Джордж Баррис, Король Кастомайзеров. История, биография, обзор лучших кастомов

Джордж Баррис – почему он Король Кастомайзеров? (173 фото)

Держу пари, что немалая часть людей, которая слышала о Джордже Баррисе и знакомилась с его творениями, была удивлена тем фактом, что именно Барриса называют Королём Кастомайзеров. А всё дело в том, что самые известные – и самый спорные – автомобили товарища Барриса, которые он построил для разных звёзд, телесериалов и кинолент, были созданы уже после того, как Джордж получил своё звание Короля. И получил он его, само собой, вовсе не за Бэтмобиль и обвешанную золотом Каргулью, и даже не за построенный для Элвиса Пресли Кадиллак.

Нет, прозвище Короля Кастомайзеров товарищу Баррису дали именно сами кастомайзеры, за гораздо более ранние проекты. Они не мелькали на телеэкранах и за их рулём не сидел Элвис, а поэтому старые проекты Барриса гораздо менее известны в народе в целом, но именно они принесли Джорджу славу на кастом сцене, и именно их в среде кастомайзеров до сих пор действительно почитают и превозносят.

Джордж Баррис и Элвис

Ширли Баррис, Элвис Пресли, Джордж Баррис, Лэс Томпкинс и Бад Кунз у мастерской Barris Kustom City, июнь 1967-ого года.
Товарищ Баррис построил для Элвиса достаточно автомобилей, чтобы Король Рок-н-Ролла решил встретиться с Королём Кастомайзеров лично. На фотографии июня 1967-ого года слева направо стоят: Ширли Баррис, Элвис Пресли, Джордж Баррис, Лэс Томпкинс и Бад Кунз у мастерской Barris Kustom City.

История Джорджа Барриса: с чего все начиналось

Джордж Баррис впервые появился на сцене кастомных автомобилей примерно в 1940-ом году. Товарищ Баррис, которому на тот момент было около пятнадцати лет, ошивался вокруг разных автомастерских, наблюдая за работой профессионалов. В одной из таких мастерских, под названием Brown’s Body Shop, Джорджу посчастливилось познакомиться ни с кем иным, как с самим Гарри Вестергардом. Честно говоря – и к моему сожалению – мне кажется, что это имя вряд ли кому-то что-то сегодня скажет, но если в двух словах, то если Джордж Баррис стал законодателем автомобильной моды 50-ых, то товарищ Вестергард – законодателем 40-ых, да и вообще пионером сцены кастомных автомобилей в целом. Чтобы дать вам понять, насколько весомым был вклад Гарри Вестергарда в культуру Америки 1940-ых годов, приведу один пример. Наверняка многие из читателей играли – или хотя бы слышали об игре L.A. Noire. Так вот, в этой игре есть пять автомобилей со словом Custom в названии. Не считая DeSoto Custom, которому просто дали такое название на заводе DeSoto, оставшиеся четыре машины являются настоящими кастомными автомобилями той эпохи. Так вот: из оставшихся четырёх, три автомобиля были построены при самом непосредственном участии Гарри Вестергарда.

Именно под началом такой значимой фигуры повезло учиться Джорджу Баррису. Впрочем, помимо Вестергарда был и ещё один человек, которому Джордж, судя по всему, обязан немалой частью своей славы. Речь идёт о его незаслуженно забытом брате – Сэме Баррисе. Несмотря на то, что, по большей части, учителем Сэма был его младший брат Джордж, именно старший брат открыл в себе страсть к работе с телами автомобилей, в то время как Баррис Д-ж. предпочитал заниматься генерацией и продвижением идей.

1941 Buick братьев Джорджа Барриса и Сэма Барриса
В 1944-ом году братья Баррис открывают собственную мастерскую, а в 1947-ом строят представленный на фотографии автомобиль – Buick 1941-ого года, который их прославил. В частности, именно эта машина берёт первое место на первой же Hot Rod Exposition в 1948-ом году (которая впоследствии была ежегодным мероприятием). Почему это важно? Потому в качестве программы шоу был создан первый выпуск того, что впоследствии стало называться Hot Rod Magazine, который существует до сих пор (хотя в 2024-ом году перешёл с ежемесячного издания на ежесезонное, так что конец, судя по всему, не за горами).

Став победителем Hot Rod Exposition 1948-ого года, Джордж не упустил возможности заключить партнёрство с одним из организаторов – Робертом Питерсоном, владельцем Издательской Компании имени Питерсона. Джордж с удовольствием принялся не только фотографировать, но и писать о своих проектах, а товарищ Питерсон – распространять сведения о работе братьев Баррис по всей Америке. Автомобили Сэма и Джорджа выходили один краше другого, журналы продавались успешно, партнёрство крепло. Со временем фамилия Баррис так или иначе регулярно появлялась в таких журналах, как Car Craft, Rod & Custom, Custom Cars и, конечно же, Hot Rod Magazine – и это далеко не полный список.

Легендарные кастомы имени Барриса

1951 Mercury Club Coupe, Hirohata Merc братьев Джорджа и Сэма Баррисов, пинстрайп Это Город, Кенни Вон Датча Говарда
Данная фотография заслуживает отдельной позиции, ведь пинстрайп под названием “Это – Город” исполнил никто иной, как отец современного пинстрайпинга как такового – лично Кенни “Вон Датч” Говард. Hirohata Merc чуть ли не в одиночку задал стиль всему десятилетию, и именно поэтому данный Mercury до сих пор зовётся не иначе, как “самый знаменитый кастом классической эпохи”. О многом говорит сам факт того, что спустя больше семидесяти лет, сменив множество владельцев, машина до сих пор известна под простым, но так много значащим названием Hirohata Merc.

Слава братьев Баррис в течении 1950-ых годов лишь неуклонно росла… И вдруг, в 1956-ом году, Сэм Баррис покидает мастерскую. Чем вызвано такое решение – неизвестно. Кастомрама утверждает, что Сэм Баррис был, в целом, несчастлив. В то время, как мастерская работала с восьми утра до шести или семи вечера, Сэм уходил домой в пять, да и вообще желал более спокойной жизни. Стоит также учесть, что в 1955-ом году автомобиль Джорджа Барриса впервые засветился в кино: вышеупомянутый Hirohata Merc, чья популярность в 50-ых также лишь росла, взяли на роль в фильме Running Wild (вместе с ещё одним автомобилем Барриса – Mercury Фреда Роу). Именно в этот момент Джордж Баррис, собственно, и проникает в киноиндустрию, не упустив такую шикарную возможность – что, судя по всему, совсем не вязалось с желаниями его старшего брата…

Смотрите еще  Лучший фильм с Элвисом Пресли: Speedway 1968

Статья о Джордже Баррисе, Человек, Меняющий Лицо Детройта
И именно в одной из оригинальных статей про Ацтека Джорджа Барриса называют не иначе, как “Человек, Меняющий Лицо Детройта”. Что, впрочем, являлось правдой, так как некоторые решения, которые братья Баррис использовали в своих кастом-карах первой половины 50-ых годов были успешно позаимствованы крупными корпорациями для вполне себе заводских автомобилей – настолько велика была популярность построенных Баррисами машин. И в то время, как Сэм Баррис покинул мастерскую, популярность его младшего брата продолжила расти.

В общем и целом, после того, как Сэм Баррис отошёл от дел, Джордж покатился по голливудской дорожке. Помимо строительства автомобилей для фильмов, сериалов и звёзд раздичной величины, Баррис брался буквально за всё, что приносило деньги – от продюссирования фильмов до производства игрушечных машинок с радиоуправлением. В каком-то смысле, история Барриса после 1960-ого года – это история медленного, но верного падения, апофеозом которой стал поступивший в середине двухтысячных заказ от New York Times на модификацию Тойоты Приус, одним из условий в котором значилось не рубить тело автомобиля и не вносить никаких изменений в гибридный механизм автомобиля… и все эти условия Джордж Баррис на кой-то хрен принял – чем, разумеется, вызвал нервный смех всей кастомной сцены.

Смотрите еще  Hack Mack Jackson - Low Budget High Convenience (2020), низкий бюджет не помехехеха

Джордж Баррис в фильме Генри Блайта Халицки Старьёвщик, 1982
Джордж Баррис образца 1982-ого года исполняет камео в фильме Старьёвщик Генри Блайта Халицки.

В чём главная заслуга Джорджа Барриса?

Тем не менее, даже за голливудские проекты Джорджа Барриса на кастомной сцене всё же уважают, хоть и кривят лицо при виде многих из его “звёздных” автомобилей. А дело в том, что какими бы не были неоднозначными поздние машины товарища Барриса, а на английской Википедии в первых трёх абзацах из не-киношных машин упомянут только Hirohata Merc, а остальные три – это Munster Koach и DRAG-U-LA из сериала The Munsters, а также Бэтмобиль. А о чём нам говорит такой факт? Да о том, что своей неуёмной деятельностью и попыткой пропихнуть свои автомобили буквально повсюду, Джордж Баррис нехило так продвинул кастомную культуру в массы. Именно благодаря Джорджу и его безумным автомобилям в сериалах, а также масштабным моделькам, радиоуправляемым машинкам, статьям в журналах и всему прочему, кастомная сцена привлекла к себе немалое количество людей. И немалое количество будущих автостроителей начинало с тех же моделек Ala Kart в масштабе 1/25. А Роб Зомби свою песню 1998-ого года назвал не иначе, как Dragula, и в клипе был именно Munster Koach Джорджа Барриса.

Джордж Баррис дожил до 89-ти лет и ушёл от нас мирно, во сне, в 2015-ом году. Без Джорджа, его неуёмной энергии и готовности без малейшего стыда браться даже за самые спорные проекты, Barris Kustoms долго не прожили, и в феврале 2024-ого года было объявлено о закрытии знаменитой мастерской. Эпоха закончилась тихо, словно шелест перевёрнутой страницы. И всё же – опять же, благодаря желанию Джорджа влезть во все возможные ниши – автомобили братьев Баррис будут жить ещё долго: если даже не в своей первоначальной форме, то в книгах, журналах, на мониторах и экранах теливизоров. И, что самое главное, они продолжат вдохновлять и будущие поколения автофанатов, продолжат завлекать людей на кастомную сцену – а потому вклад Барриса в автомобильную культуру если и возможно оценить как-то однозначно, то делать это ещё очень и очень рано.

Падальщик, питающийся забытым искусством. Наркоман, сидящий на виниловой игле. Хардкорный читер, разумеется не получающий удовольствия от видеоигр. Зелот, верящий, что Бог создал людей только для того, чтобы они создали V-образный двигатель.