нас ожидает не суровый салон с одним сидением и полукаркасом, а характерный для вэннинга стопроцентный набор роскоши – да плюс ещё процентов десять-двадцать сверху.

Dodge Van Tradesman, Скан из журнала Vans & Pickups за май 1979, страница 32
Судя по тому, что нам виден ремень супернаддува, двигатель у фургонов Dodge располагается далеко не так глубоко и далеко, как у фургонов Chevrolet, и воздухозаборник под капотом героя статьи расположен прямо на супернаддуве, как у классических мускул-каров. Для сравнения – можете заглянуть в статью про Разбивающего Сердца и посмотреть, к каким хитростям пришлось прибегать для установки классического воздухозаборника на фургон от Chevrolet. Впрочем, в нашем случае без хитростей тоже не обошлось: статья упоминает, что Тиму пришлось удлинять переднюю часть фургона – иначе супернаддув попросту не влезал под капот.

Дело в том, что по профессии Тим Вертманн был электротехником – то есть, проектировал, монтировал, ремонтировал и творил прочие непотребства с электрическим оборудованием и системами всех сортов. А поэтому для своего фургона товарищ Вертманн собрал такую передовую для 78-ого года штуку, как компьютер, мощностей которого, пожалуй, хватило бы, чтобы отправить Аполлон на Луну. Заметили эти классные открывающиеся фары, отсылающие к таким машинам, как Dodge Charger и Mercury Cougar? Они управляются компьютером. Обратили внимание, что Тим сбрил все ручки со всех дверей? Как открывать двери после такой модификации – это вопрос, решаемый самыми разнообразными методами, но в Outrageous они контролируются компьютером.

Dodge Van Tradesman Outrageous, скан из журнала Vans & Pickups за май 1979, страница 35
Стоит отметить, что Тим Вертманн всё же был отнюдь не любителем: получив высшее образование именно по специальности электротехника, товарищ Вертманн уже в 73-ем году работал на компанию Chrysler. Outrageous, конечно, не заводской автомобиль, но и обычным кастом-каром его назвать довольно сложно. Это как, например, закон Ньютона – все сразу понимают, что это не просто случайный закон, но именно Ньютона. Так и в случае с этим фургоном получается что-то в духе “машина Вертманна” – настолько всё специфично.

Хитрые поворотники, мигающие лампами в определённой последовательности, радиостанция гражданского диапазона, обычное радио, кассетный проигрыватель, усилитель, колонки, окна, освещение салона, сигнализация (причём не только противоугонная, но и пожарная), сидения (которые двигаются по всем осям, да ещё и вращаются), система публичного оповещения и даже вращающаяся кровать – абсолютно всё в данном фургоне подключено к компьютеру и управляется с его помощью. Интерфейс – консоль над головой водителя, а сам компьютер прячется за водительским сидением. Оба электронных чуда можно увидеть на чёрно-белых фотографиях на страницах журнала выше.

Смотрите еще  Двигатели V12 на кастом-сцене: Jaguar

Dodge Van Tradesman 1976, Скан из журнала Vans & Pickups за май 1979-ого, страница 33
Помимо прочего. упомянутый в начале данной статьи некролог назвал Outrageous не иначе, как magnum opus Тима Вертманна. В очередной раз остаётся лишь удивляться тому, насколько мало информации об этом автомобиле в интернете.

Конечно, в наше время никого не удивить чем-то подобным, но в далёком 78-ом году подобное решение было, пожалуй, революционным: не каждый концепт-кар мог похвастать настолько централизованной системой контроля. Outrageous обогнал своё время лет на двадцать, а то и на все тридцать, если не больше. Тем не менее, прошло уже почти пятьдесят – и Outrageous, как и множество других восхитительных технологических решений, остался где-то позади. В более светлом мире подобная техника заняла бы вполне заслуженное место в каком-нибудь музее: только задумайтесь ещё раз, сколько сил вложил Тим Вертманн в свой фургон, сколько технологических решений спроектировал и воплотил в жизнь. А мы ведь почти даже и не затронули, например, покраску этого автомобиля, которой занимались сразу два человека – Джон Шмидт и Ларри Смит. Ну чем подобный автомобиль хуже статуи или картины?

Обложка журнала Vans & Pickups, май 1979

(Visited 17 times, 17 visits today)

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.