Il grande silenzio (1968) – название этого фильма переводят и как “Молчун” и как “Великое молчание” (Великое безмолвие) и оба варианта имеют свой смысл. Соглашаясь на участие в этом необычном зимнем вестерне, снятом в итальянских Доломитовых Альпах зимой 1967-го, Трентиньян (к тому времени, один из самых известных актёров французского кино) поставил лишь одно условие – в его роли не будет ни одного слова. И сценаристы ленты, в число которых входил и её режиссёр Серджио Корбуччи, справились с этой нелёгкой задачей выше всех похвал.
В кинопортфолио Корбуччи к тому времени уже был один популярный, а с течением лет вошедший в число шедевров жанра спагетти-вестерн – “Джанго” с Франко Неро в главной роли. Из-за чрезмерной, по тогдашнему восприятию, жестокости этот фильм был запрещён к показу в Великобритании и ряде других стран. В “Молчуне” также много сцен, провоцирующих зрителей закрывать глаза, что было принципиально для Корбуччи, полемизировавшего с вестернами его великих предшественников и современников, в частности, с лентами Джона Форда и с “долларовой трилогией” Серджио Леоне, превративших этот сугубо американский жанр в один из самых кассово-успешных в мировом прокате. Тема торжества насилия и поругания справедливости, когда всё решает только сила оружия, а закон защищает лишь богатеев, для Корбуччи, как стойкого приверженца левых убеждений, была важнее расчётов на кассовые сборы. А снимать популярное кино, делавшее большую кассу, Корбуччи умел, как никто другой, вспомним хотя бы снятые им позже супер-комедии “Блеф” с Челентано или “Сеньор Робинзон” с Паоло Вилладжо.
Итак, о чём же “Великое молчание”? Время действия сообщается в открывающих фильм титрах — это зима 1898-99 года, когда всю территорию США, включая и южные штаты (в одном из которых и происходит действие ленты) накрыла погодная аномалия, вошедшая в историю как “великая метель”. Люди не могли найти себе пропитание и заработок и вынуждены были сбиваться в шайки, промышлявшие на больших дорогах. Ни правительство, ни местные богатеи, которых в фильме представляет Генри Полликат (когда-то сам грабивший и убивавший беззащитных) не собираются делиться нажитым в критическую минуту. Наоборот, Полликат, в качестве местного судьи, узаконивает отстрел вынужденно перешедших грань закона бедняков.
И эту санкционированную бойню осуществляют за приличное вознаграждение т.н. “охотники за головами”, заводилой которых становится некий Локо (прозвище которого с испанского переводится как “псих”). Роль этого стрелка, без всяких моральных тормозов, воплотил на экране один из самых выдающихся актёров, игравших безумцев в мировом кинематографе, Клаус Кински (чуть позже блистательно сыгравший роль конкистадора, ищущего Эльдорадо, в ленте Вернера Херцога “Агирре, гнев божий”). Свой живой товар, превращаемый меткими выстрелами в мёртвый, Локо прячет в снегах, чтобы затем собрать замороженные трофеи, как пушнину, и обменять их на пачки долларовых купюр.
Те же, кто потерял родных, надеются, что за них сможет отомстить одинокий ковбой, тот самый Молчун, бродящий в заснеженных горах невесть зачем. Впрочем, зрителям цель его блужданий станет понятна, когда сновидение флэшбеком перебросит их в детство героя – возможно, этот эпизод мог повлиять на схожий в снятом годом позже абсолютном шедевре жанра спагетти-вестерн “Однажды на Диком Западе” Серджио Леоне. А вот на новоназначенного в забытый богом городок шерифа надежды у местных жителей почти что нет. Этого славного и порядочного человека, которому не на кого опереться в обществе, где закон уже куплен, а обыватели запуганы до смерти, сыграл Фрэнк Вулф, один из самых востребованных американских актёров в итальянском кино конца шестидесятых. В “Великом молчании” можно углядеть и христианские подтексты, ведь образы главных противников в фильме явно имеют иконографические отсылки – Молчуна к изображениям Христа, а Локо – к образу одного из всадников Апокалипсиса со знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера. Впрочем, не будем развивать эту тему далее, чтобы не сделать спойлеров для тех, кто захотел бы познакомиться с этим теперь уже классическим фильмом, подвергшим ревизии устоявшиеся штампы популярного киножанра.
“Великое молчание” его создатель посвятил памяти нескольких идеалистов, желавших изменить мир и отдавших за это свои жизни – Малькольму Иксу и Мартину Лютеру Кингу – борцам за права чернокожего населения США, Роберту Кеннеди, сражённому пулей во время президентской гонки в июне 1968-го и Эрнесто Че Геваре, жестоко убитому в Боливии в октябре 1967-го. Почти через полвека Квентин Тарантино сделает достойное киноприношение своим любимым вестернам и их создателю, сняв вначале “Джанго освобождённый”, а после этого “Омерзительную восьмёрку”, отсылающую зрителей напрямую к “Великому молчанию”, что подчеркнёт участие в качестве композитора, автора саундтрека к фильму Корбуччи, великого Эннио Морриконе. И стоит также заметить, что созданный Жаном-Луи Трентиньяном образ Молчуна был взят за основу бельгийским мастером комиксов Ивом Сволфсом при создании в начале 80-х серии графических новелл, прозрачно отсылающим своим названиям “Дуранго” к знаменитым вестернам Серджио Корбуччи.