Держу пари, что немалая часть людей, которая слышала о Джордже Баррисе и знакомилась с его творениями, была удивлена тем фактом, что именно Барриса называют Королём Кастомайзеров. А всё дело в том, что самые известные – и самый спорные – автомобили товарища Барриса, которые он построил для разных звёзд, телесериалов и кинолент, были созданы уже после того, как Джордж получил своё звание Короля. И получил он его, само собой, вовсе не за Бэтмобиль и обвешанную золотом Каргулью, и даже не за построенный для Элвиса Пресли Кадиллак.
Нет, прозвище Короля Кастомайзеров товарищу Баррису дали именно сами кастомайзеры, за гораздо более ранние проекты. Они не мелькали на телеэкранах и за их рулём не сидел Элвис, а поэтому старые проекты Барриса гораздо менее известны в народе в целом, но именно они принесли Джорджу славу на кастом сцене, и именно их в среде кастомайзеров до сих пор действительно почитают и превозносят.
Джордж Баррис и Элвис
История Джорджа Барриса: с чего все начиналось
Джордж Баррис впервые появился на сцене кастомных автомобилей примерно в 1940-ом году. Товарищ Баррис, которому на тот момент было около пятнадцати лет, ошивался вокруг разных автомастерских, наблюдая за работой профессионалов. В одной из таких мастерских, под названием Brown’s Body Shop, Джорджу посчастливилось познакомиться ни с кем иным, как с самим Гарри Вестергардом. Честно говоря – и к моему сожалению – мне кажется, что это имя вряд ли кому-то что-то сегодня скажет, но если в двух словах, то если Джордж Баррис стал законодателем автомобильной моды 50-ых, то товарищ Вестергард – законодателем 40-ых, да и вообще пионером сцены кастомных автомобилей в целом. Чтобы дать вам понять, насколько весомым был вклад Гарри Вестергарда в культуру Америки 1940-ых годов, приведу один пример. Наверняка многие из читателей играли – или хотя бы слышали об игре L.A. Noire. Так вот, в этой игре есть пять автомобилей со словом Custom в названии. Не считая DeSoto Custom, которому просто дали такое название на заводе DeSoto, оставшиеся четыре машины являются настоящими кастомными автомобилями той эпохи. Так вот: из оставшихся четырёх, три автомобиля были построены при самом непосредственном участии Гарри Вестергарда.
Именно под началом такой значимой фигуры повезло учиться Джорджу Баррису. Впрочем, помимо Вестергарда был и ещё один человек, которому Джордж, судя по всему, обязан немалой частью своей славы. Речь идёт о его незаслуженно забытом брате – Сэме Баррисе. Несмотря на то, что, по большей части, учителем Сэма был его младший брат Джордж, именно старший брат открыл в себе страсть к работе с телами автомобилей, в то время как Баррис Д-ж. предпочитал заниматься генерацией и продвижением идей.
Став победителем Hot Rod Exposition 1948-ого года, Джордж не упустил возможности заключить партнёрство с одним из организаторов – Робертом Питерсоном, владельцем Издательской Компании имени Питерсона. Джордж с удовольствием принялся не только фотографировать, но и писать о своих проектах, а товарищ Питерсон – распространять сведения о работе братьев Баррис по всей Америке. Автомобили Сэма и Джорджа выходили один краше другого, журналы продавались успешно, партнёрство крепло. Со временем фамилия Баррис так или иначе регулярно появлялась в таких журналах, как Car Craft, Rod & Custom, Custom Cars и, конечно же, Hot Rod Magazine – и это далеко не полный список.
Легендарные кастомы имени Барриса
Слава братьев Баррис в течении 1950-ых годов лишь неуклонно росла… И вдруг, в 1956-ом году, Сэм Баррис покидает мастерскую. Чем вызвано такое решение – неизвестно. Кастомрама утверждает, что Сэм Баррис был, в целом, несчастлив. В то время, как мастерская работала с восьми утра до шести или семи вечера, Сэм уходил домой в пять, да и вообще желал более спокойной жизни. Стоит также учесть, что в 1955-ом году автомобиль Джорджа Барриса впервые засветился в кино: вышеупомянутый Hirohata Merc, чья популярность в 50-ых также лишь росла, взяли на роль в фильме Running Wild (вместе с ещё одним автомобилем Барриса – Mercury Фреда Роу). Именно в этот момент Джордж Баррис, собственно, и проникает в киноиндустрию, не упустив такую шикарную возможность – что, судя по всему, совсем не вязалось с желаниями его старшего брата…
В общем и целом, после того, как Сэм Баррис отошёл от дел, Джордж покатился по голливудской дорожке. Помимо строительства автомобилей для фильмов, сериалов и звёзд раздичной величины, Баррис брался буквально за всё, что приносило деньги – от продюссирования фильмов до производства игрушечных машинок с радиоуправлением. В каком-то смысле, история Барриса после 1960-ого года – это история медленного, но верного падения, апофеозом которой стал поступивший в середине двухтысячных заказ от New York Times на модификацию Тойоты Приус, одним из условий в котором значилось не рубить тело автомобиля и не вносить никаких изменений в гибридный механизм автомобиля… и все эти условия Джордж Баррис на кой-то хрен принял – чем, разумеется, вызвал нервный смех всей кастомной сцены.
В чём главная заслуга Джорджа Барриса?
Тем не менее, даже за голливудские проекты Джорджа Барриса на кастомной сцене всё же уважают, хоть и кривят лицо при виде многих из его “звёздных” автомобилей. А дело в том, что какими бы не были неоднозначными поздние машины товарища Барриса, а на английской Википедии в первых трёх абзацах из не-киношных машин упомянут только Hirohata Merc, а остальные три – это Munster Koach и DRAG-U-LA из сериала The Munsters, а также Бэтмобиль. А о чём нам говорит такой факт? Да о том, что своей неуёмной деятельностью и попыткой пропихнуть свои автомобили буквально повсюду, Джордж Баррис нехило так продвинул кастомную культуру в массы. Именно благодаря Джорджу и его безумным автомобилям в сериалах, а также масштабным моделькам, радиоуправляемым машинкам, статьям в журналах и всему прочему, кастомная сцена привлекла к себе немалое количество людей. И немалое количество будущих автостроителей начинало с тех же моделек Ala Kart в масштабе 1/25. А Роб Зомби свою песню 1998-ого года назвал не иначе, как Dragula, и в клипе был именно Munster Koach Джорджа Барриса.
Джордж Баррис дожил до 89-ти лет и ушёл от нас мирно, во сне, в 2015-ом году. Без Джорджа, его неуёмной энергии и готовности без малейшего стыда браться даже за самые спорные проекты, Barris Kustoms долго не прожили, и в феврале 2024-ого года было объявлено о закрытии знаменитой мастерской. Эпоха закончилась тихо, словно шелест перевёрнутой страницы. И всё же – опять же, благодаря желанию Джорджа влезть во все возможные ниши – автомобили братьев Баррис будут жить ещё долго: если даже не в своей первоначальной форме, то в книгах, журналах, на мониторах и экранах теливизоров. И, что самое главное, они продолжат вдохновлять и будущие поколения автофанатов, продолжат завлекать людей на кастомную сцену – а потому вклад Барриса в автомобильную культуру если и возможно оценить как-то однозначно, то делать это ещё очень и очень рано.